Слайд 2Шумер
Древняя область в Южной Месопотамии, на территории современного Ирака. В XIX веке
по имени этой области исследователи дали название шумерскому языку и говорившему на нём населению - шумерам. Иногда Шумером называют саму шумерскую цивилизацию и соответствующую ей территорию распространения шумерского языка. Шумер был ведущей областью Древней Месопотамии в эпоху раннего бронзового века: там располагались древнейшие города-государства: Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Ларса и другие.
Слайд 3Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и
храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи, разрабатывали основы государственности и права. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и к началу 3-го тысячелетия до н. э. создали первую в истории человечества письменность — клинопись.
Слайд 4Создание письменности требовало обучения и обусловило появление школ, которые в Шумере были
светскими. Они назывались э-дубба (дом табличек). Сведений о преподавании медицинских знаний в шумерских школах не имеется.
Слайд 5Найденные археологами муляжи печени указывают на то, что медицину преподавали в специальных
школах, используя для обучения изготовленные из глины модели человеческих органов. По всей видимости, шумеры обладали глубокими знаниями анатомии, поскольку религиозные обряды требовали сложного рассечения жертвенных животных, а отсюда всего один шаг до анатомии человека.
Слайд 6Религиозные представления шумеров
По их представлениям мир состоял из неба и земли, между
ними располагались воздух и звезды; и все это окружало бесконечное море. Управлял этим миром пантеон живых существ схожих с человеком, но превосходящих его во всем и бессмертных (несмотря на то, что они могли болеть или быть ранеными). Шумеры верили, что человек был создан из глины с одной лишь целью — служить богам и обеспечивать их всем необходимым. Отсюда постоянные жертвоприношения и ритуалы в храмах. После смерти человек спускался в темный мир, который был лишь бледным подобием земного.
Слайд 7Врачеватели поклонялись многим богам: прежде всего богине врачевателей Гуле — «великой» в переводе
с шумерского. Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвращает умерших к жизни. Наряду с этим верили, что Гула может насылать и неизлечимые болезни, ибо первоначально она была богиней смерти.
Слайд 8О развитие врачевания известно из небольшой глиняной таблички, которая была составленная в Месопотамии
в конце 3-го тысячелетия до н.э. В табличке 145 строк, представляющих 15 прописей лекарственных средств, начертанных клинописью на шумерском языке. Таким образом, она может считаться древнейшей «фармакопеей» в истории человечества.
Слайд 9Табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться.
Вероятнее всего это связано с тем, что в Шумерии значительный объем знаний передавался устно — записывались лишь конкретные и точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать
Таким образом, дошедшие до нас тексты свидетельствуют о том, что врачевание в Шумере конца 3-го тысячелетия до н. э. развивалось не в связи с магией и религией, а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека. Таким образом, период раннего рабовладения по преимуществу был временем накопления эмпирических знаний в области врачевания.
Слайд 10Врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства, прежде всего, растительного происхождения:
травы, горчицу, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, инжир, иву, пихту, сосну и т.д. В состав лекарств включались: сырая нефть, речной битум, природная смола, поваренная соль (т.е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т.п. Готовили лекарства на пиве, вине и растительном масле.
Слайд 11В библиотеке Ашурбанипала в Ниневии был целый медицинский раздел. Тексты в этом
разделе были поделены на три группы — «билтити» («терапия»), «шипир бел имти» («хирургия») и «урти машмашше» («заговоры и заклинания»). В самых первых сводах законов содержались разделы, касающиеся оплаты услуг хирургов за успешно проведенную операцию, а также способы наказания в случае неудачного исхода. Врачу, при помощи ланцета вскрывшему висок пациента, отрубали руку, если он случайно повреждал глаз больного.