Особенности законодательного памятника как исторического источника

Слайд 2

Законодательные памятники представлены практически во всех исторических периодах. Они носят официальный характер,

Законодательные памятники представлены практически во всех исторических периодах. Они носят официальный характер,
исходят от государственной власти и, следовательно, представляют официальную точку зрения, какие правовые и социально-политические системы, а также социально-экономические отношения должны быть в государстве. Конечно, не все законы и не всегда соблюдались, иногда они представляли собой определенную "идеальную модель".

Слайд 3

Законодательные памятники как исторические источники имеют следующие преимущества:
– сохраняют социальную, экономическую, правовую терминологию

Законодательные памятники как исторические источники имеют следующие преимущества: – сохраняют социальную, экономическую,
прошлого, которая часто не отражается в других источниках, и помогают ее истолкованию;
– дают четкие юридические формулировки, определения, ограничивающие вариативность интерпретаций и облегчающие наше понимание прошлого;
– предполагают универсальность, распространение во всем обществе, применимость к масштабным социально-экономическим процессам, глобальность социального охвата;
– являются главным источником по вопросам истории государства и права; нередки ситуации, особенно применительно к Средневековью, когда других источников по какой-либо проблеме не дошло вообще;
– становятся одним из главных источников для изучения социально- экономических отношений;
– задают систему правовых и социальных координат.

Слайд 4

Законодательство делится на светское и церковное (каноническое). Светское включает собственно законы, указы,

Законодательство делится на светское и церковное (каноническое). Светское включает собственно законы, указы,
постановления, подзаконные акты, различные материалы, материалы судопроизводства, исходящие от светской власти. К церковному относятся каноны святых апостолов, каноны Вселенских соборов, каноны отцов церкви, сборники юридических церковных постановлений (в средневековой Руси – кормчие книги, Мерило Праведное, Правосудие митрополичье; в Новое время – постановления Святейшего Синода).
При изучении законодательных памятников с источниковедческой точки зрения разделяют внешнюю и внутреннюю историю права. Под внешней понимается история отдельных законодательных памятников, которая, по словам историка Латкина, изучает "...причины появления законодательных памятников, время и порядок их издания, затем источники, внешний состав и содержание памятников, и, наконец, их соотношение с другими, как предшествующими им, так и последующими за ними памятниками".
Под внутренней историей права понимается история развития отдельных юридических норм (законодательства по тому или иному вопросу) и институтов (т.е. государственных органов, инстанций и структур, связанных с созданием и реализацией данной нормы права). Источниковедение здесь привлекается прежде всего для выявления происхождения нормы, ее эволюции, трансформации и т.д.
По законодательным памятникам можно изучать как реальную практику правовых, социальных, политических и экономических отношений, так и идеальные представления власти об обществе, а в ряде случаев и общества о себе самом.
Имя файла: Особенности-законодательного-памятника-как-исторического-источника.pptx
Количество просмотров: 30
Количество скачиваний: 0