Слайд 2К X в. на территории восточно-славянских земель сложилось государство — Киевская Русь.
Специфика образования и воспитания в Киевской Руси определялась ее зависимостью от православной христианской традиции.
Христианская педагогика на Руси значительно отличалась от западно-европейского воспитания.
В 988 г. Киевская Русь принимает крещение, и официальным вероисповеданием становится восточный византийский вариант христианства — православие
Слайд 3Вместе с культурной традицией Русь воспринимает от Византии и образовательные традиции, основанные
на античных образцах, что благоприятно сказывается на развитии русского просвещения
На становление древнерусского воспитания и обучения заметное влияние оказала общеславянская традиция образования, особенно древнеболгарская
Слайд 4В 863 г. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку — кириллицу,
которая основывалась на традициях греческого алфавита, но учитывала фонетический строй старославянского языка.
Постепенно азбука приспособилась и к специфике древнерусского языка, оформившегося к XI—XII вв.
Слайд 5Старославянский, а затем древнерусский язык с понятным для русского человека правописанием и
произношением стал в отличие от Западной Европы, языком просвещения.
Под влиянием православия образование на родном языке стало доступным самым широким слоям населения, однако это отдаляло содержание обучения и воспитания на Руси от богатейшего наследия Античности, которое активно использовалось в европейской традиции
Слайд 6Содержание образования исчерпывалось изучением священных текстов без их толкования, «житийной» литературы (жития
святых), некоторых фольклорных произведений.
Языковой барьер затруднял доступ к произведениям, написанным на латыни, что ощутимо сужало круг научного и философского знания
Слайд 7В 1054 г. в процессе официального разделения восточной и западной ветвей христианства
Русь, заняв позицию Византии, старалась придерживаться самобытной традиции образования, противопоставленной европейской, которая ассоциировалась у Русской православной церкви с католичеством.
К XII в. работа по переводу греческих и латинских книг практически затихла.
Это предопределило дальнейшее развитие воспитания и обучения в Русском государстве вплоть до XVIII в.
Слайд 8Сильное влияние на идеал древнерусского образования оказали ценности православия, согласно которым каждый
человек должен верить в Бога (именно поэтому русское население называлось «крестьянами», т.е. «христианами»).
На пути приобщения к Богу русский человек ориентировался не на рациональное осмысление окружающего мира, а на внутреннее самосовершенствование, достигаемое в смиренной праведной жизни
Слайд 9Таким образом, педагогическое воздействие нацеливалось на «душевное строительство», определив отношение к знаниям
как к нравственно-духовной ценности
Слайд 10В XV в. Византийская империя пала под натиском турецких завоевателей, усилилось противостояние
православия и католицизма, что заставило Русь отказаться от использования в обучении византийских традиций и ранее переведенных античных источников.
На Руси стали почти враждебно относиться ко всему западному, в том числе и к образованию.
Косвенным следствием влияния православия можно считать то, что сложившаяся система образовательных институтов просуществовала без значительных изменений до эпохи реформ Петра I
Слайд 11
В России не создавались школы различного типа, развитие которых было характерным для
средневековой Европы;
на русской почве вплоть до XVIII в. так и не появились университетские центры науки и образования
Слайд 12Обучение грамоте и основам наук в школе было второстепенным по отношению к
чтению православной литературы.
Основной формой получения образования стало семейное воспитание, которое проходило под руководством «мастера грамоты» — бродячего монаха, обучавшего детей на дому.
В то время как в средневековой Европе сложилось сословие профессиональных учителей, главной фигурой древнерусского образования стал человек духовного звания — носитель ценностей православной культуры.
С упрочением Русской православной церкви образование и устройство школ перешло в ведение самой церкви
Слайд 13
Образование и педагогические идеи на Руси в Киевский период
Слайд 14Сложившаяся система образования и воспитания в Русском государстве
с X до XVIII
в. представляет собой целостное культурно-историческое явление.
В связи с нашествием татаро-монгольских племен, знаменующим упадок древнерусского просвещения, в истории педагогики и образования допетровской эпохи традиционно принято выделять два периода: киевский, продолжавшийся с X по XIII в.,
и московский - с XIV по XVII в
Слайд 15Ко времени крещения Руси в крупнейших русских городах существовала письменность, были грамотные
люди,
и, соответственно, существовало индивидуальное обучение грамоте.
