Слайд 2Этнологические научные школы
Эволюционизм
Диффузионизм
Социологическая школа
Функционализм
Историческая этнология
Этнопсихологическая школа
Структурализм
Культурный релятивизм
Неоэволюционизм
Слайд 3Функционализм
Предпосылки появления научной школы:
Изучение культуры как универсального явления, а также формулировка таких
понятий, которые позволят системно изучать специфические культуры со всеми их особенностями и откроют возможность для кросс-культурных сравнений.
Представители научной школы:
Англия - Альфред Радклифф-Браун;
Германия – Рихард Турнвальд;
США – Бронислав Малиновский
Слайд 4Основная идея школы функционализма
Не допустимо изолированное изучение отдельных черт культуры как независимых
друг от друга сущностей.
Целостность культурной системы нарушать нельзя, иначе может рухнуть вся пирамида культуры.
Даже безусловно вредные, варварские обычаи местных народов нельзя уничтожать. Вначале необходимо выяснить все функции, которые они выполняют и подобрать им полноценную замену.
Слайд 5
Бронислав Малиновский 1884-1942
«Научная теория культуры» 1944
Кросс-культура.
«Человек - это животное, которое адаптируется
при помощи культуры к окружающей среде. Сравнение культур дает сведения о степени их адаптации».
Слайд 7Альфред Радклифф-Браун (1881-1955)
«Метод этнологии и социальной антропологии» (1958)
«Историческая и функциональная
интерпретация культуры» (1929)
Основными аспектами исследования этнологов должны стать политическая организация различных культур, особенности систем родства и их роль в социальных системах, функциональный анализ структур первобытных форм верований.
Слайд 11Отношение к дельфинам и китам
Даже безусловно вредные, варварские обычаи местных народов нельзя
уничтожать. Вначале необходимо выяснить все функции, которые они выполняют и подобрать им полноценную замену.
Ритуальный массовый забой дельфинов (гринд) на Фарерских островах.
Охота на дельфинов и китов в Японии.
Слайд 16Историческая этнология
Предпосылки появления научной школы:
Пересмотр задач этнологии в новых условиях развития общества;
необходимость накапливать новые этнографические данные, а затем на их основе делать обобщения, постепенно вырабатывая новые методы и новые теории.
Представители научной школы:
США – Франц Боас; Альфред Кребер
Слайд 17Основная идея школы исторической этнологии
1. Этнология должна конкретно и всесторонне изучать каждый
народ в отдельности, его язык, культуру и антропологический тип.
2. Необходимо избегать этноцентризма: не следует переносить «наши» критерии моральной оценки на народы иного культурного типа; у каждого народа исторически формируются свои социальные идеалы, свои моральные нормы.
Эмоции, ум и воля человека повсюду сходны.
Слайд 18Франц Боас (1858-1942)
«О задачах этнологии»
Построение единой истории всех народов: от ледникового
периода до современности. Картографическое описание (этнографическое картографирование).
Слайд 21Альфред Кребер (1876-1960)
«Антропология» (1912)
Этос – система идеалов, ценностей, доминирующих в
каждой конкретной культуре и контролирующих поведение ее членов.
Понятие «кульминация» обозначает такую точку в развитии культуры, в которой комбинация культурных моделей оказывается наиболее удачной, в результате чего достигается расцвет тех или иных сфер культуры. Одна и та же культура может пережить ряд кульминаций.
Слайд 27Этнопсихологическая школа
Предпосылки появления научной школы:
В ходе регулярных полевых исследований американские этнологи исторической
школы часто использовали различные психологические и психиатрические методики, что позволило накопить большой материал в области психологической антропологии.
Представители научной школы:
США – Абрам Кардинер; Рут Бенедикт; Маргрет Мид
Слайд 28Основная идея этнопсихологической школы
1. Культура есть не более чем абстракция, в
то время как подлинной и первичной реальностью являются индивид, личность, а потому с их изучения и следует начинать исследование культуры каждого народа.
2. Изучение процесса вхождения в культуру (инкультурация), а также роли детства в формировании взрослой личности – задача этнологии.
Слайд 29Маргарет Мид (1901-1978)
Метод исследования национального характера (национальной культуры).
сравнительное описание некоторых
культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры;
сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания;
изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений, таких, например, как отношения между родителями и детьми и отношения между ровесниками.
Слайд 31Первый признак цивилизации
Это бедренная кость, которая была сломана и потом срослась –
доказательство того, что один человек помог другому человеку в трудное время, рискуя собой . С подобного поступка начинается цивилизация.
М. Мид
Слайд 32Три типа культуры личности
по М. Мид:
постфигуративный, где дети учатся у
своих предшественников;
конфигуративный, где и дети, и взрослые учатся у своих предшественников;
префигуративный, где взрослые учатся также и у своих детей.
