Что такое эпос? Лекция 3

Содержание

Слайд 2

Гомер, допустим, был. Была ли Троя?

Генрих Шлиман (1822—1890)
купец, выгодная женитьба, полиглот В начале

Гомер, допустим, был. Была ли Троя? Генрих Шлиман (1822—1890) купец, выгодная женитьба,
1870-х - разрешение турецкого правительства раскопки на северо-западном побережье Малой Азии остатки семи городов, названные им: Троя I, Троя II, Троя III и т. д.
1873 г - клад золотых вещей - «клад Приама» (нет) историческая Троя - вероятнее всего Троя VI или Троя VII («переход» около 1300 гг. до н. э.)

Слайд 3

Гомер, допустим, был. Была ли Троя?

Гомер, допустим, был. Была ли Троя?

Слайд 4

Время создания поэмы – примерно середина VIII д.н.э.


Время создания поэмы – примерно середина VIII д.н.э.

Слайд 5

Чаша из Искьи (остров недалеко от Неаполя)


Чаша из Искьи (остров недалеко от Неаполя)

Слайд 6

Одна из древнейших др. греч. надписей.
Это кубок Нестора, удобный для питья. А

Одна из древнейших др. греч. надписей. Это кубок Нестора, удобный для питья.
кто из этого кубка выпьет, того тотчас же Охватит страсть прекрасноувенчанной Афродиты.

Слайд 7

Время действия поэмы - сложности

Илиада (X, 261—271) Отдал и меч; на главу

Время действия поэмы - сложности Илиада (X, 261—271) Отдал и меч; на
же надел Лаэртида героя Шлем из кожи; внутри перепутанный часто ремнями, Крепко натянут он был, а снаружи по шлему торчали Белые вепря клыки, и сюда и туда воздымаясь В стройных, красивых рядах; в середине же полстью подбит он.    {265} Шлем сей - древле из стен Элеона похитил Автолик, Там Горменида Аминтора дом крепкозданный разрушив; В Скандии ж отдал его Киферийскому Амфидамасу; Амфидамас подарил, как гостинец приязненный. Молу; Мол, наконец, Мериону вручил его, храброму сыну;    {270} Ныне сей шлем знаменитый главу осенил Одиссея.

Слайд 8

Время действия поэмы - сложности

Кожаный шлем, украшенный кабаньими клыками
инкрустация железа цветными металлами
находки

Время действия поэмы - сложности Кожаный шлем, украшенный кабаньими клыками инкрустация железа
в могилах и на изображениях XVI—XIII веков до н. э.
раннемикенская эпоха (эпоха бронзы)

Слайд 9

Время действия поэмы - сложности

Время Гомера – век железа Пример: сердце Приама, решившего

Время действия поэмы - сложности Время Гомера – век железа Пример: сердце
отправиться за телом сына в ахейский лагерь (XXIV, 205, 521), метафорически характеризуется в «Илиаде» как железное. Пандар стреляет стрелами с железными наконечниками («Илиада», VII, 141),

Слайд 10

Сохранившиеся слова

Илиада XIV – 400-405
Первый в Аякса копьем шлемоблещущий Гектор ударил, В

Сохранившиеся слова Илиада XIV – 400-405 Первый в Аякса копьем шлемоблещущий Гектор
миг, как Аякс на него наступал, и наметил он верно; Там, где на персях два перевесных ремня простирались, Сей от щита, а другой от меча у Аякса героя, Там поразил; но ремни защитили. Разгневался Гектор
У него два ремня на груди простирались,
Один от щита, другой от меча с ручкой с серебряными гвоздями φασγάνου ἀργυροήλου

Слайд 11

Время действия поэмы - сложности

Изображено ли реальное микенское общество?
Микенские цари жили во

Время действия поэмы - сложности Изображено ли реальное микенское общество? Микенские цари
дворцах
Гомеровские цари ведут хозяйство, пасут скот, молятся статуям богов в полный рост… (VIII— VII веках до н. э.)

