Владимир Всеволодович Мономах

Содержание

Слайд 2

1074 Брак Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской

В 1074/75 годах тец Мономаха Всеволод

1074 Брак Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской В 1074/75 годах тец Мономаха
Ярославич и его брат Святослав устроили свадьбу Мономаха с английской принцессой в изгнании - Гитой Уэссекской. Как пишет Саксон Грамматик, датский король Свен Эстридсен (двоюродный брат отца Гиты) поспособствовал этой свадьбе:
«отечески оценив по заслугам благочестие и нежность девушки, своей родственницы, договорился о свадьбе с князем Владимиром…»
С политической точки зрения это был дополнительный шаг в усилении братьев против изгнанного Изяслава.
Историки предполагают, что Гита долгое время проживала в Суздале — в отличии от Переславля-Южного, князем которого являлся Владимир, этот город не находился под угрозой нападения кочевников. Да и вновь разгорающиеся междоусобицы не должны были угрожать матери будущих наследников Мономаха.

Слайд 3

Начало правления Мономаха в Киеве

Получив такой ультиматум, Владимир принял решение ехать в

Начало правления Мономаха в Киеве Получив такой ультиматум, Владимир принял решение ехать
бунтующий Киев. Узнав о приближении князя, ему на встречу вышли митрополит Никифор с епископами, бояре и простой народ.
Киевляне не просто так призвали Мономаха — к своим 60-ти годам он зарекомендовал себя не только как защитник Древнерусского государства от набегов кочевников-половцев, но и как противник княжеских междоусобиц, справедливый и дальновидный правитель.
На отцовском столе в Киеве Владимир Мономах начал княжить 20 апреля 1113 года — мятеж прекратился просто по факту появления князя, но его причины только предстояло устранить.

Слайд 4

Изгнание ростовщиков

Через несколько дней после начала правления, к Мономаху явилась большая делегация

Изгнание ростовщиков Через несколько дней после начала правления, к Мономаху явилась большая
киевлян, которая начала жаловаться на ростовщиков — их обвиняли в работорговле, в разорении христианских купцов, в обращении к своей иудейской вере.
Мономах решил, что решение по данному вопросу необходимо принимать сообща — на совете в Выдобичах князья постановили изгнать из Киева провинившихся иудеев-ростовщиков.

Слайд 5

Издание Устава Владимира Мономаха

Дабы предотвратить злоупотребления, князь издал дополнение основного кодекса законов

Издание Устава Владимира Мономаха Дабы предотвратить злоупотребления, князь издал дополнение основного кодекса
«Руской правды» — «Устав Владимира Мономаха». В соответствии с Уставом изменились долговые расчёты — было запрещено брать более 30% за предоставленный долг.
«Устав» содержал более четкие определения перехода в холопство (рабство): самопродажа в холопство, переход в статус холопа человека, женившегося без соответствующего договора на холопке, а также поступление на службу к господину в качестве тиуна без особо оговоренной в этом случае свободы. Холопом становился и сбежавший от господина закуп (должник, наемным трудом отрабатывающий кредит). В случае если он уходил в поисках денег, необходимых для возвращения долга, его нельзя было делать холопом.
Во всех остальных случаях попытки закабаления свободных людей пресекались, что позволило снизить социальное напряжение в обществе.

Слайд 6

Конфликт с Глебом Всеславичем Минским

Еще в 1104 году новый князь Глеб, один

Конфликт с Глебом Всеславичем Минским Еще в 1104 году новый князь Глеб,
из сыновей Всеслава Чародея, защищал от сыновей Святополка и Мономаха когда-то сожженный Владимиром Минск.
В 1116 году Глеб уже сам совершил набег на подконтрольные Мономаху земли — разорил Слуцк и разбил племена дреговичей.
Князь Владимир созвал своих многочисленных сыновей, а также двоюродных племянников, и приказал широким фронтом вторгнуться на территории Глеба. Вячеслав Владимирович захватил Оршу, Ярополк и Давыд Олегович взяли Друцк.
Подступив к Минску и увидев, что Глеб затворился в городе, Мономах приказал строить прямо напротив города избы для жизни во время долгой осады. Увидев численность осаждающих и серьезность их намерений, минский князь направил своих послов с просьбой о мире. Не желая зря проливать кровь Мономах сжалился и приказал отвести войска.

