Меценаты. Княгиня Мария Тенишева. Настоящая Посадница Н. К. Рерих

Содержание

Слайд 2

"Настоящая Марфа Посадница"
Н. К. Рерих
"Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству,

"Настоящая Марфа Посадница" Н. К. Рерих "Всю свою жизнь она посвятила родному
для которого сделала бесконечно многое..."
И. Я. Билибин

Слайд 3

ДЕТСТВО

Мария Пятковская родилась 20 мая (1 июня) 1858 года в Петербурге. 
В 1869 году поступила в гимназию Марии

ДЕТСТВО Мария Пятковская родилась 20 мая (1 июня) 1858 года в Петербурге.
Спешневой, обучение в которой велось по программам мужских реальных училищ. 
Увлеклась изучением иностранных языков, отечественной историей и естественными науками.

Слайд 4

Вячеслав Тенишев. Изобразительное искусство

Мария Клавдиевна познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым — крупным

Вячеслав Тенишев. Изобразительное искусство Мария Клавдиевна познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым —
российским промышленником. В 1892 г. она вышла за него замуж.
Супруги поселились в имении Хотылёво в Брянском уезде Орловской губернии, где княгиней была основана одноклассная школа.
Просветительская деятельность Марии началась с организации ремесленного училища близ Бежицкого завода, столовой и клуба для рабочих завода.

Слайд 5

ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Собирала акварели и была знакома с художниками В. Васнецовым, М. Врубелем, Н.

ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Собирала акварели и была знакома с художниками В. Васнецовым, М.
Рерихом, С. Малютиным, А. Бенуа и другими деятелями искусства. 
Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894 —1904), где преподавал И. Репин. 
Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске 1896—1899 гг. 

Слайд 6

ЭМАЛЕВОЕ ДЕЛО

Благодаря трудам княгини было возрождено эмалевое дело, вместе с художником Жакеном

ЭМАЛЕВОЕ ДЕЛО Благодаря трудам княгини было возрождено эмалевое дело, вместе с художником
были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. 
Во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. 
После выставки своих работ в Риме была избрана почётным членом Римского археологического общества.

Слайд 7

Русская старина. Смоленск

В 1911 году М. Тенишева передала в дар Смоленску первый

Русская старина. Смоленск В 1911 году М. Тенишева передала в дар Смоленску
в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина».
По этому поводу ей лично было создано эмалированное блюдо с надписью :

«Московскому археологическому институту. Придите, владейте, мудрые. Блюдите скрытню сию и да будут во веки сокровища во граде Смоленске на служение народу русскому. Блюдо сие построила трудами своими княгиня Мария Тенишева в лето 1911 года».

Слайд 8

Одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой стало Талашкино — родовое имение княгини

Одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой стало Талашкино — родовое
Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели в 1893 году.
Это концепция «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно — развития сельского хозяйства.

Талашкино

Слайд 9

Флёново. Храм Святого Духа

Большое внимание княгиня уделяла созданию во Флёново храма Святого Духа.

Флёново. Храм Святого Духа Большое внимание княгиня уделяла созданию во Флёново храма
Идут споры о создателе архитектурного проекта храма. Среди наиболее распространённых версий авторство проекта самой княгини Марии Тенишевой.
Значительную роль в создании проекта сыграли художник-портретист Сергей Малютин и основатель российской архитектурной фотографии Иван Барщевский. 
Автором плохо сохранившихся росписей интерьера храма и мозаики на фасаде над входом в храм является российский философ, художник, путешественник Николай Рерих.

Слайд 11

Из множества художников, с которыми приходилось контактировать М. К. Тенишевой были ментально близки и

Из множества художников, с которыми приходилось контактировать М. К. Тенишевой были ментально
особо приятны М. А. Врубель и Н. К. Рерих.
Княгиня Тенишева скончалась 14 апреля 1928 года в парижском пригороде Ла-Сель-Сен-Клу.