Преподобные страдальцы. Путь русского монашества в минувшем XX веке

Содержание

Слайд 2

Судьба нашего монашества в ХХ столетии -не только разделить все невзгоды и

Судьба нашего монашества в ХХ столетии -не только разделить все невзгоды и
страдания тех лет, но и стать тем « семенем христианства, основанном на крови мученичества», которое и даровало силы к возрождению Русской Церкви в наши дни.

Слайд 3

А в нашей истории мученик – это, прежде всего «страстотерпец», тот, кто

А в нашей истории мученик – это, прежде всего «страстотерпец», тот, кто
смиренно несет страдания перед лицом временно торжествующего зла.

В древне-церковном понимании «мученик» - это свидетель Христов перед миром идолопоклонства

Слайд 4

Выстоять перед лицом карающей машины государства мог лишь тот, кто не

Выстоять перед лицом карающей машины государства мог лишь тот, кто не пускался
пускался ни в страстное обличение, ни в соглашательство с безбожной властью, часто - ценою жизни.
«Мученик», страстотерпец», «исповедник» - у каждого своя доля страданий и трудов.

« Кто не возненавидит
и самой жизни своей…
и не несет креста своего и идет за Мною,
не может быть Моим учеником» (Лк.14:26-27).

Слайд 5

При самоотречении душа как бы проливает кровь: «дай кровь и прими Дух».

Монашество

При самоотречении душа как бы проливает кровь: «дай кровь и прими Дух».
есть подготовка, лествица к пролитию крови за Христа. Борьба со страстями, девство, нестяжание и, особенно, послушание, составляющие, вместе с молитвой, основание или корень монашества, сами по себе рассматриваются как хотя и бескровное, но зато ежедневное и преболезненное страдание ради Христа

Слайд 6

Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский)
арестован по делу об изъятии церковных ценностей и

Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) арестован по делу об изъятии церковных ценностей и
расстрелян 13 августа 1922г.

«В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те… времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа… Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога» (см. 2кор.1,5).

Слайд 7

Дело по изъятию церковных ценностей 1922 г.

Это была показательная расправа над целой

Дело по изъятию церковных ценностей 1922 г. Это была показательная расправа над
группой ревностных служителей Церкви, насилие над совестью и сознанием верующего народа - встретившего в революционных событиях не достижения социальной справедливости, а алчное вероломство и расправу над праведностью.

Слайд 8

Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) расстрелян солдатами за воротами Киево-Печерской лавры.

День его кончины- 7

Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) расстрелян солдатами за воротами Киево-Печерской лавры. День его
февраля 1918 года было решено собравшимся позже Поместным Собором в Москве считать днем поминовения всех пострадавших за Христа в дни безбожного гонения новой власти.

Слайд 9

Архиепископ Омский Сильвестр (Ольшевский) замучен после заточения 26 января 1920 года

Святые мощи мученика

Архиепископ Омский Сильвестр (Ольшевский) замучен после заточения 26 января 1920 года Святые
были обнаружены 16 июля 2005 года при раскопках фундамента Успенского собора, разрушенного в 30-е годы.

Слайд 10

Последние встречи: Святейший Патриарх Тихон и митрополит Владимир с Петроградскими верующими в

Последние встречи: Святейший Патриарх Тихон и митрополит Владимир с Петроградскими верующими в
нач. 20-х годов

Известно, что ко времени Отечественной войны из почти двухсот святителей Русской Церкви на свободе оставалось лишь четверо. Но не только с этими представителями монашества велась жестокая борьба, то же совершалось и над всем институтом монашества.

Слайд 11

К 1917 году в Российской империи было 1257 обителей с 107035 монашествующими. Древнейший

К 1917 году в Российской империи было 1257 обителей с 107035 монашествующими.
Чудов монастырь Московского Кремля снесен в 1929-1930 годы.

Мудрецы и простецы Русского монашества:
Святитель Игнатий Брянчанинов и преподобный Силуан Афонский- делатели Иисусовой молитвы и хранители монашеского предания.

