Lektsia_3_Kultura_serebryanogo_veka (1)

Содержание

Слайд 2

Предпосылки формирования культуры серебряного века…
Новые задачи культуры
раскрыть «Вселенскую тайну», поэтому – обращение

Предпосылки формирования культуры серебряного века… Новые задачи культуры раскрыть «Вселенскую тайну», поэтому
к религии;
духовная задача, «сотворить человеческую душу», поэтому – обращение к нравственности.
3. Философия серебряного века.
В центре – сборник «Вехи» (1909).
М. О. Гершензон. Предисловие.
Н. А. Бердяев. Философская истина и интеллигентская правда.
С. Н. Булгаков. Героизм и подвижничество.
М. О. Гершензон. Творческое самосознание.
Б. А. Кистяковский. В защиту права.
П. Б. Струве. Интеллигенция и революция.
С. Л. Франк. Этика нигилизма.
А. С. Изгоев. Об интеллигентной молодежи.
Общая идея: критика идеологии революционно настроенной интеллигенции,
«призыв к покаянию», к осознанию своей духовной задачи в обществе. Воспитать молодежь в духе «правильных идей».

Слайд 3

4. Литература.
критический реализм. Сложился в капиталистическом обществе XIX века. Задача – правдивое

4. Литература. критический реализм. Сложился в капиталистическом обществе XIX века. Задача –
изображение повседневной жизни людей.
Л.Н. Толстой – «Живой труп», «После бала»
А.П. Чехов – «Три сестры», «Вишневый сад» (идея уходящего прошлого), рассказы, «Жених» (кап.ценности)
И.А. Бунин – «Темные аллеи», «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Деревня»
А.И. Куприн – «Гранатовый браслет», «Поединок», «Яма», «Белый пудель»
М. Горький – «Мать», «На дне», «Супруги Орловы», «Жизнь Клима Самгина» («первый пролетарский писатель»)
Новые направления:
Модернизм
Символизм акмеизм имажинизм авангард (футуризм) и др.
Символизм. Поэты – символисты первой волны: З. Гиппиус, Д. Мережковский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, В. Брюсов
Вторая волна (младосимволисты) – А. Белый, А. Блок, М. Цветаева
Акмеизм. Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева (несколько направлений)
Имажинизм – С. Есенин
Футуризм

Слайд 4

Футуризм
1. Эгофутуризм 2. Кубуфутуризм
(в центре «я») (соединение кубизма и футуризма,

Футуризм 1. Эгофутуризм 2. Кубуфутуризм (в центре «я») (соединение кубизма и футуризма,

описание предмета в четвёртом измерении,
дух бунтарства,
отказ от традиционных форм искусства,
разрушение всех культурных стерептипов)
необычные формы стихотворения, эксперименты с рифмой и стихотворными формами;
акцент на речетворчестве, создание новой, «заумной» речи за счёт создания новых словоформ, суффиксов, речевых оборотов и соединений;
широкое использование авторских неологизмов;
эксперименты с графическим восприятием текста — к примеру, поэмы, написанные наискосок, вверх ногами, с разными шрифтами и размерами букв;
сочетание поэтического с обыденным; использование деловой, газетной, плакатной, жаргонной лексики; пренебрежительное, иногда ненавистное отношение к «старому» языку, его намеренное искажение (например, «поэзы», «грамата»).
Игорь Северянин – «Ананасы в шампанском», «Рескрипт короля»
Сборники и альманахи: Помада, Поросята, Взорваль, Тилилэ, Садок Судей, Дохлая луна, Пощечина общественному вкусу
В. Маяковский - « Паспорт», «Кем быть», «Нате», «Облако в штанах», «А вы могли бы?»
А. Крученых – «Дыр бул щыл», № 3 «Та са мае»
В. Хлебников – «Девий бог», «Заклятие смехом»
Д. Бурлюк – «Смерть легкомысленного молодого человека»

Слайд 6

Пощечина общественному вкусу
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени

Пощечина общественному вкусу Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы – лицо
трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!
Мы приказываем чтить права поэтов:
1) На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2) На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3) С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами Венок грошовой славы.
4) Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших «Здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва, 1912. Декабрь

Слайд 7

5. Изобразительное искусство.
«Мир искусства»
И. Репин
И. Левитан
М. Врубель
Н. Рерих
М. Кустодиев
К. Малевич

5. Изобразительное искусство. «Мир искусства» И. Репин И. Левитан М. Врубель Н.

