Политико-правовая мысль средних веков

Содержание

Слайд 2

Идейные основы еретических движений

По социальным направленностям выделяют два основных типа средневековых

Идейные основы еретических движений По социальным направленностям выделяют два основных типа средневековых
ересей: бюргерские и крестьянско-плебейские. Бюргерская ересь выражала протест горожан против феодальных оков, препятствующих развитию городской экономики, и притеснений бюргерства со стороны феодального общества. Ересь городов - а она собственно и является официальной ересью средневековья - была направлена главным образом против попов, на богатство и политическое положение которых она нападала. Средневековые бюргеры требовали прежде всего дешевой церкви. Реакционная по форме, как и всякая ересь, которая в дальнейшем развитии церкви и догматов способная видеть только вырождение, бюргерская ересь требовала восстановления простого строя ранней христианской церкви и упразднения замкнутого сословия священников. Бюргерская ересь носила лишь антиклерикальный характер. Она стремилась улучшить моральный облик клира, удешевить обряды и т.д.

Слайд 3

Плебейско-крестьянские ереси акцентировали внимание на том, что Священному Писанию противоречат богатое убранство

Плебейско-крестьянские ереси акцентировали внимание на том, что Священному Писанию противоречат богатое убранство
церкви; сословное неравенство; крепостное право; дворянские привилегии; войны, суды, клятвы. Они отвергали существующий социальный порядок как противоречащий идее первоначального равенства, отраженной в раннем христианстве, и на этой основе выступали против феодального государства и права, защищавших этот феодальный строй.

Слайд 4

Наиболее ярким было восстание гусситов в Чехии
Начались войны в 1419 году

Наиболее ярким было восстание гусситов в Чехии Начались войны в 1419 году
и продлились до 1434 года.
Это была часть Реформаторского движения, которое в 15 в. захватило всю Европу.
В самом начале Гуситских войн участники движения раскололись на два лагеря – революционное и умеренное. Представителей первого крыла назывались таборитами, которые в 1420 году в южных регионах Чехии основали одноименный город. Это был центр борьбы революционного направления гуситов. К радикальным восставшим примкнули городской плебс, бюргеры, крестьяне, часть обедневших дворян. Табориты требовали реформировать церковь, перестроить политический и общественный строй, систему Чехии, уничтожить католические монастыри и церкви, секуляризовать их собственность и имения. Также они хотели, чтобы Библию каждый человек мог свободно трактовать. Культ святых, почитание мощей табориты не признавали и поэтому требовали их отмены. Священники должны были перестать носить пышные и роскошные наряды. Стать священником мог каждый человек, который знал Святое Писание. Это могла быть и женщина, если она сдавала экзамен на знание Библии.

Слайд 5

Второе крыло – умеренное – называли себя чашниками, поскольку выступали за

Второе крыло – умеренное – называли себя чашниками, поскольку выступали за то,
то, что причащение должно происходить из чаш для всех, а не только для священников. Среди чашников были верхушка патрициев, которые жили в городах, шляхта и паны Чехии. Чашники составили свой документ с требованиями, который назывался «Четыре пражские статьи». Он содержал идеи Реформации, требования проводить богослужение на родном для чехов языке, отменить привилегии священникам, ввести церковные требы.

Слайд 6

Костница в Седлеце

Костница в Седлеце

Слайд 8

Большое место в идеологии почти всех ересей занимает обличение зла, царящее

Большое место в идеологии почти всех ересей занимает обличение зла, царящее в
в мире. Прежде всего их мишенью выступало духовенство - его алчность, награбленные им огромные богатства, не прекращавшаяся практика дальнейшего безжалостного грабежа народа, роскошная жизнь, которую вели прелаты разных чинов и категорий, разврат, царивший среди духовенства. Все это противопоставлялось евангельским образам Христа и апостола. Еретики отрицали право духовенства на монополию в делах веры.

Слайд 9

Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.)

Основной труд о «Граде Божием».
Философские и социально-политические взгляды

Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.) Основной труд о «Граде Божием». Философские и
Августин развивает в учении о борьбе двух «градов» — двух типов человека и общества. На страницах своего трактата Августин обрисовывает земную историю двух градов, а в заключительных книгах заглядывает в будущее, ко дню Страшного суда.

