Слайд 2Всемирная история (World history):
История земных цивилизаций и их взаимодействия, рассмотренная в
глобальной перспективе. При этом акцент делается на двух больших проблемах:
Выявление общих культурных паттернов;
Нахождение структурных различий.
Всемирная история отличается от «международной истории» (которая изучает отношения между государствами) и от «компаративной истории» (которая занимается сравнение разных стран и народов, но не в планетарном масштабе).
Как самостоятельное направление исторической науки определилось в 1980-е, хотя крупные мыслители рассматривали всемирную историю и ранее (от Геродота и Сыма Цяня до Аль-Хальдуна и Вико и до Тойнби и Хантингтона) – см. список в сто книг: http://www.antarcticaedu.com/uexhibition.htm
Иногда всемирную историю называют всеобщей (Universal history)
Слайд 4Множество Востоков:
Ближний, Средний, Дальний;
Арабский, персидский, индийский, китайский, японский;
Исламский, индуистский, конфуцианский, буддийский…
Что
объединяет эти востоки?
Слайд 5Orient ( от oriens – восход)
Levant – восход
Ανατολή - восток
מזרח זריחה (мизрах,
зриха) – восток, восход
Восток – с т.зр. Запада
«Восток» – западный (европейский) конструкт
Двойственное отношение:
Взыскание мудрости (“Ex Oriente Lux”) и
Видение как неподвижного, косного, отсталого.
Слайд 6“Ex Oriente Lux”
Тайное знание смысла жизни и глубокая духовность
Edwin Arnold, Light of
Asia, 1879
Колыбель человеческой цивилизации:
Месопотамия, Египет, Индия – кон. 4—нач.3 тыс. до н.э.
Чуть позже (конец 3 тыс.) – Китай
Торговые пути – Средиземноморье 4 тыс.), шумеры – Индия (3 тыс.), Великий шелковый путь от Китая до Сирии (2 тыс.), потом до Рима.
Глубокое изучение Востока с 19 в.:
Древний Ближний Восток (Египет и библейская археология), индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, позже – суфизм, джайнизм и синтоизм.
Слайд 7Поэтому есть разные подходы к оценке роли Востока и к изучению взаимодействия
Запад-Восток – напр., с т.зр. культурных (или экономических, технологических и т.п.) потребностей Запада.
Культурная роль: Восток как Другой, как комплементарная оппозиция.
Ориентализм - европейская трактовка Востока,
в широком смысле – разного рода академические описания азиатских культур в научном исследовании или художественные обращения к ним в западном искусстве и литературе. Такое мое понимание ориентализма резко отличается от популярного до сих пор (преимущественно в идеологизированных левой риторикой кругах) «Ориентализма» Э. Саида (1978).
Слайд 10.
Разные фазы ориентализма:
1. Романтически-академический (ориентализм в узком смысле) – миф о роскошных
женщинах и героических мужчинах
Эжен Делакруа. Алжирские женщины, 1834
Слайд 11.
Ж.-О.-Д. Энгр. Турецкая баня. 1862
Слайд 12.
Делакруа.
Араб, сражающийся со львом
Слайд 13.
2. Японизм импрессионистов и модерна:
Новые формы – асимметрия и серийность
К. Моне. Стог
сена на закате. 1891
Хокусай. Красная Фудзи. 1830-е
Слайд 15.
«Капля их крови смешалась
с нашей кровью, и никакая
сила на свете
уже не
вытравит ее»
Луи Гонз, 1888
Слайд 163. Примитивизм авангарда
(Африка кубистов и сюрреалистов)
Слайд 17Resume:
all this can be seen as successive stages in the broadening (shattering
and at the same time infeeding) of the European cultural paradigm – which paved the ways to globalization of the Western worldview and cultural practices.
Orientalism can be viewed as the Ur-phenomenon of globalization, or as the process of making the West less Western.
Слайд 18Аспекты исторического рассмотрения роли Востока в мировом процессе:
Открытия, изобретения, обмен с Западом;
Разная
динамика (опережение-отставание);
Неразработанность концепций личности и ее прав;
Конфронтация с Западом (формы экспансии: колонизация, захват)
Слайд 19Греки – персы (Битва при Иссе, 333 до н.э.)
Слайд 20Европа – арабы. Битва при Пуатье (Туре), 732
Charles Auguste Steuben, 1837
Слайд 21Русь - монголы
(Взятие Батыем Суздаля, 1238)
Слайд 22Византия –
турки-османы
(Султан Мехмет II,
входящий в
Константинополь.
Фаусто Дзонаро)
Слайд 23
Восток – чаша весов, которая уравновешивает Запад и позволяет миру существовать в
гармонии.