Постепенно зарождались и успешно развивались школьные формы обучения
Слайд 16Школы «учения книжного» имели элитарный характер и предназначались для обучения детей князей,
бояр, дружинников.
Это были частные учебные заведения, первоначально учителями в них были греки, болгары и русичи, приобщившиеся к книжной культуре
Слайд 17Традиция распространения «учения книжного» успешно продолжалась в XI в. благодаря усилиям киевского
князя Ярослава Мудрого, который был инициатором создания первой русской библиотеки в Киеве.
При дворе князя Ярослава существовала повышенная школа, где получили серьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные «книжники».
В 1028 г. по его указу открылась школа в Новгороде для обучения детей священников и горожан, рассчитанная на 300 учеников
Слайд 18В Киевском государстве в X—XIII вв. при церквях и монастырях учреждались училища
для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.
О распространении грамотности на Руси в этот период можно судить по найденным при раскопках древних городов берестяным «грамоткам скорописчатым», орудиям письма, надписям на стенах церквей и бытовым предметам.
Их содержание свидетельствует о проникновении грамоты во все слои населения — от феодальной знати до городского (посадского) люда
Слайд 19Значительную роль в развитии образования в киевский период играли монастыри, являвшиеся культурными
и образовательными центрами.
К книге на Руси относились как к величайшей ценности — бережно и с уважением
Слайд 20В Киевской Руси возникли учебные заведения различных типов, которые представляли начальную и
среднюю ступень образования, но не имели в виду его преемственности.
Кроме того, дети ремесленников, земледельцев, посадских людей в семье получали навыки сельскохозяйственного труда и выполнения различной
домашней работы.
По распространению грамотности, обучение которой не имело сословных ограничений, Русь была близка к Византии того времени
Слайд 21В Киевский период не было сформировано сословие профессиональных учителей, обучением обычно занимались
представители низшего духовенства
(певчие, дьячки, чтецы), мелких чиновников, грамотных людей служителей различных государственных учреждений.
Родители договаривались с «мастером грамоты», чему, в какой срок и за какую плату он обучит их ребенка
Слайд 22Вторая ступень обучения получила название «учение книжное».
С XI по XIII в.
центры «учения книжного» возникают по всей Руси.
Подобные учебные заведения создавались при княжеских дворах, монастырях, церквях для образования княжичей и детей знати,
широкое образование было доступным как для княжеских сыновей (сын Ярослава Мудрого Всеволод знал пять иностранных языков),
так и для дочерей
Слайд 23В XI—XII вв. в Киевском государстве появился ряд рукописных сборников, переводных и
оригинальных, среди которых имелись тексты и высказывания педагогического содержания. В сборниках под названиями «Пчела», «Изборник» Святослава, «Златоструй», «Златоуст» (по имени Иоанна Златоуста) содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, Аристотеля.
«Изборник» Святослава в истории русской педагогики стал первой попыткой изложить знания, которые соответствовали представлениям о византийской образовательной традиции
Слайд 24К XIII в. школьные формы обучения, приходят в упадок,
что было связано
с разгромом русских княжеств и разрушением городов;
культурные и образовательные центры в монастырях и церквях полчищами Батыя были преданы «огню и мечу».
Традиции книжной культуры сохранялись лишь в княжеской среде, обеспечивая высокий уровень домашне-семейного воспитания.
Овладение книжной культурой и грамотностью оставалось не связанным со специальным обучением, профессиональные навыки передавались зачастую вне грамотности
Слайд 25Воспитание и образование в Русском государстве в Московский период
Слайд 26В начале XIV в. как результат татаро-монгольского нашествия уровень грамотности и образованности
среди населения значительно снизился, уменьшилось число школ.
Вплоть до XV в. Русь продолжала испытывать набеги и участвовать в войнах с татарами.