Слайд 8

Репин Илья Ефимович

17 октября 1905 года (1907-1911)

Бурлаки на Волге (1870-1873)

Репин Илья Ефимович 17 октября 1905 года (1907-1911) Бурлаки на Волге (1870-1873)

Слайд 9

Левитан Исаак Ильич

Над вечным покоем (1894)

Март (1895)

Золотая осень (1896)

Левитан Исаак Ильич Над вечным покоем (1894) Март (1895) Золотая осень (1896)

Слайд 10

Врубель М.А.

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900 г

Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г.

Михаил Врубель.

Врубель М.А. Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900 г Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890
Демон летящий, 1899 г.

Сирень, 1900 г

Слайд 11

Николай Рерих

Н.К. Рерих. СЛАВЯНЕ НА ДНЕПРЕ. 1905

Идолы. 1901

Заморские гости. 1901

Николай Рерих Н.К. Рерих. СЛАВЯНЕ НА ДНЕПРЕ. 1905 Идолы. 1901 Заморские гости. 1901

Слайд 12

Шамбала сияющая. 1946

Н.К. РЕРИХ. «СВЯТАЯ СОФИЯ-ПРЕМУДРОСТЬ». 1932

Н.К. Рерих. Искушение Христа. 1933

Шамбала сияющая. 1946 Н.К. РЕРИХ. «СВЯТАЯ СОФИЯ-ПРЕМУДРОСТЬ». 1932 Н.К. Рерих. Искушение Христа. 1933

Слайд 13

Борис Кустодиев «Купчиха, пьющая чай» (1923)

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем (1918)

(1918

Ярмарка (1906)

Борис Кустодиев «Купчиха, пьющая чай» (1923) Борис Кустодиев. Купчиха за чаем (1918) (1918 Ярмарка (1906)

Слайд 14

Борис Кустодиев. Большевик. 1920

Его императорское величество государь император Николай Александрович Самодержец Всероссийский.

Борис Кустодиев. Большевик. 1920 Его императорское величество государь император Николай Александрович Самодержец
1915

Московский трактир (1916)

Слайд 15

Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат» (1915)

Девушки в полях, 1928-1932 гг

Дровосек (Лесоруб), 1912г

Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат» (1915) Девушки в полях, 1928-1932 гг Дровосек (Лесоруб), 1912г

Слайд 16

Красная конница, 1930 - 1931 г.

«Спортсмены», 1928–1932

Весна, 1927

Красная конница, 1930 - 1931 г. «Спортсмены», 1928–1932 Весна, 1927

Слайд 17


критический реализм. Сложился в капиталистическом обществе XIX века. Задача – правдивое изображение

критический реализм. Сложился в капиталистическом обществе XIX века. Задача – правдивое изображение
повседневной жизни людей.
Л.Н. Толстой – «Живой труп», «После бала»
А.П. Чехов – «Три сестры», «Вишневый сад» (идея уходящего прошлого), рассказы, «Жених» (кап.ценности)
И.А. Бунин – «Темные аллеи», «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Деревня»
А.И. Куприн – «Гранатовый браслет», «Поединок», «Яма», «Белый пудель»
М. Горький – «Мать», «На дне», «Супруги Орловы», «Жизнь Клима Самгина» («первый пролетарский писатель»)

5. Изобразительное искусство.
6. Архитектура
Неоклассицизм
Модерн (неорусский стиль), эклектика
Ф. Шехтель. Ярославский вокзал в Москве
особняк Рябушинского
А. Семенов, В Шервуд. Исторический музей в Москве
В. Васнецов. Здание Третьяковской галереи
А. Щусев. Здание Казанского вокзала в Москве

Имя файла: Lektsia_3_Kultura_serebryanogo_veka-(1).pptx
Количество просмотров: 25
Количество скачиваний: 0