Культура Руси в XII-XV вв

Содержание

Слайд 2

ЭТАПЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

ЭТАПЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 3

ЛЕТОПИСИ XII – НАЧАЛО XII ВВ.

После распада Киевской Руси на удельные княжества

ЛЕТОПИСИ XII – НАЧАЛО XII ВВ. После распада Киевской Руси на удельные
летописание приобрело местный характер. Велись семейные и родовые княжеские летописи, которые писались по заказу князя его приближенными, чаще всего представителями духовенства.
Летописные своды разных княжеств отличались предметом и стилем повествования. Особенным богатством языка обладали Киевская и Галицкая.

Слайд 4

Первой летописью Руси принято считать «Повесть временных лет», созданную в 1110-1118 гг.

Первой летописью Руси принято считать «Повесть временных лет», созданную в 1110-1118 гг.
Монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

! Он составил хронику Руси от библейских времен до 1117 г.

Также является автором «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия»

Слайд 6

Киево-Печерский патерик

Киево-Печерский патерик

Слайд 7

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Это наиболее известный памятник литературы Древней Руси.
В основе

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Это наиболее известный памятник литературы Древней Руси. В
сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославовичем в 1185 году.
«Слово» было написано, предположительно, в последней четверти XII века, вскоре после описываемого события (часто датируется тем же 1185 годом, реже — 1—2 годами позже).

Автор поэмы, оставшийся неизвестным, говорит о необходимости объединения русских князей, прекращения междоусобиц, совместной защите родной земли.

Слайд 8

«Слово Даниила Заточника»

«Моление (Послание) Даниила Заточника»

XII в.

XIII в.

Документ представляет собой обращение

«Слово Даниила Заточника» «Моление (Послание) Даниила Заточника» XII в. XIII в. Документ
к Переяславско-Суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу. До нашего времени он дошел в двух редакциях.

Слайд 9

Это челобитная с просьбой о помощи – «Избави мя от нищеты сея»

Основная

Это челобитная с просьбой о помощи – «Избави мя от нищеты сея»
идея послания -прославление княжеской власти.

Некоторые исследователи считают «Моление Даниила Заточника» первым опытом древнерусской дворянской публицистики.
Для стиля «Моления Даниила Заточника» характерны сочетание цитат из Библии, летописи с живой речью, сатирой, направленной против бояр и духовенства. Отличается книжными познаниями автора, богатством образов, сатирическим отношением к окружающим. Нарочитая униженность сочетается с подчёркнутым умственным превосходством.

Слайд 10

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ (С XIV В.)

В XIII-XV вв. главной темой устного народного

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ (С XIV В.) В XIII-XV вв. главной темой устного народного
творчества стала борьба с татаро-монгольскими завоевателями.
Возникает новый фольклорный жанр – исторические песни и сказания. Их принципиальное отличие от былин в том, что они описывали реальные события и персонажей – битву на Калке, Куликовскую битву и другие. В исторических песнях сохранились элементы былин, а именно использование постоянных эпитетов, повторов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

ГЕРОИ ПЕСЕН:

Слайд 11

ВОИНСКИЕ ПОВЕСТИ

Наряду с пергаментом на Руси стала использоваться бумага, привозимая из Европы.

ВОИНСКИЕ ПОВЕСТИ Наряду с пергаментом на Руси стала использоваться бумага, привозимая из
Развивалась письменность.

Основной темой литературных произведений, как и фольклора, было татаро-монгольское иго.

К XIV в. начала возрождаться русская художественная литература.

Слайд 12

Повесть о разорении Рязани Батыем — произведение древнерусской литературы. Посвящено взятию Рязани

Повесть о разорении Рязани Батыем — произведение древнерусской литературы. Посвящено взятию Рязани
монголо-татарами в декабре 1237 года.

Основная мысль произведения – мужество русских воинов, призыв к самопожертвованию во имя родной земли.

Слайд 13

«Сказание» дошло до нас в большом количестве списков. Некоторые из них имеют

«Сказание» дошло до нас в большом количестве списков. Некоторые из них имеют
очень позднюю дату — конец XVIII—начало XIX века, что говорит об огромной популярности произведения в России.