Слайд 7

Война с Византией

В 1116 году Владимир Мономах под предлогом возвращения престола «законному»

Война с Византией В 1116 году Владимир Мономах под предлогом возвращения престола
цесаревичу, предпринимает поход против Византии. Можно предположить, что на такое обострение князь пошёл по причине высвобождения войск занятых противостоянием с половцами — к этому году относится последнее столкновение с кочевниками при жизни Мономаха.
При поддержке киевского князя, Лжедиогену II удалось овладеть многими дунайских городами, в числе которых входил Доростол, очевидно, ставший временной резиденцией самозванца. Однако утвердиться на Дунае «царевичу» не удалось: 15 августа того же 1116 года Лжедиоген II был убит в Доростоле двумя наемными убийцами, подосланными к нему императором Алексеем I Комниным.
После смерти Лже-Диогена киевский князь не прекратил войны на Дунае, действуя теперь в интересах «царевича Василия».
В том же 1116 году он посадил в завоеванные самозванцем города своих воевод. Византия, по всей видимости, смогла вернуть себе придунайские земли, так как вскоре Мономах послал на Дунай ещё одно войско во главе со своим сыном Вячеславом и воеводой Фомой Ратиборовичем, которое безуспешно осаждало Доростол и вернулось обратно.

Слайд 8

Конфликт с Ярославом Святополчичем

После смерти Святополка его сын Ярослав еще 4 года

Конфликт с Ярославом Святополчичем После смерти Святополка его сын Ярослав еще 4
продолжал править Волынью, но в 1117 году Владимир Мономах перевёл сына Мстислава, к тому времени уже ставшего тестем Ярославу, из Новгорода в киевский Белгород. Это означало возможное ограничение прав на Киев для Ярослава, как старшего из наследников-претендентов.
Узнав что Ярослав ведет переговоры с поляками, Мономах собрал коалицию из князей и два месяца осаждал его во Владимире-Волынском. Ярослав запросил мира и обещал являться по зову Владимира, но после сам выслал жену (внучку Мономаха) в Белгород и бежал в Польшу.
В 1123 Ярослав пытался вернуть владения с помощью венгерских и польских войск, а также перешедших на его сторону Ростиславичей, но безуспешно — погиб под стенами Владимира-Волынского во время осады.

Слайд 9

Мономах вызывает новгородских бояр

Узнав о беспорядках в Новгороде, В. М. вызвал к

Мономах вызывает новгородских бояр Узнав о беспорядках в Новгороде, В. М. вызвал
себе новгородских бояр, привел большую часть из них к присяге, а часть наиболее виновных заключил под стражу.
Есть предположение, что поводом для расправы послужили беспорядки в Новгороде, вызванные массовым падежом скота.
Однако подлинная причина конфликта между киевским князем и новгородскими боярами во главе со Ставром коренилась гораздо глубже. К этому времени Владимир Мономах отозвал из Новгорода сына Мстислава, а тот передал новгородский стол своему сыну Всеволоду. Новгородцы воспользовались этой ситуацией, чтобы ограничить власть юного князя, а заодно и урезать его доходы. В ответ Мономах решил показать Новгороду «кто в доме хозяин»

Слайд 10

Предложения мира от Византии

Под 1119 годом упоминается прибытие в Киев послов от

Предложения мира от Византии Под 1119 годом упоминается прибытие в Киев послов
императора Византии Алексея Комнина. Среди богатых даров, по легенде, присутствовала и знаменитая шапка Мономаха, которой впоследствии будут короноваться правители Руси, Русского Царства и Российской Империи.
Император предлагал прекратить ненужную войну и в качестве символа нового мира заключить брак между своим сыном и внучкой Мономаха, дочерью его сына Мстислава. После обмена послами, дарами и взаимными обещаниями, спустя несколько лет в Константинополе состоялась свадьба.

Слайд 11

Пленение Глеба Мстиславича

Через три года после предыдущего столкновения, минский князь Глеб Всеславич

Пленение Глеба Мстиславича Через три года после предыдущего столкновения, минский князь Глеб
попытался вновь разорить несколько пограничных городов, в ответ на это по приказу отца Мстислав Владимирович взял Минск штурмом, а самого Глеба привёз в Киев, где тот и умер в заточении 15 сентября 1119 года.

