Культура и духовная жизнь в XIV-XV вв

Содержание

Слайд 2

Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв.

1-й этап – От Батыева нашествия до

Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 1-й этап – От Батыева
середины XIV в.
Характеризуется глубоким упадком материальной и духовной культуры, разрывом культурных связей Руси с другими странами, особенно европейскими, падением культурной роли старых центров: Киева, Чернигова, Ростова, Суздаля, Владимира. Сохраняют ведущее культурное значение лишь Новгород и Псков.
В конце периода наблюдаются первые признаки возрождения.
Возобновляется каменное строительство, появляются новые центры летописания: Москва и Тверь.

Слайд 3

2-й этап – середина XIV в. – середина XV в.
Характеризуется хозяйственным подъемом,

2-й этап – середина XIV в. – середина XV в. Характеризуется хозяйственным
укреплением княжеской государственности, появлением новых политических центров, борьбой за объединение.
Осознается единство русской земли.
Постепенно преодолевается замкнутость русской культуры.
Появляется цикл литературных памятников, связанных с Куликовской битвой.
Достигает расцвета новгородское зодчество.
Создаются шедевры фресковой живописи и иконописи – произведения Феофана Грека и Андрея Рублева.

Слайд 4

3-й этап – вторая половина XV в. – начало XVI в.
Характеризуется объединением

3-й этап – вторая половина XV в. – начало XVI в. Характеризуется
русских земель в единое государство, слиянием местных культур в единую русскую культуру, превращением Москвы в общерусский культурный центр.
Усиливаются связи с западноевропейской культурой.
Достигает расцвета московское зодчество, формируется ансамбль Московского Кремля.
Крупнейший художник эпохи – Дионисий.

Слайд 5

Основная идея – преодоление катастрофических последствий
монголо-татарского нашествия, ликвидация ордынского ига
через собирание русских

Основная идея – преодоление катастрофических последствий монголо-татарского нашествия, ликвидация ордынского ига через собирание русских земель
земель

Слайд 6

Грамотность

Грамотными на Руси были священники и горожане.
Подтверждением широкого распространения грамотности среди горожан

Грамотность Грамотными на Руси были священники и горожане. Подтверждением широкого распространения грамотности
стали берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде, а впоследствии – и в других городах, в т.ч. в Москве.
Грамоты содержат личную переписку, долговые расписки, хозяйственные записи, упражнения учеников и т.п.
Найдено уже более 1 тыс. грамот XIV–XV вв.

Берестяные грамоты XIII в.: рисунок и прописи мальчика Онфима.

Слайд 7

Грамотность

Писали на Руси не только на берестяных грамотах, но и на вощеных дощечках

Грамотность Писали на Руси не только на берестяных грамотах, но и на
– церах.
Для письма применяли заостренные палочки – писала.
Известны также надписи на глиняных и медных сосудах, бочках, других ремесленных изделиях. Чаще всего это имена мастеров.
Надпись на потире 1499 г.: «А делал Иван Фомин».

Берестяные грамоты, церы и писала, найденные на раскопках в Новгороде.

Слайд 8

Письменность

Важнейшими центрами письменности являлись монастыри и княжеские канцелярии. Во многих монастырях имелись

Письменность Важнейшими центрами письменности являлись монастыри и княжеские канцелярии. Во многих монастырях
обширные библиотеки.
Писцы объединялись в мастерские, выдерживая специализацию: одни переписывали текст, другие рисовали заставки и миниатюры, третьи готовили пергамен, краски и чернила.
В XIV в. на смену пергамену пришла импортная (итальянская) бумага. Поначалу она была не дешевле, но позволяла писать быстрее.
В XV в. бумагу стали ввозить также из Франции, а позднее – из Германии.

Отослание апостолов на проповедь.
Миниатюра из Сийского Евангелия 1339 г. – древнейшей московской рукописи.

Слайд 9

Письменность

Листы бумаги склеивали в виде свитков (столбцов) или складывали в тетради (греч.

Письменность Листы бумаги склеивали в виде свитков (столбцов) или складывали в тетради
«тетрас» означает «четыре» – четыре листа).
Несколько тетрадей сшивали в книгу. Деревянный переплет обтягивали кожей, украшали бархатом, серебряным позолоченным окладом, драгоценными камнями.
Книги стоили целое состояние.

