Культура Средневековой Европы

Содержание

Слайд 2

Три временных периода Западного Средневековья :

Раннее Средневековье – VI-VIII вв.
Зрелое Средневековье

Три временных периода Западного Средневековья : Раннее Средневековье – VI-VIII вв. Зрелое
- IX-XII вв.
Позднее Средневековье - XIII-XIV вв.

Слайд 5

Для Раннего Средневековья характерен регресс во всех сферах бытия как результат варваризации

Для Раннего Средневековья характерен регресс во всех сферах бытия как результат варваризации
бывшей Римской империи:

быстрое сокращение народонаселения,
исчезновение произведений искусства,
уничтожение мастерских,
разрушение сельского хозяйства,
падение нравов,
упадок политической и экономической систем.

Слайд 7

Первоначальная стабилизация европейского мира происходит в условиях постоянных нашествий завоевателей: с севера

Первоначальная стабилизация европейского мира происходит в условиях постоянных нашествий завоевателей: с севера
шли скандинавы, с юга нападали арабы и мавры, покорившие всю Испанию и юг Франции.
Вплоть до конца XV века на Пиренейском полуострове европейцы вели борьбу за возвращение земель - Реконкисту (исп. «отвоевание»).

Слайд 9

Религия пронизала все мировоззрение, весь образ жизни человека, поэтому средневековье и относится

Религия пронизала все мировоззрение, весь образ жизни человека, поэтому средневековье и относится
к конфессиональному каноническому типу культуры.
Для средневековья характерно ощущение постоянного присутствия Бога, управляющего жизнью людей.
Возникает противоречие между миром земным (грешным) и небесным (святым).
Усиливается неизменное устремление человека к обретению райского блаженства после смерти.

Слайд 10

Карта мира из «Этимологии» Исидора Сивильского

Карта мира из «Этимологии» Исидора Сивильского

Слайд 11

На Земле были места святые и места грешные, путешествие воспринималось прежде всего

На Земле были места святые и места грешные, путешествие воспринималось прежде всего
как паломничеством к святым местам, как стремление удалиться от грешных мест.
Достижение святости осознавалось как перемещение в пространстве: святой возносился в Рай, а грешник ниспровергался в преисподнюю.
Мир делился на мир христиан и мир нехристей.
В единой картине мира пространственные понятия оказывались слиты с религиозно-моральными, в чем находила свое выражение теоцентрическая модель мира.

Слайд 12

Сотворение мира Боговоплощение Страшный суд

У истоков христианской концепции времени стоит Блаженный Августин,

Сотворение мира Боговоплощение Страшный суд У истоков христианской концепции времени стоит Блаженный
противопоставивший христианское время циклизму античности.

Слайд 13

Стремление к вертикальной иерархичности как общая тенденция средневекового менталитета находит свое выражение

Стремление к вертикальной иерархичности как общая тенденция средневекового менталитета находит свое выражение
как в иерархии церкви так и в «феодальной лестнице».
Феод – земельное владение с крестьянами, которое получали за службу воины.

Слайд 16

«ТРОЯКИЙ ЛЮД»:
священники, воины, крестьяне
молящиеся, воюющие, работающие (oratores , bellatores, laboratores).

«ТРОЯКИЙ ЛЮД»: священники, воины, крестьяне молящиеся, воюющие, работающие (oratores , bellatores, laboratores).

Слайд 19

Своеобразную культуру выработали к ХII-ХIV вв. европейские рыцари, следовавшие правилам чести, общим

Своеобразную культуру выработали к ХII-ХIV вв. европейские рыцари, следовавшие правилам чести, общим
для всех дворян, включая и короля. Главный завет рыцаря – быть верным сеньору (сеньором короля является Бог).
Выработался «культ Дамы», связанный с особой социальной ролью жены рыцаря, хозяйки замка.
Возникла геральдика, искусство чтения гербов, связанное со спецификой рыцарского вооружения

Слайд 21

Устройство средневекового замка: 1- подъёмный мост; 2 - надвратная башня; 3 -

Устройство средневекового замка: 1- подъёмный мост; 2 - надвратная башня; 3 -
замковый двор; 4 - хозяйственные постройки и конюшня; 5 - башни; 6 - жилище хозяина замка; 7 - женские горницы; 8 - капелла; 9 - главная замковая башня.

Слайд 23

В городах возникают школы в меньшей степени зависящие от церкви, так как

В городах возникают школы в меньшей степени зависящие от церкви, так как
подчиняются городским властям.
В 1088 г. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет, в 1160 г. появился университет в Париже, а в ХIII-ХV вв. университеты возникали по всей Европе.