Церковь и государство в XVI веке

Содержание

Слайд 2

ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ –
свод правил,
регулирующих
поведение священников

МИТРОПОЛИТ –
глава Русской
православной церкви

ЕПИСКОПЫ (АРХИЕРЕИ) –
главы церковных

ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ – свод правил, регулирующих поведение священников МИТРОПОЛИТ – глава Русской
округов

БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО –
священники городских
и сельских церквей

ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО –
монахи

Вспомните, что означают понятия?

Слайд 3

Церковь поддерживала

Объединение земель вокруг Москвы

Укрепление княжеской власти

Создание единого государства

Церковь поддерживала Объединение земель вокруг Москвы Укрепление княжеской власти Создание единого государства

Какую роль сыграла церковь в объединении русских земель?

Слайд 4

1. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЦЕРКВИ

В 1439 году была подписана Флорентийская уния

Это был

1. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЦЕРКВИ В 1439 году была подписана Флорентийская уния
акт о соединении ветвей христианства

За участие в унии московский собор прогнал митрополита Исидора

И избрал в 1448 году рязанского владыку Иону

Слайд 5

В 1453 году пал Константинополь

Выборы митрополита стали делом русской церкви

Перестала

В 1453 году пал Константинополь Выборы митрополита стали делом русской церкви Перестала
зависеть от Византии, провозгласила автокефалию

Авторитет церкви возрос.
Русский государь
получает возможность
вмешиваться
в дела церкви

1. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЦЕРКВИ

Слайд 6

2. ЦЕРКОВЬ И ВЛАСТЬ

Великие князья жаловали церкви

Земельные владения

Богатые денежные вклады

Налоговые

2. ЦЕРКОВЬ И ВЛАСТЬ Великие князья жаловали церкви Земельные владения Богатые денежные вклады Налоговые льготы
льготы

Слайд 7

ФИЛОФЕЙ
монах псковского монастыря

После гибели
Византии только
Москва сохранила
верность
православию

МОСКВА –
центр
христианства

МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ

2.

ФИЛОФЕЙ монах псковского монастыря После гибели Византии только Москва сохранила верность православию
ЦЕРКОВЬ И ВЛАСТЬ

Слайд 8

«НЕСТЯЖАТЕЛИ»

«ИОСИФЛЯНЕ»

Возглавил
НИЛ СОРСКИЙ,
который считал,
что:

нужно ликвидировать
церковное землевладение;

монахи не должны ничего
иметь;

«НЕСТЯЖАТЕЛИ» «ИОСИФЛЯНЕ» Возглавил НИЛ СОРСКИЙ, который считал, что: нужно ликвидировать церковное землевладение;

монахи должны жить
плодами своего труда

Возглавил
ИОСИФ
ВОЛОЦКИЙ,
который считал,
что:

церковь должна иметь
большие богатства;

они нужны, чтобы
заниматься
благотворительностью
и просвещением

2. ЦЕРКОВЬ И ВЛАСТЬ

Слайд 9

Укрепил
церковную дисциплину

Унифицировал
церковные обряды

Боролся с пережитками
язычества

1551 ГОД –
ПРОВЕДЕН ЦЕРКОВНЫЙ СТОГЛАВЫЙ СОБОР :

Закрепил

Укрепил церковную дисциплину Унифицировал церковные обряды Боролся с пережитками язычества 1551 ГОД
церковное
землевладение

2. ЦЕРКОВЬ И ВЛАСТЬ

Слайд 10

1566 год
митрополит Филипп публично
обличал опричные расправы

Сослан в монастырь, где
был задушен

1566 год митрополит Филипп публично обличал опричные расправы Сослан в монастырь, где
Малютой
Скуратовым

Следующие митрополиты
были покорны светской власти и благословляли
действия царя

2. ЦЕРКОВЬ И ВЛАСТЬ

Слайд 11

1589 год
Учреждено ПАТРИАРШЕСТВО

Первым русским патриархом стал Иов

Русская православная церковь стала
полностью

1589 год Учреждено ПАТРИАРШЕСТВО Первым русским патриархом стал Иов Русская православная церковь
самостоятельной,
ее влияние возросло

2. ЦЕРКОВЬ И ВЛАСТЬ

Слайд 12

3. МОНАСТЫРИ В XVI ВЕКЕ

Монастыри

Получали богатые подношения

Владели землей

Брали деньги за

3. МОНАСТЫРИ В XVI ВЕКЕ Монастыри Получали богатые подношения Владели землей Брали
свою деятельность

Торговали

Были ростовщиками

Занимались благо-
творительностью

Слайд 13

СОЛОВЕЦ-
КИЙ

КИРИЛЛО-
БЕЛОЗЕРСКИЙ

ИОСИФО-
ВОЛОКО-
ЛАМСКИЙ

НОВО-
ДЕВИЧИЙ

ТРОИЦЕ-
СЕРГИЕВ

3. МОНАСТЫРИ В XVI ВЕКЕ

СОЛОВЕЦ- КИЙ КИРИЛЛО- БЕЛОЗЕРСКИЙ ИОСИФО- ВОЛОКО- ЛАМСКИЙ НОВО- ДЕВИЧИЙ ТРОИЦЕ- СЕРГИЕВ 3. МОНАСТЫРИ В XVI ВЕКЕ

Слайд 14

4. ЕРЕСИ

НОВГОРОД

СТРИГОЛЬНИКИ

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ

Отвергали церковные
обряды

Осуждали возвеличивание
духовенства

Возрождали языческие
ритуалы

Считали, что Христос был
только пророком

Отрицали Святую Троицу

Выступали против

4. ЕРЕСИ НОВГОРОД СТРИГОЛЬНИКИ ЖИДОВСТВУЮЩИЕ Отвергали церковные обряды Осуждали возвеличивание духовенства Возрождали