Слайд 34Абрам Кардинер (1891-1981)
«Индивид и его общество» (1939)
«Психологические границы общества» (1943)
Поскольку в среде каждого народа способы ухода за детьми приблизительно одинаковы, а между разными народами в этом отношении имеются различия, постольку каждый народ обладает своей «средней» психикой, которая проявляется в форме «базовой», или «основной», личности - центрального понятия этнопсихологии. Какова «основная личность» данного народа, такова и его культура.
Слайд 35 Рут Бенедикт (1887-1948)
«Модели культуры» (1934)
«Психологические типы культур Юго-Запада» (1928)
«Конфигурации
культур в Северной Америке» (1932)
Отмечается наличие у каждого народа специфической для него «базовой структуры характера», передающейся из поколения в поколение и определяющей историю данного народа.
«Каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов (религия, семейная жизнь, экономика, политическая структура)».
Слайд 36Структурализм
Предпосылки появления научной школы:
Функциональный подход к социокультурной жизни - изучение устойчивых форм,
с помощью которых индивиды осваивают социальную жизнь, приспосабливаются к ней и поддерживают ее.
Представители научной школы:
Англия – Эдуард Эванс-Притчард;
Франция - Клод Леви-Строс;
Швейцария – Фердинанд де Соссюр
Слайд 37Основная идея школы структурализма
1. Человеческое мышление универсально.
2. Единообразие (сходство) культур объясняется единообразием
человеческого мышления («антропологическая константа»).
Слайд 38
Клод Леви-Стросс 1908-2009
«Структурная антропология» 1958; 1973
«Мифологика» 1964-1971
Применение методов структурной лингвистики воссоздает систему
символов, отражающих структуру культуры.
«Все многообразные явления нашего мира - это модификации некой единой исходной модели, ее раскрытие в мифе (слове) и поэтому все они могут быть строгим образом систематизированы и классифицированы».
Слайд 41Все мы каннибаллы
Каждый из нас называет варварством то, что ему непривычно.
Ценность общества
определяется по уровню освоения техники («горячие» общества – успешны, «холодные» – не удачны).
Так называемым «дикарям» присущи приветливость и самая трогательная, самая подлинная человеческая доброта.
Слайд 42Культурный релятивизм
Предпосылки появления научной школы:
Необходимость признания равноправия различных культур, созданных и создаваемых
разными народами (независимо от уровня их развития, сложности и самобытности), и абсолютного отрицания этноцентризма в любой форме, в том числе и господствующего до сих пор европо- и американоцентризма.
Представители научной школы:
США – Мелвилл Херсковиц
Слайд 43Основная идея школы культурного релятивизма
Признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными
народами.
Признание самостоятельности и полноценности каждой культуры, отрицание абсолютного превосходства евроамериканской системы оценок, принципиальный отказ от этноцентризма и европоцентризма при сравнении различных культур.
Слайд 44
Мелвилл Джин Херсковиц 1895-1963
«Аккультурация» 1938
«Культура – это созданная человеком среда обитания; она
одновременно стабильна и изменчива; отсутствие изменений означает смерть культуры».
Инкультурация – вхождение индивида в конкретную форму культуры, следует отличать ее от аккультурации - процесса приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.
Архаические культуры следует «беречь» от аккультурации и оставлять их неприкосновенными.
Слайд 50Неоэволюционизм
Предпосылки появления научной школы:
Стремление представить историю человеческого общества как сумму многолинейно развивающихся
замкнутых систем: многолинейность объясняется как результат приспособления человека к различным экологическим средам.
Представители научной школы:
США – Лесли Элвин Уайт; Джулиан Стюард; Марвин Харрис
Слайд 51Основная идея школы неоэволюционизма
Культура и окружающая среда оказывают влияние друг на друга.
Это
влияние может быть «творческим» или «ограничивающим».
Каждая замкнутая система может изменяться лишь в определенных пределах, иначе под угрозу ставится выживание людей.
Слайд 52Лесли Элвин Уайт (1900-1975)
«Эволюция культуры» (1959)
«Понятие культурных систем: ключ к
пониманию племен и наций» (1975)
«Мерой и источником любого процесса развития является энергия. При этом определяющим фактором и критерием развитости культуры является энергонасыщенность последней. Самые примитивные культуры зависят только от энергии физических усилий человеческого организма, а более развитые используют энергию ветра, пара, атома».
Слайд 53
Джулиан Стюард 1902-1972
«Теория культурных изменений» 1955
«Общества, находящиеся в сходных природных условиях и
примерно на одинаковом уровне технологического развития, эволюционируют сходным образом (параллельная эволюция)».
Различные виды окружающих сред требуют различных форм адаптации к ним («культурная экология»).
Слайд 54Марвин Харрис 1927-2001
«Культурный материализм» (1979)
Сходство и различие культур объясняется развитием технологий
и изменениями окружающей среды, материальными условиями жизни общества (неомарксизм).
«За многими обычаями, которые мы считаем абсурдными и иррациональными, стоит экономический расчет («священные коровы» в Индии)».