Педагогические идеи в памятниках литературы Древней Руси ХI – ХYI вв

Содержание

Слайд 2

Поуче́ние Влади́мира Монома́ха» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира

Поуче́ние Влади́мира Монома́ха» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира
Мономаха детям», «Поучение детям» — литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью.
До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение», второе — рассказ о «путях и ловах» автобиография), третье — письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу.

Слайд 3

Первоначально «Поучение Владимира Мономаха» состояло из трех частей: «Поучение», «Летописи» жизни Мономаха (автобиография

Первоначально «Поучение Владимира Мономаха» состояло из трех частей: «Поучение», «Летописи» жизни Мономаха
князя) и послание черниговскому князю Олегу Святославичу Черниговскому. Ранее в состав «Поучения» включалось ещё одно произведение «Молитвы», однако после исследований Н. Н. Воронина и Р. Матьесена стало ясно, что эта часть была вставлена позднее.
  Поучение
В первой части князь Владимир Мономах обращается к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание. Он учит
«жить, как подобает христианам, всегда и везде поступать так, как прилично мужам, помня, что блюдение Божие надежней человеческого»
Князь призывает не лениться, трудиться, подавать милостыню, быть верным крестному целованию. Владимир Мономах рассказывает, как он отказался от предложения братьев участвовать в войне с сыновьями князя Ростислава Владимировича: «не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить». (Речь идет о соглашении на Любечском съезде 1097 г.)

Слайд 4

Рассказ Мономаха о своей жизни
Следующая часть «Поучения Мономаха» («рассказ о путях и

Рассказ Мономаха о своей жизни Следующая часть «Поучения Мономаха» («рассказ о путях
ловах») представляет собой перечисление его военных походов и поездок. Князь делится с читателем богатым личным опытом, показывая, как он соблюдает те правила, о которых говорит в первой части. Князь пишет о том, что он начал взрослую жизнь в тринадцать лет, когда отец посылает его к Ростову «сквозь землю вятичей». Рассказ повествует о походах Мономаха против полочан, вятичей, поляков и
половцев. Всего Мономах помнит 83 похода и 19 соглашений, которые он заключил с половцами. Также Мономах упоминает об охотах на диких куниц, туров, оленей, лосей, вепрей, медведей и «лютых зверей». Автор заканчивает повествование выражением надежды на то, что читатели не будут его осуждать, так как он не хотел хвалить «ни себя, ни смелости своей» и прославлял лишь Бога за его милость «за то, что он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным.» Мономах побуждает делать добрые дела и славить «Бога со святыми его».

Слайд 5

  Письмо Мономаха к  Олегу Святославичу

Послание к черниговскому князю Олегу Святославичу стало

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу Послание к черниговскому князю Олегу Святославичу стало
откликом на события в Муроме 6 сентября 1096 г., когда в битве с Олегом был убит один из сыновей Мономаха — князь Изяслав Владимирович. В послании Мономах прощает князю Олегу гибель сына, призывает черниговского князя к миру, удивляется тому, что Олег не раскаивается в совершенном грехе. Д. С. Лихачев отмечает:
«Обстоятельства, которые дали повод для написания письма, исключительны, и сама тональность письма, его содержание также совершенно исключительны и производят на современного читателя сильнейшее впечатление.»
Также он пишет: мировая история не знает «ничего похожего» на это «письмо победителя Мономаха к своему побежденному врагу»

Слайд 6

Связь трех частей Поучения Владимира Мономаха

Все три части «Поучения» поучения объединяет дидактический

Связь трех частей Поучения Владимира Мономаха Все три части «Поучения» поучения объединяет
нарратив. Если первая часть содержит в себе прямые советы о том, как следует себя вести, то последующие дополняют и подкрепляют эти советы личными биографическими фактами. В. К. Кусков пишет:
«Характерная особенность „Поучения“ Владимира Мономаха — тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами».

Слайд 7

  Дата написания

Отсутствие в «Поучении» точных датировок поставило под вопрос дату создания

Дата написания Отсутствие в «Поучении» точных датировок поставило под вопрос дату создания
текста. Считается, что каждый раздел произведения принадлежит к разному временному отрезку.
Одну из версий появление «Поучения» выдвинул Н. М. Карамзин. Историк предполагает, что текст был написан не раньше 1117 г. В качестве доказательства он пишет о походе Мономаха на князя Ярослава Всеволодовича. В первом издании сочинений Владимира Мономаха Мусин-Пушкин относит появление «Поучения» к подсмертным годам князя. Вопрос датировки также изучал академик М. П. Погодин.

Слайд 8

Лаврентьеская летопись

«Поучение Владимира Мономаха» дошло до нас в пергамененной Лаврентьевской летописи 1377

Лаврентьеская летопись «Поучение Владимира Мономаха» дошло до нас в пергамененной Лаврентьевской летописи
года. Однако у исследователей возникли сложности при определении границ «Поучения»: летописец не разделил, где заканчивается само произведение и начинается письмо брату Олегу. Трудности в дальнейшем изучении памятника были продиктованы и тем фактом, что летописец включил его в текст 1096 года. Однако события, описываемые Владимиров Мономахом, датируются более поздними временами. Остались утрачеными некоторые фрагменты «Поучения». Позже пергаменная Лаврентьевская летопись ляжет в основу издания 1793 года.

Текст слайда

Слайд 9

  Первое современное издание

Первое издание сочинений Владимира Мономаха, куда входило Поучение, вышло

Первое современное издание Первое издание сочинений Владимира Мономаха, куда входило Поучение, вышло
в Санкт-Петербурге под заглавием «Духовная Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим, названная в Летописи Суздальской Поученье». Издателем текста был Мусин-Пушкин, однако само издание вышло анонимно— археограф предпочел не указывать свое имя. Рядом c «Поучением» был приложен словарь с толкованием древних слов. Некоторые исследователи указывают на ряд ошибок и неточностей, допущенных Мусиным-Пушкиным при издательстве «Поучения». Во время пожара 1812 года литературный памятник чудом не сгорел и перешел в руки Н. М. Карамзину. Академик Лихачёв называет «Поучение» «своеобразным собранием сочинений» Мономаха и добавляет:
Громадная политическая тема — подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй — была разрешена в «Поучении» с удивительным художественным тактом.
С «Поучения» в русской литературе начинается традиция обсуждения этических вопросов.
Имя файла: Педагогические-идеи-в-памятниках-литературы-Древней-Руси-ХI-–-ХYI-вв.pptx
Количество просмотров: 34
Количество скачиваний: 0