«Сказание о Мамаевом побоище»

— литературное произведение XV века об исторических событиях Куликовской битвы.

В «Сказании» повествуется о небесных видениях, предвещавших победу русского народа, приводится множество интересных подробностей этого события, в числе которых посольство Захария Тютчева к Мамаю.

Наряду с исторически достоверными фактами содержит и некоторые легендарные эпизоды.

Слайд 14

— памятник древнерусской литературы конца XIV — начала XV веков, повествующий о

— памятник древнерусской литературы конца XIV — начала XV веков, повествующий о
победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая в Куликовской битве.

«Задонщина»

В тексте «Задонщины» явно прослеживается влияние «Слова о полку Игореве». Поэма не просто написана по образцу «Слова» , но автор даже использует целые фразы, образы, выражения из предыдущего текста, применяя их к Куликовской битве.

Слайд 15

ЖИТИЯ

Популярным жанром были биографии – жития. В XIII – XV вв. было

ЖИТИЯ Популярным жанром были биографии – жития. В XIII – XV вв.
написано много житий святых, князей, церковных деятелей.

Слайд 19

Афанасий Никитин – знаменитый русский путешественник. Запомнился в истории благодаря прозаическому труду

Афанасий Никитин – знаменитый русский путешественник. Запомнился в истории благодаря прозаическому труду
«Хождение за три моря», кратко описывающем все его путешествия, продлившиеся около 7 лет. Никитин стал одним из первых европейцев, что посетили Индию, побывав в ней за 30 лет до Васко да Гамы.

Умер Афанасий Никитин на Смоленщине осенью 1474 года. Эта предположительная дата и считается окончанием путешествия.
После его смерти, записки о путешествиях под названием «Хождение за три моря» попали в руки московского дьяка Василия Момырева, который переписал их в несколько летописей таким образом сохранив наследие великого русского путешественника. Позже, в 1818 году, о «Хождении…» стало известно широкой публике, после того, как Н. М. Карамзин опубликовал их в своей «Истории государства Российского».

Слайд 20

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЛЕТОПИСАНИЯ

В них описывались исторические события, природные явления, бытовые подробности. В летописи

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЛЕТОПИСАНИЯ В них описывались исторические события, природные явления, бытовые подробности. В
включались литературные произведения, было много богословских и философских рассуждений.

Слайд 21

ОБЩЕРУССКИЕ ЛЕТОПИСНЫЕ СВОДЫ

Первым подобным документом стал свод Киприана, митрополита всея Руси. Общерусский

ОБЩЕРУССКИЕ ЛЕТОПИСНЫЕ СВОДЫ Первым подобным документом стал свод Киприана, митрополита всея Руси.
летописный свод 1408 г. Составлялся по инициативе митрополита и при его участии. Для этого были привлечены летописные материалы не только Москвы, но и Великого Новгорода, Смоленска, Твери и других городов из подчиненных в церковном отношении княжеств.

Свод носил промосковский характер и был написан в публицистическом тоне. Помимо российской истории, туда были включены и факты из истории Литовского великого княжества. Троицкая летопись, в которую вошел свод, была уничтожена в московском пожаре 1812 г.

Слайд 22

ХРОНОГРАФ

Хронографами называют летописные произведения, посвященные всемирной истории.

Год написания первого Русского хронографа

ХРОНОГРАФ Хронографами называют летописные произведения, посвященные всемирной истории. Год написания первого Русского
точно не определен, он находится в интервале от 1512 до 1522 года

Слайд 23

Он написан в Иосифо Волоколамском монастыре, который являлся одним из центров исторической

Он написан в Иосифо Волоколамском монастыре, который являлся одним из центров исторической
книжности.

Предполагаемым составителем хронографа называют монастырского старца, известного книжника Досифея Топоркова.

Для написания использовалось огромное количество источников – хроники, жития, библейские сказания, летописи, причем не только русские, но и других народов, например, болгар и сербов. Первая редакция Русского хронографа излагает историю мира от его сотворения согласно Библии до падения Византии в 1453 г. Известно несколько более поздних редакций Русского хронографа, последняя – в 1620 г.

Имя файла: Культура-Руси-в-XII-XV-вв.pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 0