Слайд 10

Град божий, о котором повествует Августин, основан Богом; он жив верой;

Град божий, о котором повествует Августин, основан Богом; он жив верой; он
он существует среди «нечестивых» людей и должен привести людей к счастью.
Земное царство Августин рассматривал как необходимое для обуздания зла из-за грехопадения человека, хотя и временное. Впрочем, даже при отсутствии греха в обществе должен царить определенный порядок и тем самым определенная форма правления, но без использования принуждения. Такая точка зрения отличается как от платоновского, так и от аристотелевского понимания взаимосвязи человека и общества.

Слайд 11

Таким образом, Августин находит оправдание государства в том, что оно поддерживает

Таким образом, Августин находит оправдание государства в том, что оно поддерживает социальный
социальный порядок. В земном государстве правители назначены Богом, и народ обязан подчиняться им, поскольку он обязан подчиняться воле Бога. Христиане по необходимости принадлежат к обоим градам. Если жители одного только земного града делают это из благоговения перед своей страной, то христиане — из благоговения перед Богом. Это различие в мотивах не мешает практическому согласию в проявлении общественных добродетелей, поэтому нет причин для того, чтобы оба града не могли существовать в согласии.

Слайд 12

Ввиду смешения церковного и государственного порядка Августин смешивает и порядок благодатный

Ввиду смешения церковного и государственного порядка Августин смешивает и порядок благодатный с
с порядком правовым, а светское принуждение принималось им за необходимый способ действия благодати.

Слайд 13

Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274 гг.)

Его учение о праве и законе содержится в

Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274 гг.) Его учение о праве и законе содержится
главном труде «Богословская Сумма».
Высшая цель человеческой жизни состоит в познании того, что выше человеческого разума, т. е. Бога. Соразмерность с ним человеческих действий он называет правдой, а несоразмерность — грехом. Закон существует во всем: в предметах естественных это закон самой природы, в волевых действиях человеческих низшее правило поведения дается человеческим разумом, высшее — вечным законом.

Слайд 14

Согласно с делением добродетелей на естественные и сообщаемые благодатью, законы бывают

Согласно с делением добродетелей на естественные и сообщаемые благодатью, законы бывают человеческими
человеческими и божественными. Поскольку каждый из этих разрядов, в свою очередь, разделяется на естественный и положительный, то в целом существует четыре вида закона: вечный, естественный, человеческий и божественный.

Слайд 15

Вечный закон — это сам божественный разум, который как мерило всего

Вечный закон — это сам божественный разум, который как мерило всего сущего
сущего применяется ко всем вещам. В естественных предметах эта причастность к вечному закону проявляется в законах природы, а в людях — в законе естественном, который исходит из разума и содержит в себе общие практические начала, не требующие доказательств. Из этих начал разум выводит частные положения, которые называются человеческим, или положительным, законом. Наконец, кроме естественного и человеческого закона для направления человеческой жизни нужен еще божественный, или откровенный, закон. Видно, что Фома не проводил строгого различия между регуляторами общественных отношений, поэтому считал, что нарушение закона влечет наказание и является грехом.

Слайд 16

С представлениями Фомы о законе связаны его взгляды на право. Придерживаясь

С представлениями Фомы о законе связаны его взгляды на право. Придерживаясь нравственного
нравственного начала, он выводит «право» из «правды», справедливости. Правда касается воли и действий человека, поэтому здесь середина состоит в равенстве вещи или действия с другими. Иными словами, Фома обращается к римским юристам — правда есть постоянная и непрерывная воля воздавать каждому свое.

Слайд 17

Способ же уравнения может быть по природе вещей или в силу

Способ же уравнения может быть по природе вещей или в силу человеческого
человеческого установления. Отсюда разделение права на естественное и положительное. Третий вид права — право народов — Фома считает только видом естественного права. Таким образом, Фома и здесь утверждает, что только человеческое установление может стать правом, которое не противоречит праву естественному.