Слайд 2Летописи и другие исторические сочинения
Новые летописные своды создавались при дворах князей —
во Владимире, Ростове, Рязани, Твери, позднее в Москве. Не прерывалось летописание в Новгороде и Пскове.
Под руководством митрополита Макария, а порой и самого Ивана Грозного создавались летописи и другие исторические сочинения, в которых проводилась мысль о преемственности власти византийских императоров и русского царя, идея самодержавной власти.
Этими идеями был наполнен Лицевой свод, или Никоновская летопись, в которой было 16 тыс. цветных лиц
Слайд 3Исторические повести и сказания сообщали о важнейших событиях времён Ивана Грозного. Так,
«Повесть о Молодинском сражении» воспевает блестящую победу русских над крымским ханом в 1572 г. «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» поспищена героической обороне города.
Слайд 4Жития, сказания и хождения
Жития — это церковные сочинения о выдающихся русских людях
— князьях, деятелях Церкви.
Церковь причисляла к лику святых. «Житие святого Александра Невского» рассказывало о замечательных подвигах князя в борьбе со шведскими и немецкими завоевателями, о его дипломатической деятельности и отношениях с Золотой Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая.
Слайд 5Любимым чтением русских людей стало «Житие Сергия Радонежского», написанное его учеником Епифанием
Премудрым.
Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву» воссоздаёт события, потрясшие Русь после блестящ ей победы на Куликовом поле.
Слайд 6В XIV—XV вв. на Руси дальнейшее развитие получил жанр хождения — сочинения
о дальних путешествиях. В «Хождении за три моря» рассказывалось о многолетнем путешествии русского купца Афанасия Никитина по странам Востока в 1468-1474 гг.
Слайд 7Грамотность и книгопечатание
Создание централизованного государства, реформы центрального и местного управления требовали всё
большего количества грамотных людей.
Появились учебники по грамматике и арифметике и мастера грамоты, которые помогали написать людям челобитную царю, составить завещание или купчую грамоту.
Слайд 8Всё чаще в домах богатых людей появлялись библиотеки, включавшие как русские рукописи,
так и книги, переведённые с греческого, латыни, древнееврейского языков.
Иван Грозный владел огромной библиотекой.
Слайд 9Через 100 лет после Гутенберга, в 1564 г., русский мастер Иван Фёдоров
напечатал книгу «Апостол», своеобразный сборник, содержавший употреблявшиеся во время богослужения тексты Нового Завета. Затем он выпустил ещё несколько книг.
Слайд 10Среди первых русских изданий выделяется «Домострой», содержавший руководство по поведению православного человека
в семье и обществе. Его создателем был священник Сильвестр, истовый поборник патриархальны х порядков.
Слайд 11Зодчество
Был создан краснокирпичный Московский Кремль, замечательный архитектурны й ансамбль, который и в
наш и дни поражает своей красотой и величавостью .
Слайд 12В 1475-1479 гг. по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти был построен Успенский
собор Московского Кремля.
В 1485 г. началось строительство новых кремлёвских стен
Слайд 13Строительством знаменитой Грановитой палаты, места торжественных приёмов царём иностранных послов, руководили также
итальянец Марк Фрязин. и Пьетро Антонио Солари.
С XVI в. такие храмы украшают Русскую землю. В подобном же стиле, но с девятью каменным и шатрам и был построен и знаменитый собор Василия Блаженного в Москве.
Слайд 14Живопись
От этого времени до нас доходят замечательны е творения Феофана Грека, Андрея
Рублёва и Даниила Чёрного. Все они были иконописцами, мастерам и фресковой живописи.
Феофан Грек Андрей Рублёв Даниил Чёрный
Слайд 15Младшим современником Феофана Грека был крупнейший мастер московской школы живописи Андрей Рублёв,
м онах сначала Троице-Сергиева монастыря, потом московского Спасо-Андроникова монастыря.
Вместе с Феофаном Греком Рублёв расписывал фрескам и ещё деревянный Благовещенский собор Московского Кремля.
В дальнейшем Андрей Рублёв стал наиболее известным русским живописцем.
Слайд 16В творчестве Андрея Рублёва до совершенства доведена идея сочетания живописного мастерства и
религиозно-философского смысла. Особенно это видно в знаменитой «Троице», созданной в 1420-е гг. для Троицкого собора Троице-Сергиевом монастыре.
Слайд 17Изображённые на иконе в виде ангелов трое странников, присевших за трапезой, по
мысли художника, воплощают в себе Святую Троицу — справа сидит Святой Дух, слева — Бог Отец, а в центре Бог Сын — Иисус Христос, который придёт в мир людской, чтобы своими страданиями направить человеческий род на путь спасения. Все три фигуры и по облику своему, и по движению тел составляют единое целое. В то же время у каждого из персонажей — свои размышления, своя судьба. Икона пронизана идеей высокого гуманизма, жертвенности.
Слайд 18Фольклор
Устное народное творчество — песни, пословицы, поговорки, былины, сказки, как и в
прошлые века, были составляющей частью русской культуры XIV-XVI вв.
В былинах о Владимире Святославиче и Владимире Мономахе, слившихся в народном сознании в одно лицо, рассказывалось о схватках со степняками.
Складывались былины об Илье Муромце, олицетворявшем русскую силушку, и о других богатырях Русской земли
Слайд 19Исторические песни полны воспоминаний о восстаниях против Орды.
Слагались в народе и лирические,
и свадебные песни, остроумные пословицы и поговорки, весёлые частушки.
Фольклор XVI в. в полной мере отразил героев той бурной поры. В сказках выступает в первую очередь яркая, противоречивая фигура Ивана Грозного.
Слайд 20Быт
В XIV-XVI вв. быт народа менялся медленно, новшества касались крупных городов, в
первую очередь Москвы.
Знатные люди, как правило, носили длинные, до пят, одежды — кафтаны, шубы; они украшались драгоценными камнями, дорогим серебряным и золотым шитьём, вышивкой.
Мужчины и женщины носили украшения — перстни и монисты, цепи и пояса с пряжкам и из золота и серебра.
Слайд 21Быт простого народа, крестьян, ремесленников и работных людей, отличался своей традиционностью .
По-прежнему строились деревянные рубленые избы с двускатной тесовой или соломенной крышей, бани.