Музыка Возрождения

Содержание

Слайд 2

Возрождение ( Ренессанс)

Возрождение, или Ренессанс(от французского - Renaissance) - эпоха в развитии

Возрождение ( Ренессанс) Возрождение, или Ренессанс(от французского - Renaissance) - эпоха в
культуры стран Европы в XIV-XVI веках. Определяющим мировоззрением Ренессанса стал гуманизм, на первый план выдвинулась индивидуальная ценность человеческой личности, возрос интерес к осознанию окружающего мира и реалистическому отражению действительности. Существенной особенностью эпохи Ренессанса явилось обращение к художественным идеалам античности.
Черты раннего Возрождения отчетливо обнаружились уже в искусстве Италии XIV века. В это время наметился разрыв с кругом образов и эстетикой церковной музыки, впервые сложилось светское профессиональное искусство гуманистического характера, появились новые формы музицирования и жанры - мадригал, баллада и др. Музыка Ренессанса становится более мелодичной, выразительной, развивается начало гомофонно-гармонического стиля.
В это время возникли первые инструментальные формы, имевшие большое значение для дальнейшего развития мировой музыкальной культуры - прелюдия, вариации, фантазия, токката и др. Возрождение - это эпоха развития исполнительства на клавишных инструментах (орган, клавикорды, вёрджинел, клавесин). Широкое распространение получили струнные смычковые инструменты, в основном семейство виол, а к концу XVI века - скрипка.

Слайд 3

Возрождение (Ренессанс)

К середине XVI века в Италии развивается своя полифоническая школа (Дж.

Возрождение (Ренессанс) К середине XVI века в Италии развивается своя полифоническая школа
Палестрина).
Новые черты музыкальной культуры были восприняты и полифоническим искусством франко-фламандской (нидерландской) школы (Жоскен Депре, Окегем, О. Лассо и др.).
В английской музыке XVI - начала XVII века музыкальное Возрождение нашло отражение в жанре мадригала (творчество У. Берда, Т. Таллиса) и в других жанрах светской вокальной и инструментальной музыки, в частности, лютневой
(Дж. Доуленд).
На рубеже XVI-XVII веков как самостоятельный жанр оформилась опера. В операх Возрождения ясность мелодекламации сочеталась с подлинным драматизмом и необычайной выразительностью («Дафна» Я. Пери, «Орфей»
К. Монтеверди).

Слайд 4

ПАЛЕСТРИНА (Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Palestrina) (около 1525 — 1594)

Итальянский композитор, глава

ПАЛЕСТРИНА (Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Palestrina) (около 1525 — 1594) Итальянский композитор,
римской полифонической школы. Его мессы, мотеты, мадригалы — вершина хоровой полифонии строгого стиля; вобрав достижения нидерландской школы, наметил переход от полифонии к гомофонии.
\ Наследие Палестрины составляет множество произведений духовной и светской музыки: 93 мессы, 326 гимнов и мотетов. Палестрина является автором двух томов светских мадригалов на слова Петрарки. Долгое время он работал руководителем хора в соборе Святого Петра в Риме. Созданную им церковную музыку отличают чистота и возвышенность чувств. Светская музыка композитора проникнута духом гуманизма, необыкновенной одухотворенностью и гармонией.

Слайд 5

ЖОСКЕН ДЕПРЕ (Жоскен де Пре; Josquin Despres) (около 1440-1521 или 1524)


ЖОСКЕН ДЕПРЕ (Жоскен де Пре; Josquin Despres) (около 1440-1521 или 1524) Франко-фламандский
Франко-фламандский композитор. Обобщил достижения полифонической нидерландской школы.
Его гуманистическое искусство оказало большое влияние на развитие западноевропейской музыки.

Слайд 6

ОКЕГЕМ (Ockeghem) Йоханнес (Жан) (ок. 1425-1497)


Франко-фламандский композитор, представитель нидерландской школы.

ОКЕГЕМ (Ockeghem) Йоханнес (Жан) (ок. 1425-1497) Франко-фламандский композитор, представитель нидерландской школы. Мастер
Мастер виртуозного контрапунктического письма («Месса любого тона», многоголосные каноны, шансон).

Слайд 7

ЛАССО Орландо (Lasso; наст. Ролан де Лассю, Roland de Lassu) (около 1532

ЛАССО Орландо (Lasso; наст. Ролан де Лассю, Roland de Lassu) (около 1532
— 1594)

Франко-фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Обобщил и новаторски развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской хоровой музыки (свыше 2000 сочинений.). Внес множество новаторских приемов в жанр мотета, сочинял мессы, мадригалы и шуточные песни. Лассо создал пассионы («страсти») ко всем четырем Евангелиям. В них отсутствовало сольное пение, а хор из пяти голосов открывал путь к жанру оперного искусства.

Слайд 8

БЕРД (Byrd) Уильям (ок. 1543-1623)

Английский композитор, органист, вёрджинелист, нотоиздатель. Создатель английского

БЕРД (Byrd) Уильям (ок. 1543-1623) Английский композитор, органист, вёрджинелист, нотоиздатель. Создатель английского
мадригала. Фантазии, вариации, танцы для верджинела и виолы, мессы, псалмы и др.

Слайд 9

ТАЛЛИС Томас (1505 – 1585)

Служил при дворе английского короля в различных музыкальных

ТАЛЛИС Томас (1505 – 1585) Служил при дворе английского короля в различных
должностях.
С 1572 года - органист Королевской капеллы в Лондоне. Наряду с У. Бёрдом - крупнейший композитор английского Возрождения, мастер контрапункта (автор 40-голосного мотета для 8 хоров). Автор 2 месс, 2 макгнификатов, 52 мотетов, сборника 5-6-голосных канцон (совместно с У. Бёрдом), церковных служб и других религиозных хоровых произведений.

Слайд 10

ПЕРИ (Peri) Якопо (1561-1633)

Итальянский композитор и певец, участник Флорентийской камераты. Написал

ПЕРИ (Peri) Якопо (1561-1633) Итальянский композитор и певец, участник Флорентийской камераты. Написал
музыку (совместно с Я. Корси) первой оперы — «Дафна» (на текст О. Ринуччини, 1598); опера «Эвридика» (1600; в ней исполнял партию Орфея).

Слайд 11

МОНТЕВЕРДИ (Monteverdi) Клаудио (1567-1643)

Итальянский композитор. Один из родоначальников жанра оперы. Оперы «Орфей»

МОНТЕВЕРДИ (Monteverdi) Клаудио (1567-1643) Итальянский композитор. Один из родоначальников жанра оперы. Оперы
(1607), «Ариадна» (1608), «Коронация Поппеи» (1642). Мадригалы, мотеты.
К. Монтеверди был крупнейшим композитором эпохи Ренессанса, в его произведениях обобщены почти все достижения вокально-инструментального творчества того времени и намечены пути перехода к развитию искусства барокко