Слайд 12

Щит Ахилла

Щит Ахилла

Слайд 13

Щит Ахилла – ср. щит Агамемнона (Илиада XI)

Поднял, всего покрывающий, бурный свой

Щит Ахилла – ср. щит Агамемнона (Илиада XI) Поднял, всего покрывающий, бурный
щит велелепный,
Весь изукрашенный: десять кругом его ободов медных,
Двадцать вдоль его было сияющих блях оловянных,
35 Белых; в средине ж одна воздымалася — черная воронь;
Там Горгона свирепообразная щит повершала,
Страшно глядящая, окрест которой и Ужас и Бегство.
Сребряный был под щитом сим ремень; и по нем протяженный
Сизый дракон извивался ужасный; главы у дракона
40 Три, меж собою сплетясь, от одной воздымалися выи.
Шлем возложил на главу изукрашенный, четверобляшный,
С конскою гривой, и страшный поверх его гребень качался
Крепкие два захватил копия, повершенные медью,
Острые, медь от которых далеко, до самого неба,
45 Ярко сияла. И грянули свыше Паллада и Гера,
Чествуя сына Атрея, царя многозлатой Микены.

Слайд 14

Эпичность?

Сонм таковых илионских старейшин собрался на башне. Старцы, лишь только узрели идущую к

Эпичность? Сонм таковых илионских старейшин собрался на башне. Старцы, лишь только узрели
башне Елену, Тихие между собой говорили крылатые речи: «Нет, осуждать невозможно, что Трои сыны и ахейцы Брань за такую жену и беды столь долгие терпят: Истинно, вечным богиням она красотою подобна! Но, и столько прекрасная, пусть возвратится в Элладу; Пусть удалится от нас и от чад нам любезных погибель!»

Слайд 15

Щит Ахилла

490 Там же два града представил он ясноречивых народов:
В первом, прекрасно

Щит Ахилла 490 Там же два града представил он ясноречивых народов: В
устроенном, браки и пиршества зрелись.
<…>
Город другой облежали две сильные рати народов,
510 Страшно сверкая оружием. Рати двояко грозили:
Или разрушить, иль граждане с ними должны разделиться
Всеми богатствами, сколько цветущий их град заключает.

Слайд 16

Щит Ахилла

Героика Двуплановость Парность Макрокосм

Щит Ахилла Героика Двуплановость Парность Макрокосм

Слайд 17

Поэтика - основные характеристики гомеровских поэм

- гекзаметр - ретардации (замедление действия) - закон хронологической

Поэтика - основные характеристики гомеровских поэм - гекзаметр - ретардации (замедление действия)
несовместимости - постоянные эпитеты, повторы - симметричная композиция

Слайд 18

Гекзаметр

Четко урегулированный стихотворный размер — гексаметр, где каждый стих состоял из шести

Гекзаметр Четко урегулированный стихотворный размер — гексаметр, где каждый стих состоял из
стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов (и цезурой) Формулы Датировки по нарушениям

Слайд 19

Пенелопа идёт за луком Одиссея

Ключ с рукоятью из кости слоновой доставши, царица В

Пенелопа идёт за луком Одиссея Ключ с рукоятью из кости слоновой доставши,
дальнюю ту кладовую пошла (и рабыни за нею), Где Одиссеевы все драгоценности были хранимы: Золото, медь и железная утварь чудесной работы. Там находился и тугосгибаемый лук и набитый Множеством стрел бедоносных колчан. Подарен Одиссею Этот был лук со стрелами давно в Лакедемоне гостем Ифитом, богоподобного Еврита сыном. Они же Встретились прежде друг с другом в Мессене, где нужно обоим
Дом посетить Ортилоха разумного было. В Мессене Тяжбу с гражданами вел Одиссей. Из Итаки мессенцы Мелкого много скота увели; с пастухами оттуда…

Слайд 20

Ретардация

Пример: Разговор Елены с Приамом на троянской стене, когда она называет поименно ахейских

Ретардация Пример: Разговор Елены с Приамом на троянской стене, когда она называет
героев и рассказывает о них. Пенелопа идёт за луком Одиссея. Воспоминания Эвриклеи.

