Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. АРХИТЕКТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА.
II. АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII
ВЕКА.
III. АРХИТЕКТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ВТОРОЙПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА.
IV. АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
Слайд 3ВВЕДЕНИЕ
Своеобразно нарастает динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века. В стране освоение
западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами. Это выражается в многостилье, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.
Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург – ровесница века, задуманная. как образец новой культуры.
Слайд 4АРХИТЕКТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Слайд 5Доменико Андреа Трезини
(Андрей Якимович Трезин)
(около 1670—1734)
Архитектор и инженер, швейцарец по происхождению.
С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини.
«Петропавловская крепость (Санкт-Питер-Бурх)».
«Петропавловский собор».
«Здание 12 коллегий» ( теперь главное здание Петербургского университета).
«Летний дворец».
Слайд 10Франческо Бартоломео Растрелли
(Варфоломей Варфоломеевич)
(1700—1771)
Знаменитый русский архитектор итальянского происхождения. Сын известного скульптора
и архитектора Бартоломео Карло Растрелли, обрусевшего итальянца. Наиболее яркий представитель русского барокко. Ф. Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями.
«Большой дворец в Петергофе».
«Зимний дворец».
«Екатерининский (Большой) дворец». Царское Село.
«Собор Воскресения Смольного монастыря».
Слайд 15АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Слайд 16Михаил Иванович Чоглоков
(около 1650—1710)
«Сухарева башня» (подобно средневековым западноевропейским соборам и ратушам,
она была увенчана башенкой с часами. В 1934 г. Сухарева башня была разобрана, так как «мешала движению»).
Слайд 18Иван Петрович Зарудный
(? — 1727)
«Меньшикова башня (Церковь Архангела Гавриила у
Мясницких ворот)».
Слайд 20Дмитрий Васильевич Ухтомский
(1719—1774)
«Колокольня Троице-Сергиева монастыря».
«Красные ворота в Москве» (в 1928 г.
сооружение было разобрано в связи с реконструкцией площади. Теперь на месте Красных ворот стоит павильон метро).
Слайд 23АРХИТЕКТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Слайд 24Антонио Ринальди
(около 1710—1794)
Итальянский архитектор, в 1756—1790 годах придворный архитектор Екатерины II.
Сооружения
Ринальди отражают переход от сложности объёмно-пространственной композиции и пластического богатства деталей в архитектуре барокко к характерным для классицизма спокойной сдержанности наружного облика здания, простоте членений и чёткости объёмов.
«Павильон «Катальная горка»». Ораниенбаум.
«Китайский дворец». Ораниенбаум.
«Мраморный дворец в Петербурге».
Слайд 28Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) Фельтен (1730/32— 1801)
Получил образование в Италии и Париже,
служил в Конторе строения дворцов и садов Её Величества, состоял при архитекторе Растрелли помощником по сооружению Зимнего дворца и с 1764 года преподавал архитектуру в Академии художеств. Проектировал в псевдоготическом стиле и классицизме.
«Чесменский дворец».
«Чесменская церковь».
«Решётка Летнего сада» (признанный шедевр петербургской архитектуры).
Слайд 32Иван Егорович Старов (1745—1808)
Придерживался канонов классицизма. Создал классицистический тип дворца-усадьбы, применив особую
композицию с основным корпусом и боковыми флигелями (пристройками), вынесенными вперёд так, что между ними получался «почётный двор» — курдонёр .
«Таврический дворец князя Г. А. Потёмкина-Таврического в Петербурге».
Слайд 34Джакомо Кваренги (1744—1817)
Итальянец по происхождению и поклонник римских древностей. Строгий классицистический стиль
его произведений нравился Екатерине II.
«Эрмитажный театр».
«Здание Академии наук».
«Ассигнационный банк».
«Смольный институт благородных девиц».
Слайд 39Чарлз Камерон (1740— 1812)
Шотландец, представитель классицизма. Страстный поклонник античности и творчества Андреа
Палладио. Камерон в 1783—1786 гг. создал новый ансамбль, который оказал на русскую архитектуру конца XVIII — начала XIX в. огромное влияние. Это так называемая «Камеронова галерея», окружённая колоннадой. С одной стороны галереи расположена лестница, ведущая к пруду, а с другой — висячий сад и павильон «Агатовых комнат» .
«Камеронова галерея». Царское Село.
«Большой дворец». Павловск.
Слайд 42Василий Иванович Баженов
(1737/38-1799)
Винченцо Бренна
(1745-1820)
«Михайловский (инженерный) замок».
Слайд 44АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Слайд 45Василий Иванович Баженов (1737/38—1799)
Учился в гимназии при Московском университете, потом в только
что открывшейся в Петербурге Академии художеств. Закончив учение, он посетил Францию и Италию, а возвратившись в Петербург, получил звание академика.
«Царицыно».
«Дом П. Е. Пашкова» (здание находится на высоком холме. В центре — трёхэтажный корпус с изящным портиком, дополненным по бокам статуями. Он увенчан круглой надстройкой — бельведером (итал. belvedere — «красивый вид») со скульптурной композицией наверху.).
Слайд 48Матвей Фёдорович Казаков
(1738—1812)
Работал в псевдоготическом стиле и классицизме.
«Петровский подъездной дворец» (был
заказан Казакову в псевдоготическом стиле. Однако чёткий симметричный план замка и его интерьеры выполнены в традициях классицизма. Лишь декоративные детали фасада характерны для древнерусской архитектуры).
«Здание Сената».
«Здание университета».
Слайд 52ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющими огромное значение для практики поздней
архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное искусство. Если стремление к формированию архитектурных ансамблей первоначально носило интуитивный характер, то в дальнейшем времени оно стало осознанным.
Архитектура преобразовывалась во времени, но тем не менее некоторые особенности русского зодчества бытовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века, когда космополитическая сущность империализма не стала их постепенно истирать.