Культура России

Содержание

Слайд 2

Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ

Создание единого государства привело к

Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ Создание единого государства привело к
огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в

П. Коровин «Взятие Казани
Иоанном Грозным»

развитии культуры. В XVI в. Россия переживала культурный подъём, начинается формирование единой русской культуры,
которая складывалась на основе культурных достижений всех русских земель и народов, с которыми эти земли имели тесные связи.

Слайд 3

Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ

В XVI в. в произведениях

Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ В XVI в. в произведениях
культуры отражались исторические события, а также проблемы, стоявшие перед Россией. В них
преобладала героическая тематика, выражались идеипатриотизма,
крепкой государственной власти. Значительно меняется сам характер культуры - она становится более светской, всё больший интерес проявлялся к человеку, его внутреннему миру. В 40-70-х годах XVI в. определяющую роль стали играть светские публицисты, такие, как видный дипломат Ф. И. Карпов и дворянин И.С. Пересветов.

Покровская башня Псковского кремля

Слайд 4

Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ

Освобождение от ордынского владычества и

Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ Освобождение от ордынского владычества и
создание единого государства способствовали развитию культурных контактов России с другими странами. Особенно успешно они развивались с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие след в развитии русской культуры.

Успенский собор Московского Кремля арх. Ар. Фиораванти

Слайд 5

Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ

Духовная и культурная жизнь российского

Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ Духовная и культурная жизнь российского
общества по-прежнему находилась под сильным влиянием православной церкви. Стоглавый собор в 1551 г. утвердил образцы, которым надлежало следовать в искусстве. В живописи – творчество выдающегося русского иконописца Андрея Рублёва. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

Слайд 6

ПРОСВЕЩЕНИЕ

С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе

ПРОСВЕЩЕНИЕ С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом
было принято решение открыть при церквях и монастырях училища в Москве и других городах. Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые учили детей в течение двух лет. Детей обучали началам богословия, чтению, письму,
иногда арифметике. В качестве учебных пособий обычно использовали богослужебные книги, учебники грамматики и арифметики .

Слайд 7

ПРОСВЕЩЕНИЕ

С укреплением международного положения Русского государства, развитием дипломатических, экономических и культурных связей

ПРОСВЕЩЕНИЕ С укреплением международного положения Русского государства, развитием дипломатических, экономических и культурных
с европейскими и восточными странами возрастала потребность в людях, знающих иностранные языки. Во второй половине XVI в. несколько человек, готовясь к дипломатической карьере,
обучались в Константинополе, в Германии, на рубеже XVI и XVII вв. - в Лондоне, Любеке и во Франции. Как высокообразованный человек, был известен крупный политический деятель первой половины XVI в. Фёдор Карпов.

Слайд 8

ПРОСВЕЩЕНИЕ

В крупных монастырях (например, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском и др.) и соборах (Святой Софии

ПРОСВЕЩЕНИЕ В крупных монастырях (например, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском и др.) и соборах (Святой
в Новгороде) имелись обширные библиотеки — «книгохранительные палаты». Некоторые знатные люди стали формировать домашние библиотеки. Большое собрание книг имел царь Иван IV.

Троице-Сергиев монастырь

Слайд 9

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ

Крупнейшим культурным событием середины XVI в. стало возникновение российского книгопечатания. Оно

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ Крупнейшим культурным событием середины XVI в. стало возникновение российского книгопечатания.
началось по инициативе Ивана IV и при поддержке церкви. В 1564 г. в Москве на Печатном дворе (казённой типографии) Иван Фёдоров и его

помощник Пётр
Мстиславец
напечатали первую
русскую
датированную книгу «Апостол». В 1565 г. был издан
«Часословец» —
книга для обучения
грамоте

Слайд 10

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. Летописное дело находилось

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. Летописное дело
под строгим контролем власти. Помимо записи событий по годам, на летописи возлагались задачи доказательства избранности правителей России, общерусского характера московской власти и др.
Лицевой свод (60—70-е гг. XVI в.) – описываются события всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. Лицевым он назван потому, что оформлен роскошными миниатюрами — лицами.