Евангелие XV в.
Ризница Троице-Сергиева монастыря.

Слайд 10

Письменность

Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами.
В XIII–XIV вв. часто использовался «чудовищный» орнамент,

Письменность Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами. В XIII–XIV вв. часто
составленный из изображений фантастических существ.
В XV в. распространился плетеный и растительный орнамент.

Евангелист Иоанн, диктующий Прохору.
Миниатюра из Федоровского Евангелия XIV в.

Слайд 11

Фольклор

Сказания:
о битве на реке Калке
о разорении Рязани Батыем
о Куликовской битве
осовремененные былины о

Фольклор Сказания: о битве на реке Калке о разорении Рязани Батыем о
богатырях, защищающих Киев
Новгородские былины:
о Василии Буслаеве
о Садко
Исторические песни
(о реальных событиях):
«Песня о Щелкане Дудентьевиче»
(о восстании в Твери в 1327 г.)

Слайд 12

Литература в XIV-XV вв.

Летописи (Новгород, Тверь, Москва, Смоленск)
1409 г. – первый общерусский

Литература в XIV-XV вв. Летописи (Новгород, Тверь, Москва, Смоленск) 1409 г. –
летописный свод
(Троицкая летопись)

Воинские повести
«Задонщина» (конец XIV в.)
«Сказание о Мамаевом побоище» (конец XIV в.)

Хождения
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина (ХV в.)

Жития святых
Митрополита Петра, Сергия Радонежского, Стефана
Пермского и др.

Слайд 13

Архитектура

Русское зодчество понесло тяжкие утраты в период Батыева нашествия.
Когда на Руси после

Архитектура Русское зодчество понесло тяжкие утраты в период Батыева нашествия. Когда на
нашествия возобновилось каменное строительство?
Это произошло лишь в конце XIII в., через полвека после нашествия.
Крупнейшим центром зодчества стал не пострадавший от нашествия Новгород.
Новгородские церкви XIII–XIV вв. были не только культовыми, но и оборонительными постройками,

Церковь Николы на Липне близ Новгорода.
1292 г.

?

Слайд 14

Архитектура

Новгородские храмы этого времени строились на средства отдельных бояр, купеческих объединений или

Архитектура Новгородские храмы этого времени строились на средства отдельных бояр, купеческих объединений
городских концов. Они невелики по размеру, имеют мощные стены с окнами-бойницами, один купол.
Вместо традиционных трех апсид осталась одна. Здания выглядят массивными и монолитными.

Церковь Спаса на Ковалеве. Новгород. 1345 г.
Разрушена во время Великой Отечественной войны.
Восстановлена реставраторами.

Слайд 15

Архитектура

Древнейшие сохранившиеся памятники московского зодчества – в Подмосковье.
Успенский собор «на Городке» в

Архитектура Древнейшие сохранившиеся памятники московского зодчества – в Подмосковье. Успенский собор «на
Звенигороде построен Юрием Звенигородским в 1396-1397 гг. (по другой версии в 1407 г.).
Белокаменный одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм. Подражание владимирским храмам, но меньше, более приземист, беднее декором: нет ни аркатурных поясов, ни барельефов.

Успенский собор «на Городке» в Звенигороде.
Первоначальный вид.
Реконструкция.

Слайд 16

Архитектура

В том же стиле построены Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (1405

Архитектура В том же стиле построены Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде
г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.)

Рождественский собор Саввино-Сторожеского монастыря.

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря.

Слайд 17

Архитектура

В 1427 г. был построен Спасский собор Андроникова монастыря – древнейшее из

Архитектура В 1427 г. был построен Спасский собор Андроникова монастыря – древнейшее
дошедших до наших дней здание Москвы.
Здесь традиционный для владимирского зодчества кубический объем нарушен: средние своды возвышены над боковыми.
Как это повлияло на внешний вид собора, на его зрительное восприятие?

Спасский собор Андроникова монастыря.

?

