Патриа́рх Филаре́т Церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи

Слайд 2

Фёдор Романов родился около 1553 или 1554 года. Уже в молодости он

Фёдор Романов родился около 1553 или 1554 года. Уже в молодости он
зарекомендовал себя как большой эрудит, первоклассный наездник и первый московский щёголь. Разрядные книги свидетельствуют, что в феврале 1585 года будущий патриарх был участником приёма во дворце литовского посла Льва Сапеги, а в следующем году имел чин боярина и исполнял обязанности нижегородского наместника. В 1593—1594 годах Фёдор Никитич упоминается уже как псковский наместник. Известно, что в этот период он вёл переговоры с австрийским дипломатом Николаем Варкочем. К концу царствования Фёдора Иоанновича будущий патриарх имел чин главного дворового воеводы и считался одним из трёх руководителей ближней царской думы.

Слайд 3

Смутное время стало для Филарета периодом взлётов и падений: освобождённый как «родственник»

Смутное время стало для Филарета периодом взлётов и падений: освобождённый как «родственник»
из Антониево-Сийского монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет оставался на нём и при Василии Шуйском, а с 1608 года, захваченный тушинцами в Ростове, но принятый Лжедмитрием II опять же как «родственник», вынужден был играть роль «нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца; его юрисдикция распространялась на территории, контролируемые «тушинцами», при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его и не настаивал на своём патриаршем сане.

Слайд 4

Филарет уделял большое внимание печатанию книг и исправлению ошибок в текстах древних

Филарет уделял большое внимание печатанию книг и исправлению ошибок в текстах древних
рукописей. В 1620 году возобновил работу Московской типографии на Никольской улице, основанной ещё Иваном Грозным в 1553 году. Филарет особо следил за древних текстов, для чего привлекались самые образованные справщики, которые обязаны были сверять тексты с древними славянскими рукописями, а иногда прибегали к греческим источникам. Исправленные книги распространялись по монастырям, церквям и торговым лавкам по себестоимости, без наценки. В Сибирь книги рассылались бесплатно.