Слайд 11

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Степенная книга (1562—1563 гг.) – первая попытка изложения событий российской

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Степенная книга (1562—1563 гг.) – первая попытка изложения событий
истории для широкого круга читателей. Российская история в «Степенной книге» представлена как процесс восхождения русского народа по ступеням («степеням») исторической лестницы к Богу. Русские князья предстают перед читателями в образе идеальных и мудрых правителей,
отважных воинов и
примерных христиан.
Казанская история (60-е
гг. XVI в.) – большая часть
посвящена истории
Казанского ханства и
завоеванию в 1552 г.

Слайд 12

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Больших успехов в XVI в. достигла татарская литература.
Одним из

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Больших успехов в XVI в. достигла татарская литература. Одним
самых известных татарских поэтов того времени является Мухаммедьяр. Свои произведения он создавал в форме восточной нравоучительной притчи, широко используя приёмы татарской устной поэзии.
Книга «Светоч сердец»,
созданная Аднашем
Хафизом, автор размышляет
о событиях взятия Казани
русскими войсками и даёт
советы, как сохранить
самобытность в условиях
военного поражения.

Слайд 13

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В XVI в. многие народы Поволжья, Кавказа и Сибири ещё

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В XVI в. многие народы Поволжья, Кавказа и Сибири
не имели письменности. Свои исторические и общественные знания
они передавали в виде преданий.
Одним из выдающихся памятников народного творчества кавказских народов является Нартский эпос. Его герои —суровые богатыри — нарты обрабатывают землю, борются с тёмными силами.
Калмыки ещё в XIV в. создали свой героический эпос Джангар, в котором описаны приключения сказочных героев-богатырей Джангара, Савары, Хонгоры в сказочной стране Бумба.

Слайд 14

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература XVI в. всё больше внимания уделяла проблеме крепнувшей великокняжеской

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Литература XVI в. всё больше внимания уделяла проблеме крепнувшей
(а позже — царской) власти.
«Сказании о князьях владимирских» - обоснование права московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.
В начале XVI веке старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва - третий Рим»

Монах Фелофей

Слайд 15

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Расцвет публицистики:
челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова И.П. –

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Расцвет публицистики: челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова И.П.
защищал интересы дворянства, выступая за укрепление самодержавной власти,
переписка Ивана Грозного со сбежавшим в Литву князем Андреем Курбским – считал наилучшим формой государственной власти, когда монарх правит вместе с выборным органом

Князь Андрей Курбский

Слайд 16

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В XVI в. значительно расширился круг литературных произведений различных жанров.

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В XVI в. значительно расширился круг литературных произведений различных

Особое место занимал «Хронограф» — сборник занимательных и нравоучительных сочинений. Автор
рассматривает российскую историю
как часть всемирной истории.
В первой половине XVI в. круг людей,
близких к митрополиту Макарию,
создал знаменитые Четьи минеи
(«чтения ежемесячные»). Четьи минеи
стали своего рода церковно-
литературной энциклопедией русского
средневекового общества.

Слайд 17

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В XVI в. был написан знаменитый Домострой. Очевидно, составил или,

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В XVI в. был написан знаменитый Домострой. Очевидно, составил
во всяком случае, отредактировал его Сильвестр. Домострой содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. Одной из главных идей была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье её главе

Слайд 18

АРХИТЕКТУРА

В XVI в. рост городов, который шёл прежде всего на вновь присоединённых

АРХИТЕКТУРА В XVI в. рост городов, который шёл прежде всего на вновь
территориях, привёл к повышенному вниманию
к вопросам архитектуры и градостроительства. Москва становится центром русского зодчества. Изменяется внешний облик Московского Кремля. В 1508 г. Алевиз Фрязин завершил строительство царской усыпальницы — Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.

Слайд 19

АРХИТЕКТУРА

Колокольня Ивана Великого Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля XVI века. Построена

АРХИТЕКТУРА Колокольня Ивана Великого Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля XVI века.
в память об умершем царе Иване III итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году. Высота 81 метр. После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове) колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века. Всего на колокольне находятся 34 колокола

Слайд 20

АРХИТЕКТУРА

С территории Кремля выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы.