Слайд 21

Окончание истории про Пенелопу и лук

<…> Гостем остался ему Одиссей; но за стол

Окончание истории про Пенелопу и лук Гостем остался ему Одиссей; но за
пригласить свой Друга не мог: прекратил сын Зевесов, Геракл беспощадный, Жизнь благородному Ифиту, Еврита славного сыну, Давшему лук Одиссею и стрелы. И не брал с собою Их никогда Одиссей на войну в корабле чернобоком: Память о госте возлюбленном верно храня, их берег он В доме своем; но в отечестве всюду имел при себе их. Близко к дверям запертым кладовой подошед, Пенелопа Стала на гладкий дубовый порог (по снуру обтесавши Брус, тот порог там искусно уладил строитель, дверные Притолки в нем утвердил и на притолки створы навесил);

Слайд 22

Закон хронологической несовместимости

Закон хронологической несовместимости

Слайд 23

Эпитеты и повторы

Илиада», VIII, 46    Так произнес он - и впряг в колесницу

Эпитеты и повторы Илиада», VIII, 46 Так произнес он - и впряг
коней медноногих, Бурно летающих, гривы волнующих вкруг золотые; Золотом сам он оделся; в руку художеством дивный Бич захватил золотой и на блещущей стал колеснице; Коней погнал, - и послушные быстро они полетели,    {45} Между землею паря и звездами усеянным небом. Он устремлял их на Иду, зверей многоводную матерь, К Гаргару холму, где роща его и алтарь благовонный.

Слайд 24

Эпитеты и повторы

Илиада», VIII, 46)    Так произнес он - и впряг в колесницу

Эпитеты и повторы Илиада», VIII, 46) Так произнес он - и впряг
коней медноногих, Бурно летающих, гривы волнующих вкруг золотые; Золотом сам он оделся; в руку художеством дивный Бич захватил золотой и на блещущей стал колеснице; Коней погнал, - и послушные быстро они полетели,    {45} Между землею паря и звездами усеянным небом. Он устремлял их на Иду, зверей многоводную матерь, К Гаргару холму, где роща его и алтарь благовонный.

Слайд 25

Так устремился Нелид меж судов и меж кущей ахеян.
Там сперва Одиссея, советами

Так устремился Нелид меж судов и меж кущей ахеян. Там сперва Одиссея,
равного Зевсу,
Поднял от сна восклицающий громко возница геренский.
Скоро дошел до души Одиссеевой Несторов голос:
140 Выступил он из-под кущи и так говорил воеводам:
"Что меж судами одни по воинскому ходите стану
В сумраке ночи? какая пришла неизбежная нужда?"
--------------------------------------------------------------------------------------------
Нестор, привставши на локоть и голову с ложа поднявши,
К сыну Атрея вещал и его вопрошал громогласно:
"Кто ты? и что меж судами по ратному стану здесь ходишь
В сумраке ночи один, как покоятся все человеки?
Друга ли ты или, может быть, меска сбежавшего ищешь?
85 Что тебе нужно? Окликнись, а молча ко мне не ходи ты!"

Слайд 26

Поэтика - основные характеристики гомеровских поэм

- гекзаметр - ретардации (замедление действия) - закон хронологической

Поэтика - основные характеристики гомеровских поэм - гекзаметр - ретардации (замедление действия)
несовместимости - постоянные эпитеты, повторы - симметричная композиция

Слайд 27

Бродячие сюжеты

Одиссея (и около неё). Возвращение мужа на свадьбу жены Ср. сказки. Ср. алтайский

Бродячие сюжеты Одиссея (и около неё). Возвращение мужа на свадьбу жены Ср.
эпос «Алпамыш» Поединок героев – отца и сына
Одиссей и Телемак «Песнь о Хильдебранте»

Слайд 28

Двуплановость

Боги не менее важны, чем люди Они физически сражаются В земном плане все определяется

Двуплановость Боги не менее важны, чем люди Они физически сражаются В земном
последствиями гнева Ахилла, в небесном – волей Зевса. (!) «человечность» греческих богов

Слайд 29

Фатум

В Аиде никого не ждёт ничего хорошего. Ахилл, которого Одиссей встречает во время

Фатум В Аиде никого не ждёт ничего хорошего. Ахилл, которого Одиссей встречает
своего путешествия в царство мертвых, заявляет ему, что он лучше хотел бы быть на земле поденщиком у бедняка, чем царствовать над тенями в подземном мире («Одиссея», XII, 488—491). Тем не менее….

