От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля​

Содержание

Слайд 2

Цель: познакомится с объектами живописи, расположенными на территории Московского княжества, которые являются ценнейшими

Цель: познакомится с объектами живописи, расположенными на территории Московского княжества, которые являются
памятниками истории мирового значения.

Россия! в злые дни Батыя, Кто, кто монгольскому потопу Возвел плотину, как не ты? Чья, в напряженной воле, выя, За плату рабств, спасла Европу От Чингис-хановой пяты?
В.Я. Брюсов

Слайд 3

Владимиро-Суздальская твердыня. Живопись.
О ее началах говорят сохранившиеся фрагменты фресок Дмитриевского храма и

Владимиро-Суздальская твердыня. Живопись. О ее началах говорят сохранившиеся фрагменты фресок Дмитриевского храма
немногочисленные дошедшие до нас иконы. Переработав наследие киевских учителей, владимиро-суздальские мастера создали собственный художественный язык, в котором изящество формы сочеталось с красочной нарядностью.

Ангелы. Фрагмент фрески «Страшный суд» Дмитриевского собора во Владимире. XII в.

Деисус. Архангел Михаил, Спас Иммануил, архангел Гавриил. Сер. XII в.

Слайд 4

«Дмитрий Солунский». На этой большой иконе благочестивый воин, умерщвленный при императоре Диоклетиане

«Дмитрий Солунский». На этой большой иконе благочестивый воин, умерщвленный при императоре Диоклетиане
за приверженность к христианству и почитаемый как покровитель воинства и покровитель славян. Он восседает на троне с мечом, наполовину вынутым из ножен. На этом троне — знак Всеволода Большое Гнездо. Всем своим обликом Дмитрий Солунский как бы олицетворяет князя-витязя, призванного творить правый суд и оберегать свой народ.

Слайд 5

Новые мотивы родились и в воплощении Богоматери Оранты — Великой Панагии, где,

Новые мотивы родились и в воплощении Богоматери Оранты — Великой Панагии, где,
как считают ученые, наметилось изображение, позднее получившее название «Покров» (Богородица-заступница простирает руки
над русской землей, беря ее под свое покровительство).

Ярославская Оранта. (Богоматерь Великая Панагия). Первая половина XIII

Слайд 6

Толгская богоматерь. Ярославская школа. Конец XIII в.

Шествие праведных в рай. Фрагмент фрески Дмитриевского собора.

Толгская богоматерь. Ярославская школа. Конец XIII в. Шествие праведных в рай. Фрагмент фрески Дмитриевского собора.

Слайд 7

Псковская живопись

Псковская живопись

Слайд 8

Фрески собора Рождества Богородицы Светогорского монастыря

Фрески собора Рождества Богородицы Светогорского монастыря

Слайд 9

Икона "Собор Богоматери" из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач. XV в. Псков.

Псковская

Икона "Собор Богоматери" из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач. XV в.
 живопись отличается не меньшей оригинальностью и
почвенностью, нежели творения владимиро-суздальских мастеров. Драматизм и повышенная эмоциональность являются одной из важнейших примет псковской иконописи. Такова икона «Собор Богоматери», где в сравнительно новом для русской
живописи сюжете художник сумел передать его сложную символику.

Слайд 10

Драматическим накалом и контрастностью резких цветовых пятен запоминается великолепная икона «Сошествие во

Драматическим накалом и контрастностью резких цветовых пятен запоминается великолепная икона «Сошествие во
ад» (конец XIV в.), необычная композиция которой вновь свидетельствует о стремлении
псковичей к собственному стилю. (В верхней части иконы деисусная
сцена целиком подчинена основному сюжету. Персонажи деисуса — Богородица и архангелы — обращены не к Христу, а к Николе и внимательно наблюдают за событиями, происходящими «внизу»).

Слайд 11

XV в. — время расцвета русской иконописи, вершинные творения
которой связаны с именами

XV в. — время расцвета русской иконописи, вершинные творения которой связаны с
Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия и других менее известных или даже безвестных выдающихся
художников.

Формирование Андрея Рублева проходило в благотворном окружении многих выдающихся деятелей русской культуры, прежде всего в​ общении с Сергием Радонежским, в память о котором художник создал​
свою бессмертную «Троицу»​

Слайд 12

В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие. Рублев зримо,

В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие. Рублев зримо,
в совершенной художественной форме воплощает эту символику нерушимого единства. Композиционно ангелы вписаны в круг, краски их одеяний дополняют и перекликаются одна с другой. Мир, согласие, любовь — вот к чему призывал современников Андрей Рублев, и не было в ту эпоху призыва более важного, более созвучного времени. 

Слайд 13

Русь пережила феодальную раздробленность как тяжелую, но все же
детскую болезнь, которая проходит

Русь пережила феодальную раздробленность как тяжелую, но все же детскую болезнь, которая
по мере взросления. Для истории
искусства этот период крайне важен: ведь в каждом удельном княжестве развивался свой местный стиль, который со временем внес вклад в
формирование общерусского художественного мышления. Не только в
Киеве и Новгороде, но и в Пскове, Ярославле, Рязани, Ростове Великом, Вологде, Владимире жили и работали великолепные профессионалы.
Их творчество, яркое и самобытное, составило многоликие страницы русской художественной культуры, собрать
которые в единое целое суждено было Москве.

Русь пережила феодальную раздробленность как тяжелую, но все же
детскую болезнь, которая проходит по мере взросления. Для истории
искусства этот период крайне важен: ведь в каждом удельном княжестве развивался свой местный стиль, который со временем внес вклад в
формирование общерусского художественного мышления. Не только в
Киеве и Новгороде, но и в Пскове, Ярославле, Рязани, Ростове Великом, Вологде, Владимире жили и работали великолепные профессионалы.
Их творчество, яркое и самобытное, составило многоликие страницы русской художественной культуры, собрать
которые в единое целое суждено было Москве.