Распространению просвещения и развитию образования препятствовали феодальная раздробленность и междоусобицы русских княжеств
Слайд 27Однако постепенно в Московском государстве, складывалась своеобразная система воспитания и образования
В
целом она в период XIV—XVII вв. сохранила общие черты киевской системы образования, и лишь к концу этого этапа в развитии русского просвещения появились первые школы повышенного типа, ставшие прообразом высшего образования в России
Слайд 28Процесс обучения грамоте к XVI в. упростился, поскольку для письма стали использоваться
бумага и упрощенный вариант написания — полууставное письмо.
Обучение грамоте начиналось при достижении ребенком 7-летнего возраста и не отличалось в содержательном плане во всех сословиях
Слайд 29Традиции «учения книжного» сохранялись в семейном воспитании княжеских детей.
Довольно небольшое количество
людей в московский период могло быть причислено к интеллектуальной элите русского общества.
Однако именно в этой среде зародились элементы гуманистических воззрений
Слайд 30На западных рубежах древнерусских земель, в Правобережной и Западной Украине и Белоруссии,
в конце XVI _ начале XVII в. получили развитие «братские школы», в которых традиции приобщения к книжной культуре обогащались опытом развития школьного дела в Западной Европе.
Потомки древнерусского населения Украины и Белоруссии, пытаясь сохранить в неприкосновенности свои вероисповедание, культуру, язык, создавали в православных общинах подобные учебные заведения
Слайд 31Отличительной чертой учебного процесса в «братских школах» была его четкая организация: дети
обучались по четыре часа в день, предусматривались обязательные домашние задания и их регулярная проверка. Школы были доступны для детей выходцев из различных слоев, т.е. предлагали не сословный, а универсальный принцип построения содержания образования.
В «братских школах» зародились основы классно-урочной системы, которые впоследствии были теоретически обоснованы и развиты в трудах и деятельности Я.А. Коменского
Слайд 32На положениях системы и программы обучения, характерных для «братских школ», киевским митрополитом
Петром Могилой в 1632 г. было основано учебное заведение повышенного типа — Киево-Могилянская коллегия,
главными языками преподавания в которой были славянский и латынь, изучался греческий.
Выпускники киевского коллегиума (С. Полоцкий, Е. Славинецкий, А. Становский) получили образование, сравнимое по уровню со схоластическим европейским стандартом, и принимали активное участие в развитии русского Просвещения
Слайд 33Во второй половине XVII в. в образовании стали развиваться светские идеи, тесня
монополию церкви.
В 1660-х гг. в Москве была открыта школа повышенного типа для подготовки особо доверенных чиновников царской канцелярии.
Пристальное внимание в ней уделялось изучению языка международной дипломатии — латинского
Слайд 34
В 1687 г. в России открывается первое собственно высшее учебное заведение —
Эллино-греческая, а впоследствии Славяно-греко-латинская академия под руководством С. Полоцкого, ориентированная на программу европейских университетов, с изучением «семи свободных искусств», древних языков и богословия.
Славяно-греко-латинская академия готовила духовенство, учащихся для медико-хирургических школ, многие из которых затем стали студентами университета, открытого в 1725 г. при Академии наук
Слайд 35В Славяно-греко-латинской академии обучались
М.В. Ломоносов, архитектор В.И. Баженов, математик Л. Магницкий,
первый русский доктор медицины П. Постников и другие известные деятели культуры, науки и просвещения XVIII в
С открытием в 1755 г. Московского университета греко-латинские академии потеряли свое значение.
В XVI—XVII вв. границы между высшими и средними школами в России были размытыми.
Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения
Слайд 36Таким образом, в России вплоть до XVII в. чрезвычайно сильным было влияние
христианства на всю сферу образования и семейного воспитания.
К XVII в. Россия получает вместо западно-европейского университета в форме греко-латинских академий своеобразную духовную семинарию, где, несмотря на довольно широкую программу обучения, преподавались лишь те предметы и теории, которые не противоречили православному представлению о мире
Слайд 37
Значительным памятником древнерусской культуры, быта, образования XV—XVII вв. является «Домострой»
В «Домострое» выразилось
требование воспитания детей в страхе Божьем, соблюдения Церковных обрядов, суровой дисциплины, сочетающейся с внимательным и заботливым отношением к детям