Образование и воспитание в Киевской Руси. (10-13 вв.)

Содержание

Слайд 2

В эту эпоху происходит становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные

В эту эпоху происходит становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные
изменения в воспитание и обучение. Как уже было упомянуто, восточные славяне оказались под влиянием византийской традиции, в частности православия, которое сделалось официальной религией с 988 г.
Важным передаточным звеном восточного христианства, византийской образованности и общеславянской традиции воспитания стала для Руси Болгария. Когда в 70-х гг. 10 века Болгария была опустошена войсками Византии, многие болгарские книжники нашли приют в Киеве. Именно они приняли участие в подготовке первого поколения книжно-образованных людей на Руси и в приобщении русской нации к византийской, античной и библейской мудрости. Из Болгарии пришли и первые учебные книги: «Азбучная молитва», «Шестоднев» Иоанна Экзарха, «О письменах» Черноризца Храбра.

Слайд 3

Педагогические идеи древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного

Педагогические идеи древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного
христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом.
Главным источником воспитания и обучения для всех сословий была семья, где дети могли получить элементарное образование. Церковь же контролировала семейное воспитание, которое, прежде всего, было религиозным. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.

Слайд 4

Появление первых школ на Руси было вызвано как потребностями духовенства, так и

Появление первых школ на Руси было вызвано как потребностями духовенства, так и
увеличением числа грамотных людей. Дело в том, что в городах стали появляться церкви, в которых скапливались книги, а их нужно было уметь читать. Поэтому в первую очередь началось массовое обучение будущих священнослужителей. По мнению историков первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь св. Ильи на Подоле в Киев (10 в.).

Слайд 5

Начальное обучение осуществляли мастера грамоты, которые занимались с детьми всех сословий. Они обучали

Начальное обучение осуществляли мастера грамоты, которые занимались с детьми всех сословий. Они
детей письму, счету и чтению подобно тому, как мастера учили подмастерьев. Таким образом, для Руси было характерно то, что система начального образования выглядела не как совокупность регулярных учебных занятий, а как определенные формы общественно-педагогической практики. В качестве учебных пособий доступных всем использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Сначала учили писать и произносить буквы, потом – читать молитвы по Псалтырю. Писали (выцарапывали буквы) на бересте, создавая берестяные грамоты. Первые берестяные грамоты относятся к 10-11 вв. Для начального уровня было необходимо освоить 26-буквенный алфавит, который был достаточен для записи речи, ведения торговых и деловых записей, но недостаточен для «учения книжного», основанного на 43-буквенном алфавите

Слайд 6

Первая дворцовая школа учения книжного открылась при князе Владимире в Киеве в 988г. Эта

Первая дворцовая школа учения книжного открылась при князе Владимире в Киеве в
школа была учебным заведением повышенного типа, т.к. ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели читать и писать. После этого начался быстрый расцвет педагогических и религиозных мыслей. Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Так, на протяжении периода с 10-13 вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и в Суздале. Чернигове, Муроме, Переяславле, Галиче, Ростове и др.).

Слайд 7

Школы создавались при княжеских дворах, церквях и монастырях и предназначались для обучения

Школы создавались при княжеских дворах, церквях и монастырях и предназначались для обучения
детей из высших сословий. В основном обучали церковному чтению, письму, пению, счету, занимались нравственным воспитанием. Кроме этого, ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе. Обучение начиналось с 7 лет, было индивидуальным, несмотря на то, что дети сидели вместе и платным.

Слайд 8

Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков, например, «Изборник Святослава»

Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков, например, «Изборник Святослава»
(1073). Это был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Обучали также и искусству делать книги. Ученик изготавливал «собственный» изборник, самостоятельно переписывая , иллюстрируя, и переплетая.

Слайд 9

Выводы :

Итак, на протяжении 10-11 вв. письменность проникла во все слои населения

Выводы : Итак, на протяжении 10-11 вв. письменность проникла во все слои
Руси и Киевская Русь не уступала по уровню образования Центральной и Западной Европе.
В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образованности на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное, были уничтожены многие монастыри, в 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Все это привело к массовому уничтожению культурных ценностей и грамотных людей.