поклонения иконам и крестам

Критиковали
монашество

1490 год – осуждение
еретиков Церковным собором
1504 год – сожжение
еретиков на костре

Слайд 15

4. ЕРЕСИ

МОСКВА

МАТВЕЯ
БАКШИНА

ФЕОДОСИЙ
КОСОЙ

Сомневался в правильности
Священного Писания

Критиковал
церковные обряды

Считал, что Христос не
Сын Божий

Отрицал Святую

4. ЕРЕСИ МОСКВА МАТВЕЯ БАКШИНА ФЕОДОСИЙ КОСОЙ Сомневался в правильности Священного Писания
Троицу

Выступали против
поклонения иконам, крестам
и святым мощам

В 1553 году арестован и
сослан в Иосифо-
Волоцкий монастырь

Бежал в Литву, где
стал лидером
протестантов

Слайд 16

Троице-Сергиев монастырь

Троице-Сергиев монастырь близ Москвы был основан в 1340 году монахом Сергием

Троице-Сергиев монастырь Троице-Сергиев монастырь близ Москвы был основан в 1340 году монахом
Радонежским. Обитель играла важную роль в истории Русского государства. Еще при жизни Сергия Радонежского, ставшего настоятелем монастыря, монастырь принимала активное участие в подготовке Куликовской битвы. В 1408 году монастырь был разорен эмиром Едигеем, но вскоре вновь обустроился. Позднее он неоднократно оказывал финансовую поддержку русским государям.
Главное здание архитектурного ансамбля монастыря – Троицкий собор, возведенный в 1422-1423 годах псковскими зодчими над мощами Сергия Радонежского. В 1425-1427 годах храм был украшен иконостасом прославленного русского мастера Андрея Рублева. В XVI веке вокруг обители построили каменные стены с башнями, надстроенными в XVII веке до современной высоты. В архитектурный ансамбль монастыря вошли также: Духовская церковь (1476 год), игравшая роль сторожевой башни, монументальный Успенский собор (1559-1585 годы) с фресками 1687 года.

Слайд 17

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь на Сиверском озере был основан в 1397 году архимандритом

Кирилло-Белозерский монастырь Кирилло-Белозерский монастырь на Сиверском озере был основан в 1397 году
Симонова монастыря Кириллом Белозерским. В XV-XVII веках обитель являлась крупнейшим духовно-религиозным, культурным и экономическим центром русского Севера. Монастырь владел обширными землями и пользовался особым покровительством русских государей. По свидетельству современников, царь Иоанн IV неоднократно собирался принять здесь иночество.
Главное здание монастырского ансамбля – величественный одноглавый Успенский собор (1497-1498 годы, архитектор Прохор Ростовский). С северо-запада к храму примыкают небольшие кубические одноглавые церкви Владимирская (1554 год) и Епифания (1645 год), с юга – придельная церковь над гробницей Кирилла Белозерского (1792-1794 годы). Среди древних сооружений Кирилло-Белозерского монастыря сохранились церковь Введения (1519 год) с трапезной палатой, церковь Архангела Гавриила (1531-1534 годы), соединенная с невысокой массивной колокольней (1757-1761 годы), одноглавая церковь Иоанна Предтечи (1531-1534 годы), церковь Сергия Радонежского (1560 год).

Слайд 18

Соловецкий монастырь

По преданию, первыми монахами-поселенцами Соловецких островов на Белом море были

Соловецкий монастырь По преданию, первыми монахами-поселенцами Соловецких островов на Белом море были
иноки Кирилло-Белозерского монастыря на Сиверском озере Герман и Савватий, прибывшие в эти места в 1429 году. В 1435 году Савватий скончался, а к Герману присоединился монах Зосима. Со временем население обители увеличивалось, и постепенно Соловецкий монастырь стал играть большую роль в освоении русского Севера. Обитель владела обширными землями и неоднократно оказывала финансовую поддержку русским государям.
Наиболее значительным сооружением в архитектурном ансамбле Соловецкого монастыря является пятиглавый Преображенский собор, возведенный в 1558-1566 годах над мощами Германа. В 1584-1594 годах вокруг обители возвели каменные стены с башнями.

Слайд 19

Иосифо-Волоколамский монастырь

Иосифо-Волоколамский монастырь был основан в 1479 году близ Волоколамска иноком Иосифом

Иосифо-Волоколамский монастырь Иосифо-Волоколамский монастырь был основан в 1479 году близ Волоколамска иноком
Волоцким (в миру Иван Санин). В XV-XVII веках монастырь был религиозным и политическим центром Русского государства. За многовековую историю существования обитель не раз выдерживала нашествия, подвергалась разрушению, однако, затем вновь обустраивалась.
Архитектурный ансамбль монастыря включал мощные крепостные стены с шатровыми башнями (1543-1566 годы, перестроены в 1676-1688 годах, архитектор Т.Игнатьев), церковь Богоявления с трапезной палатой (1504 год, перестроена в 1682 году).