Слайд 12

Поход Юрия Долгорукого на Волжских Булгар

В 1120 году по приказу отца Юрий

Поход Юрия Долгорукого на Волжских Булгар В 1120 году по приказу отца
Долгорукий возглавил поход русских войск против волжских булгар и отомстил им за давнее разорение Мурома. В походе также участвовали половцы. Нападение Юрия преследовало цели скорее грабежа, чем захвата какой-либо территории. Не случайно поэтому летописи вначале сообщают о захвате Юрием «полона многа» и лишь затем говорят о его сражении с булгарами. Поход 1120 года был единственной активной акцией Юрия Долгорукого против восточных соседей.

Слайд 13

Последний поход против половцев

В 1120 году по приказу отца Ярополк совершил еще

Последний поход против половцев В 1120 году по приказу отца Ярополк совершил
один поход против половцев «за Дон» (то есть за Северский Донец), однако половцы заблаговременно покинули свои становища, и князь, не найдя никого в степях, возвратился.

Слайд 14

Брак внучки Мономаха и сына императора Византии

К 1123 году война с Византией,

Брак внучки Мономаха и сына императора Византии К 1123 году война с
уже несколько лет вялотекущая без особых достижений, стала совершенно бесперспективна, поэтому Мономах пошёл на мир с императором Иоанном II и в честь этого заключил брак:
Мстиславна (дочь Мстислава Владимировича) — сын Иоанна II Алексей Комнин
В популярной литературе фигурирует имя невесты — Добродея, однако в летописях оно не встречается. Летописец называет супруга Мономаховой внучки «царем», то есть императором: «Ведена Мьстиславна в Грекы за царь». Традиционно считается, что им был Алексей Комнин, племянник Алексея I и сын Иоанна II, который был объявлен соправителем своего отца, но рано скончался.

Слайд 15

Завещание-Поучение Владимира Мономаха

Владимир Мономах был не только выдающимся полководцем, но и первым

Завещание-Поучение Владимира Мономаха Владимир Мономах был не только выдающимся полководцем, но и
князем-писателем. Кроме письма к двоюродному брату Олегу Святославичу, до настоящего времени дошло т.н. «Поучение Владимира Мономаха» — первая светская проповедь, в которой князь обратился к своим наследникам. Первая редакция была составлена князем Владимиром около 1099—1100 годов, окончательная редакция не раньше 1118 года.
В своём «Поучении» Мономах дал сыновьям ряд советов:
Уважать людей старше себя — как собственного отца, младше себя — как своих братьев.
Помогать нуждающимся, просящих воды и еды — кормить и поить.
Защищать слабых и не давать властям ущемлять обычных людей.
Чтить гостеприимство — всегда приветствовать встреченного человека и желать ему добра.
Не лениться и остерегаться лжи.
Владимир не уставал повторять сыновьям, что князь должен всегда заботиться о благе своей страны и об ее жителях, ибо плохой тот правитель, который думает только о наполнении княжеской казны.

Слайд 16

1125 Сметь Владимира Мономаха

19 мая 1125 года, на семьдесят третьем году жизни.

1125 Сметь Владимира Мономаха 19 мая 1125 года, на семьдесят третьем году
Это случилось в его загородной резиденции вблизи родного Переяславля, на реке Альте, «у милое церкве, юже созда потщаньем многым», — то есть у выстроенной им близ Переяславля церкви Святых Бориса и Глеба.
Владимир прожил ровно столько, сколько было нужно, чтобы вопрос о наследовании великокняжеского престола был снят с повестки дня. Из старших князей, принадлежавших к его поколению, в живых оставался один только младший Святославич Ярослав, ставший после смерти Давыда черниговским князем. Однако не то что претендовать на Киев — даже удержать в своих руках Чернигов он, как оказалось, был не в состоянии без поддержки Мономаха и его сыновей.
Узнав о смерти князя Владимира Всеволодовича, в Переяславль немедленно съехались его сыновья и киевские бояре. Они и перевезли тело князя в Киев. Место для погребения давно было выбрано им — в кафедральном Софийском соборе, рядом с телом его отца, великого князя Киевского Всеволода Ярославича, и брата, переяславского князя Ростислава.
«И спратавше тело его, положиша у Святей Софье, въ тьца (у отца. — А.К.) Всеволода, певше обычныя песни над ним. Святители же жалящеси, плакахуся по святом и добром князи весь народ, и вси людие по немь плакахуся, якоже дети по отцю или по матери, плакахуся по нем вси людие, и сынове его Мьстислав, Ярополк, Вячьслав, Георгии, Андреи, и внуци его, и тако разидошася вси людие с жалостью великою…»