АРХИТЕКТУРА С территории Кремля выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и
Здесь появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.

Слайд 21

АРХИТЕКТУРА

Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры проявились в церковных постройках. Каменное столичное

АРХИТЕКТУРА Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры проявились в церковных постройках. Каменное
зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся памятником стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего Ивана IV.

Слайд 22

АРХИТЕКТУРА

Вершиной русского зодчества по праву считается возведённый в 1555—1561 гг. в непосредственной

АРХИТЕКТУРА Вершиной русского зодчества по праву считается возведённый в 1555—1561 гг. в
близости от Кремля Покровский собор. (Его называют также храмом Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребённого у его стен.) Он был построен в честь взятия Казани русскими мастерами Бармой и Постником

Слайд 23

АРХИТЕКТУРА

Широко развернулось крепостное строительство. Крепости возводились и на западе (Смоленск), и на

АРХИТЕКТУРА Широко развернулось крепостное строительство. Крепости возводились и на западе (Смоленск), и
востоке (Самара, Саратов, Тобольск, Тюмень), на юге (Воронеж, Курск, Белгород, Астрахань, Царицын), и на севере (Архангельск). Особенно впечатляющими были укрепления Смоленска (38 башен), возведённые под руководством Фёдора Коня.

Слайд 24

АРХИТЕКТУРА

После завоевания Казани по царскому указу в город были отправлены псковские мастера

АРХИТЕКТУРА После завоевания Казани по царскому указу в город были отправлены псковские
во главе с зодчими Бармой и Ширяем. Они создали в Казани ряд выдающихся архитектурных сооружений. Прежде всего зодчие начали строительство нового Казанского кремля, двумя круглыми башнями по бокам фасада и стенами между ними.

Слайд 25

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Александр Невский и Иван Калита. Благовещенский собор, фрески

С конца XV в.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Александр Невский и Иван Калита. Благовещенский собор, фрески С конца
возрос интерес русских живописцев к реальным историческим лицам и событиям. Состоявшийся в 1553—1554 гг.
церковный собор разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также бытийное письмо, т. е. исторические сюжеты. Это способствовало развитию жанра
исторического портрета (фрески Благовещенского собора Московского Кремля)

Слайд 26

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI в.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI
был знатный князь, ставший монахом, -Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского
собора Московского Кремля.

Слайд 27

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В середине XVI в. в Москве была написана огромная, четыре метра

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В середине XVI в. в Москве была написана огромная, четыре
длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. Икона «Церковь воинствующая». На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители.

Слайд 28

ИСКУССТВО ЛИТЬЯ

В XVI в. в России развивалось и литейное дело. Подлинного мастерства

ИСКУССТВО ЛИТЬЯ В XVI в. в России развивалось и литейное дело. Подлинного
в нём достиг выдающийся пушечный и колокольный мастер Андрей Чохов. Самым большим и искусно оформленным из них является Царь-пушка.

Слайд 29

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Основным жанром музыкальной культуры в России XVI в. было церковное пение,

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО Основным жанром музыкальной культуры в России XVI в. было церковное
развитию которого способствовал сам Иван IV. В Александровой слободе существовала музыкальная школа, в которой обучали церковному пению. Иван IV создавал стихиры — тексты для церковных песнопений.

Слайд 30

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Богатой и разнообразной была в то время песенная
культура народов России. Тематика

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО Богатой и разнообразной была в то время песенная культура народов
песен была у всех народов примерно одинакова: обрядовые, героические, лирические, шуточные. Но музыкальные инструменты у народов различались.
Русские чаще использовали гусли, карелы — разновидность
гуслей кантеле, башкиры и татары — курай (флейту), варган, смычковый кубыз.

Слайд 31

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ БЫТ

Народный быт в XVI в. в основном сохранял

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ БЫТ Народный быт в XVI в. в основном
черты прежних времён. Русские люди исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Одним из самых
почитаемых из них была Пасха – праздник, посвященный
Воскресению Иисуса Христа, праздновался весной. Начинался он крестным ходом. Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи, пасха.
Имя файла: Культура-России.pptx
Количество просмотров: 56
Количество скачиваний: 0