Слайд 12

На 1.01.1922 г. было ликвидировано 722 монастыря, где разместились советские учреждения. .

На 1.01.1922 г. было ликвидировано 722 монастыря, где разместились советские учреждения. .
Особенно роковыми стали годы после «великого перелома» 1929 года, когда перед войной было уничтожено более 100 тысяч православного духовенства. Последним монастырь просуществовал до сер.1937 года.

Только к осени 1920 г. Было совершено 63 публичных осквернения мощей. В 1922-23 гг. были расстреляны 1962 монаха и 3447 монахинь

Слайд 13

Вскоре после закрытия монастыря, у часовни св. Феодора Томского (по преданию-имп.Александра

Вскоре после закрытия монастыря, у часовни св. Феодора Томского (по преданию-имп.Александра Благословенного)
Благословенного) и на восточной стене монастыря произошло около десяти явлений старца.

Показательна судьба и томской Богородице-Алексеевской мужской обители. Она была официально закрыта в 1923 году, но уже в 20-м году здесь разместилась трудовая школа. Монахи, уже обреченные на смерть, жили под арестом до 1926 года. Расстреляны, как и де тысячи томичей в черте города на горе Каштак.

Слайд 14

. В нач. 80-х гг. в СССР оставалось всего 16 монастырей.

Известный старец

. В нач. 80-х гг. в СССР оставалось всего 16 монастырей. Известный
архим. Иоанн (Крестьянкин) еще в советское время говорил, что « древние праведные люди шли в обители по большой любви к Богу, мы – пережившие гонения и войну – пришли по обету, а после нас – пойдут на покаяние».

. В нач. 80-х гг. в СССР оставалось всего 16 монастырей.

Слайд 15

В сер.80-гг. обстановка существенно изменилась. После всенародного торжественного празднования 1000-летия Крещения

В сер.80-гг. обстановка существенно изменилась. После всенародного торжественного празднования 1000-летия Крещения Руси
Руси (к тому времени Церкви отдали старейший Данилов монастырь в Москве, Толгский и Оптинский монастыри) сразу стали открываться монастыри. Уже к кон.1988 года насчитывалось 22 монастыря, через десять лет их было уже 478, а сейчас их более 700, не считая скиты и подворья. Вместе с внешним восстановлением, в них идет кропотливая работа над собиранием свидетельств о судьбах монашествующих в годы гонений.

Слайд 16

Иером. Василии, инн.Трофим и Феропонт, через несколько лет нелицемерной жизни в

Иером. Василии, инн.Трофим и Феропонт, через несколько лет нелицемерной жизни в возрожденной
возрожденной Оптинской обители, сподобились мученической кончины на Пасху 1993 года.

Их мученическая кончина соединила их вместе в удивительный, современный образ монашеского подвига, окончательно очищенного и подтвержденного страданием за Христа, в молитвенном служении и послушании Церкви.

Слайд 17

В ХХ веке вся Россия стала антиминсом, духовным престолом перед Богом,

В ХХ веке вся Россия стала антиминсом, духовным престолом перед Богом, благодаря
благодаря мученикам и страстотерпцам, тихим праведникам и исповедникам. И впереди шли монашествующие.

Слайд 18

« Матушка, приободрись! Ты – лицо духовное, нам надо на смерть идти

« Матушка, приободрись! Ты – лицо духовное, нам надо на смерть идти
не боясь, как на брачный пир, с веселием. Наступит время, когда нам с тобой завидовать будут… По примеру Спасителя нам нужно всем все простить». Еп.Варсонофий Кирилловский

Слайд 19

Святые преподобные новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!

Досточтимая настоятельница

Святые преподобные новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас! Досточтимая настоятельница
и сестры Ачаирского Крестовоздвиженского монастыря, честные отцы и братья, участники и гости круглого стола «Сибирская Голгофа», благодарю всех Вас за внимание и желаю
помощи Божией в трудах!
Имя файла: Преподобные-страдальцы.-Путь-русского-монашества-в-минувшем-XX-веке.pptx
Количество просмотров: 38
Количество скачиваний: 0