Пермская деревянная скульптура

Содержание

Слайд 2

Русской православной церковью строго запрещалось объемное изображение Иисуса – разрешалось только плоское.

Русской православной церковью строго запрещалось объемное изображение Иисуса – разрешалось только плоское.
В истории России были два факта объемного изображения фигуры и лица Иисуса Христа. Т.е. в двух случаях были сделаны исключения: первый – на саркофаге со святыми мощами в Киево-Печерской лавре, а второй на Северном Урале!

Самым распространенным образом Иисуса Христа в пермской деревянной скульптуре стал так называемый Спас в темнице (или Спас полуночный). Этот образ показывает сидящего Иисуса с терновым венком на голове незадолго до распятия на Голгофе.

Слайд 3

Когда поднимаешься по лестнице на третий этаж галереи и входишь в

Когда поднимаешься по лестнице на третий этаж галереи и входишь в небольшой
небольшой зал, сердце сжимается — на невысоких постаментах в центре зала сидят шесть деревянных фигур Христа — совершенно живых, в смиренных позах и со скорбными лицами. Пермские страдающие Спасители вызывают чувство необыкновенной жалости к себе. "Живой" Христос почти всегда изображался в один и тот же момент своей жизни — сидящим в темнице перед казнью.

Слайд 5

В собрании Пермской государственной художественной галереи насчитывается более 330 экспонатов, состоящих

В собрании Пермской государственной художественной галереи насчитывается более 330 экспонатов, состоящих из
из 600 с лишним фигур, в основном ХVIII - начала ХХ  века. Коллекция сложилась в двадцатые-сороковые годы XX века во время экспедиций по северу Пермского края. Начинал эту работу Александр Сыропятов (1882-1954), продолжил основатель Пермской галереи Николай Серебренников (1900-1966).

Слайд 6

Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество-те качества, 
которые вряд ли были присущи языческим идолам. Используя старые традиции сакральной пластики, уходящей в глубину веков,  пермские мастера придали ей новое  духовное содержание. Черты лица  скульптур,  в зависимости от национальной принадлежности самого 

Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество-те качества, которые вряд ли были
художника
чаще соответствуют коми-пермяцкому или 
башкирскому типу.

Слайд 7

Христос, страдающий в темнице

Этот трогательный жест правой рукой означает, что Иисус

Христос, страдающий в темнице Этот трогательный жест правой рукой означает, что Иисус
закрывается от унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди.

Слайд 8

фигура Спасителя из г. Усолье (XVIII в) вырезана из сосны. 

фигура Спасителя из г. Усолье (XVIII в) вырезана из сосны.

Слайд 9







Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы

Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими — святыми великомученицами Екатериной
с предстоящими — святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, "с пышным игривым узорочьем легкой рельефности" в одежде. Культ святой Пятницы относится еще к дохристианским временам, поэтому ученый в своей книге пишет, о борьбе, которую блюстители православия вели с верой в Параскеву. Именно такой борьбой Серебренников объясняет уникальность этой рельефной иконы в пермских церквях.

Слайд 10

Предстоящие Богоматерь, Мария Магдалина, Иоанн Богослов, сотник Лонгин

Предстоящие Богоматерь, Мария Магдалина, Иоанн Богослов, сотник Лонгин

Слайд 11

«Снятие с креста», с. Шакшер, XVIII в. На лестнице слева — Никодим, удерживающий

«Снятие с креста», с. Шакшер, XVIII в. На лестнице слева — Никодим,
тело Христа за кусок ткани, части которой не сохранилось. Как не сохранилась и фигура на лестнице справа — от нее осталась только рука. Внизу слева стоит Мария Магдалина со сложенными на животе руками. Рядом с ней богоматерь и одна из жен-мироносиц Мария Клеопова, вставшая на колени. Справа стоит Иоанн Богослов.

Распятие XVII века из села Вильгорьт.

Слайд 12

Господь Саваоф - выдающееся произведение иконостасной пластики начала ХIХ в. - изображен

Господь Саваоф - выдающееся произведение иконостасной пластики начала ХIХ в. - изображен
в облаках, в сиянии "славы", с державными атрибутами. 

Слайд 13

Дмитрий Домнин . Господь Саваоф XVIII век город Лысьва

Дерево (липа, сосна), темпера,

Дмитрий Домнин . Господь Саваоф XVIII век город Лысьва Дерево (липа, сосна),
позолота, серебрение Одна из немногих скульптур в коллекции чьё авторство установлено. Дмитрий Титович Домнин (1777 – 1846) – резчик по дереву из с. Верхние Муллы Пермского района. В конце XVIII века переехал в Лысьву для строительства завода и деревянной церкви Св. Троицы, где впоследствии находилась скульптура Господа Саваофа. Возможно, работал и для церкви Богоявления с. Нижнечусовские городки, откуда происходят парные коленопреклоненные ангелы.

Слайд 14

Одно из произведений Дмитрия Домнина — монументальная скульптура «Саваоф» — хранится в

Одно из произведений Дмитрия Домнина — монументальная скульптура «Саваоф» — хранится в
собрании Пермской художественной галереи, как сейчас называется бывший краевой художественный музей.
Домнин изобразил Бога Отца — Саваофа, сидящего в облаках. В руках Господь Саваоф держит скипетр и державу. Скульптура в основном барельефная и крепится вплотную к стене.
В Лысьве она венчала иконостас сельской церкви.
Из-за её хрупкости она находится в галерее.

Слайд 15

Святой Николай Можайский

Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Можайского)

Святой Николай Можайский Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Можайского)
— одни из самых распространенных персонажей в истории пермской деревянной скульптуры. Защитник земли русской, русский Бог изображался всегда с мечом в одной руке и храмом — в другой

Выполнили:
Анистифоров Егор
Гольцман Дмитрий.

Слайд 16

Статуя Николы Можайского из 
деревни Зеленята. Ранее эта скульптура принадлежала Пыскорскому монастырю, одной из крупнейших обителей Пермского

Статуя Николы Можайского из деревни Зеленята. Ранее эта скульптура принадлежала Пыскорскому монастырю,
севера. Суровое лицо Чудотворца немного похоже на скуластое лицо Христа в синем халате. Может быть, обе статуи были сделаны одной рукой.

Слайд 17

Почитание Николы Можайского именно в таком виде с мечом в одной руке и градом

Почитание Николы Можайского именно в таком виде с мечом в одной руке
или храмом в другой началось после того когда при осаде города Можайска татарами было видение. На небе появился огромный Николай Угодник с мечом в одной руке и градом Можайском в другой. Увидев чудо, татары отступили. С тех пор Николая Чудотворца стали изображать в таком виде как символ небесного покровительства и защиты от врагов. Жители северных пермских городков, подверженных нападениям татар и вогулов нуждались именно в таком суровом и решительном небесном покровителе.
Имя файла: Пермская-деревянная-скульптура.pptx
Количество просмотров: 47
Количество скачиваний: 0