Слайд 30

Фатум – Следование судьбе

Илиала I, Фетида – Ахиллу Сыну в ответ говорила Фетида,

Фатум – Следование судьбе Илиала I, Фетида – Ахиллу Сыну в ответ
лиющая слезы: «Сын мой! Почто я тебя воспитала, рожденного к бедствам! Даруй, Зевес, чтобы ты пред судами без слез и печалей Мог оставаться. Краток твой век, и предел его близок!

Слайд 31

Фатум – Следование судьбе

Илиала XII, Сарпедон Друг благородный! когда бы теперь, отказавшись от

Фатум – Следование судьбе Илиала XII, Сарпедон Друг благородный! когда бы теперь,
брани,
Были с тобой навсегда нестареющи мы и бессмертны,
Я бы и сам не летел впереди перед воинством биться,
Я и тебя бы не влек на опасности славного боя.
Но и теперь, как всегда, неисчетные случаи смерти
Нас окружают, и смертному их не минуть, не избегнуть.
Вместе вперед! иль на славу кому, иль за славою сами!

Слайд 32

Фатум – Пророчества

Рек он, — как вдруг под упряжью конь взговорил бурноногий, Ксанф;

Фатум – Пророчества Рек он, — как вдруг под упряжью конь взговорил
понуривши морду и пышною гривой своею, Выпавшей вон из ярма, досягнув до земли, провещал он (Вещим его сотворила лилейнораменная Гера):

Слайд 33

Фатум – Пророчества

«Вынесем, быстрый Пелид, тебя еще ныне живого; Но приближается день твой

Фатум – Пророчества «Вынесем, быстрый Пелид, тебя еще ныне живого; Но приближается
последний! Не мы, повелитель Будем виною, но бог всемогущий и рок самовластный. Нет, не медленность наша, не леность дала сопостатам С персей Патрокла героя доспех знаменитый похитить;

Слайд 34

Фатум – Пророчества

Бог многомощный, рожденный прекрасною Летой, Патрокла Свергнул в передних рядах и

Фатум – Пророчества Бог многомощный, рожденный прекрасною Летой, Патрокла Свергнул в передних
Гектора славой украсил. Мы же, хотя бы летать, как дыхание Зефира, стали, Ветра быстрейшего всех, но и сам ты, назначено роком, Должен от мощного бога и смертного мужа погибнуть!» С сими словами Эриннии голос коня перервали.

Слайд 35

Фатум – Пророчества
Мрачен и гневен к коню говорил Ахиллес быстроногий: «Что ты, о

Фатум – Пророчества Мрачен и гневен к коню говорил Ахиллес быстроногий: «Что
конь мой, пророчишь мне смерть? Не твоя то забота! Слишком я знаю и сам, что судьбой суждено мне погибнуть Здесь, далеко от отца и от матери. Но не сойду я С боя, доколе троян не насыщу кровавою бранью».
Рек — и с криком вперед устремил он коней звуконогих.

Слайд 36

Фатум – Пророчества
Мрачен и гневен к коню говорил Ахиллес быстроногий: «Что ты, о

Фатум – Пророчества Мрачен и гневен к коню говорил Ахиллес быстроногий: «Что
конь мой, пророчишь мне смерть? Не твоя то забота! Слишком я знаю и сам, что судьбой суждено мне погибнуть Здесь, далеко от отца и от матери. Но не сойду я С боя, доколе троян не насыщу кровавою бранью».
Рек — и с криком вперед устремил он коней звуконогих.

Слайд 37

Фатум – Пророчества

Илиада XII, Гектор Ты мне велишь, чтоб высокогремящего Зевса забыл я Волю,

Фатум – Пророчества Илиада XII, Гектор Ты мне велишь, чтоб высокогремящего Зевса
что сам знаменал он и мне совершить обрекался? Ты не обетам богов, а щиряющим в воздухе птицам Верить велишь? Презираю я птиц и о том не забочусь Вправо ли птицы несутся, к востоку Денницы и солнца, 240 Или налево пернатые к мрачному западу мчатся. Верить должны мы единому, Зевса великого воле, Зевса, который и смертных и вечных богов повелитель! Знаменье лучшее всех-за отечество храбро сражаться! Что ты страшишься войны и опасностей ратного боя?
Имя файла: Что-такое-эпос?-Лекция-3.pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 0