Слайд 18

Архитектура

Новый этап развития русского зодчества наступил в конце XV в., когда в

Архитектура Новый этап развития русского зодчества наступил в конце XV в., когда
связи с браком Ивана III и Софьи Палеолог Москва стала претендовать на роль центра мирового православия.
По распоряжению Ивана III обветшавшие постройки времен Ивана Калиты были разобраны. В 1472 г. началось строительство нового Успенского собора.
Но в 1474 г. уже подведенные под своды стены неожиданно рухнули.
Тогда великий князь пригласил в Москву итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.

Успенский собор Московского Кремля.
Арх. Аристотель Фиораванти.

Слайд 19

Архитектура

Аристотель Фиораванти, приступая к строительству, ознакомился с традициями русского зодчества во Владимире,

Архитектура Аристотель Фиораванти, приступая к строительству, ознакомился с традициями русского зодчества во
Ростове, Ярославле.
В итоге в 1475–1479 гг. итальянец создал произведение типично русской архитектуры, обогатив его приемами итальянского Возрождения.
Успенский собор – пятиглавый, по стенам украшен аркатурным поясом. Этим он схож с Успенским собором Владимира.
Но этим сходство почти исчерпывается.

Успенский собор Московского Кремля.
Южный фасад.
Арх. Аристотель Фиораванти.

Слайд 20

Архитектура

В 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен и башен Кремля взамен

Архитектура В 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен и башен Кремля
обветшавших белокаменных времен Дмитрия Донского.
В строительстве принимали участие итальянские архитекторы Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Фрязин.

Московский Кремль при Иване III.
Худ. А.М. Васнецов.

В Кремле было построено 18 башен, в т.ч. 6 проездных.
Строительство завершилось в 1516 г.

Слайд 21

Архитектура

В 1489 г. псковские мастера построили в Кремле Благовещенский собор – домовую

Архитектура В 1489 г. псковские мастера построили в Кремле Благовещенский собор –
церковь государя. Подобно раннемосковским храмам он был трехглавым. Две западные главы были достроены в 1564 г. В 1572 г. пристроено крыльцо.

Благовещенский собор как и другие московские храмы, построен из кирпича (в Пскове строили из белого камня).
Собор сочетает московские традиции (узорчатые пояса, килевидные закомары и порталы) и псковские (квадратные столбы, повышенные подпружные арки).

Благовещенский собор Московского Кремля.

Слайд 22

Архитектура

В 1487–1491 гг. в Кремле была построена Грановитая палата для приема иностранных

Архитектура В 1487–1491 гг. в Кремле была построена Грановитая палата для приема
послов.
Это был самый большой зал в тогдашней Руси.
Своды опирались на огромный центральный столп.

Грановитая палата Московского Кремля.
Арх. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

Слайд 23

Живопись

В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи.
Характерные особенности: узкие вытянутые фигуры, обилие изящных миниатюрных

Живопись В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи. Характерные особенности: узкие вытянутые
деталей, многослойные композиции, богатая цветовая гамма, особенно киноварный (алый) цвет.

Новгородская икона XIV в.
«Сошествие Христа во ад».

Новгородская икона XIV в. «Георгий-змееборец»

Слайд 24

Живопись Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.)

Успение Богородицы. 1392 г.

Родом из Византии.
Работал

Живопись Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.) Успение Богородицы. 1392 г.
в Константинополе,
Новгороде (церковь Спаса на
Ильине улице), Москве
(Благовещенский и
Архангельский соборы в
Московском Кремле).
Эмоциональность. Драматизм.
Сдержанный, аскетичный
колорит

Слайд 25

Живопись Андрей Рублев (1370 – 1430 гг.)

Троица. 1410-1420-е гг.

Икона Христа. 1410-1415 гг.

Монах Троице-Сергиева,

Живопись Андрей Рублев (1370 – 1430 гг.) Троица. 1410-1420-е гг. Икона Христа.

затем Спасо-Андроникова
монастыря.
Фрески Благовещенского
собора
Московского Кремля,
Успенского собора во
Владимире.
Мягкость. Человечность.
Более сдержанная манера
письма, чем у Феофана Грека.
Имя файла: Культура-и-духовная-жизнь-в-XIV-XV-вв.pptx
Количество просмотров: 43
Количество скачиваний: 0