Презентация на тему Архитектура Древней Руси 12-14 веков

Содержание

Слайд 2

Архитектура – душа народа, воплощенная в камне

Архитектура – та же летопись

Архитектура – душа народа, воплощенная в камне Архитектура – та же летопись
мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за ее существование.
Н.Гоголь
По всей Руси прошагали русские однокупольные храмы – богатыри.

Слайд 3

Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со

Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени
времени возникновения Киевского государства и до петровских реформ (с 9 по 17 век).

Слайд 4

Основная часть территории Северо-Восточной Руси, лежащая в междуречье Оки и Волги,

Основная часть территории Северо-Восточной Руси, лежащая в междуречье Оки и Волги, входила
входила во Владимиро-Суздальское княжество.
В 1158-1164 гг. при князе Юрии Долгоруком начинается возведение вокруг Владимира крепостных стен, особо выделялись каменные проездные башни – Серебряные и Золотые ворота. Одновременно закладывается собор Успения Богоматери. Это был большой одноглавый храм. В качестве строительного материала зодчие использовали белокаменные блоки и туф. Резьба по камню – отличительная черта владимирских храмов. В интерьере храма было много драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись.
-----------------------------------------------------------------------------------------------

Слайд 5

Золотые ворота во Владимире

Золотые ворота во Владимире являются редчайшим памятником архитектуры.
Кроме Золотых

Золотые ворота во Владимире Золотые ворота во Владимире являются редчайшим памятником архитектуры.
ворот в древней городской крепости существовали Серебряные, Медные, Оринины, Торговые и другие ворота.
__________________

Слайд 6

Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, ощущением

Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, ощущением их
их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.
_____________________________________________

Слайд 7

Характеристика архитектуры
Уменьшение объемов.
Упрощение конфигурации каменных зданий.
Многоглавые церкви вытеснены одноглавыми.
Храмы строили

Характеристика архитектуры Уменьшение объемов. Упрощение конфигурации каменных зданий. Многоглавые церкви вытеснены одноглавыми.
не по княжескому заказу, а на средства бояр и купцов или прихожан одной улицы(уличан).
Упрощение техники строительства и декоративной отделки позволяли в короткие сроки строить экономичные сооружения, соответствовавшие материальным возможностям и эстетическим представлениям заказчиков.

Слайд 8

___________________________________
Характерной чертой, роднящей всю архитектуру той поры, ,было органическое сочетание архитектурных

___________________________________ Характерной чертой, роднящей всю архитектуру той поры, ,было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.
сооружений с природным ландшафтом.

Слайд 9

Сложился тип храма, при котором маленькая церковь выглядит величественной. ________________________________

Сложился тип храма, при котором маленькая церковь выглядит величественной. ________________________________

Слайд 10

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше 1152г.

Во Владимиро-Суздальском княжестве, начиная с достаточно

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше 1152г. Во Владимиро-Суздальском княжестве, начиная с
скромных в декоративном отношении построек Юрия Долгорукого типа церкви Бориса и Глеба в Кидекше, складывалась самобытная, яркая архитектура, отличавшаяся особенным изяществом пропорций и нарядностью внешнего декора, в частности, виртуозной резьбой по белому камню.

Слайд 11

Успенский собор во Владимире 1185-1189

Особенно активно каменное строительство велось во Владимире.

Успенский собор во Владимире 1185-1189 Особенно активно каменное строительство велось во Владимире.
В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой.
Наиболее крупным объектом был Успенский собор города Владимира (1158-1160 гг., перестроен в 1185-1189 гг.), отличавшийся как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси.
Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложно профилированными пилястрами.
___________________________________

Слайд 12

Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Владимиро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения

Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Владимиро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения
полчищами татаро-монгольских захватчиков.
Именно в Успенском соборе были составлены первые владимирские летописи, у алтаря Успенского собора возводились на княжение полководцы Александр Невский, Дмитрий Донской и другие владимирские и московские князья.
В первой четверти 14 века Успенский собор был главным храмом Руси.
Внутри сохранились фрески мастеров 12 века, иконописцев 15 века Андрея Рублева и Даниила Черного.
_____________________________

Слайд 13

Церковь Покрова на Нерли 1165г.

С военными походами владимирских князей связана церковь

Церковь Покрова на Нерли 1165г. С военными походами владимирских князей связана церковь
Покрова на Нерли, заложенная в километре от Боголюбова (загородная княжеская резиденция) у впадении Нерли в Клязьму в память о сыне Андрея Боголюбского Изяславе, умершем от ран.
_______________________

Слайд 14

Храм стоит на искусственном холме высотой 4 м, некогда облицованном и

Храм стоит на искусственном холме высотой 4 м, некогда облицованном и обложенном
обложенном белокаменными плитами. Высота его стен, равная длине, дополнялась легкой главой, поставленной на четырехгранный пьедестал.
_____________________

Слайд 15

Удачно найденные пропорции, тонкая многоуступчатая профилировка выступающих из толщи стен лопаток

Удачно найденные пропорции, тонкая многоуступчатая профилировка выступающих из толщи стен лопаток с
с почти отрывающимися от них колонками, резные изображения под сводами закомар делали церковь нарядной. Впервые в аркатурно-колончатом поясе появились фигурные консоли в виде львов, барсов, грифонов, звериных и женских масок.
_________________________

Слайд 16

Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197 г.

Дмитриевский собор – дворцовый храм, символизировавший

Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197 г. Дмитриевский собор – дворцовый храм, символизировавший
могущество «владимирского самовласца» князя Всеволода Большое Гнездо. Верхняя часть постройки, над аркатурным поясом, обильно декорирована резьбой. На наружных стенах собора большое количество горельефов, занимающих верхнюю половину прясел.
____________________________

Слайд 17

Церковь Параскевы Пятницы на Торгу 1207г.
Церковь Параскевы Пятницы на Торгу заложена на

Церковь Параскевы Пятницы на Торгу 1207г. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу заложена
средства богатых новгородских купцов, занимавшихся торговлей с заморскими странами.
___________________________
Неизвестный зодчий завершил основной объем
традиционными закомарами, подчеркнув
доминирующую роль барабана, который у
основания опирается на мощный постамент
кубической формы. Каждую сторону
постамента украшает трехлопастный кокошник.
Углы храма оформлены широкими
многоуступчатыми лопатками, необычными
для новгородского зодчества.

Слайд 18

Пятницкая церковь в Чернигове конец 12 , начало 13 века

Трехнефное башнеобразное, устремленное

Пятницкая церковь в Чернигове конец 12 , начало 13 века Трехнефное башнеобразное,
ввысь однокупольное здание. Толстые стены выложены кирпичом особой техникой «в ящик» (снаружи и изнутри ряды кирпичей, а промежутки между ними заполнены раствором).
_______________________

Слайд 19

Архитектурный словарь

Аркатурно-колончатый пояс- декоративный фриз в виде
ряда небольших одинаковых

Архитектурный словарь Аркатурно-колончатый пояс- декоративный фриз в виде ряда небольших одинаковых глухих
глухих арок.
Закомара- полукруглое или килевидное завершение верхней части стены, соответствующее форме лежащего за ней свода.
Лопатка- вертикальное утолщение стены, отвечающее конструкции здания. Лопатку более сложной профилировки называют пилястрой.

Слайд 20

Архитектурный словарь

Прясло - часть стены здания от одного членения пилястры или

Архитектурный словарь Прясло - часть стены здания от одного членения пилястры или
лопатки - до другого.
Кокошник – ложная закомара. Представляет собой полукружие с килеобразным повышением в центре. Кокошник располагается на стенах, сводах, у основания шатров и барабанов глав церковных зданий.

Слайд 21

После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное

После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство
строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце 13 века во многом приходилось начинать сначала.
Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь).
На смену плинфе пришел дешевый плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек.
____________________________________________________

Слайд 22

Архитектурный словарь

Плинфа – большой плоский
кирпич размером 40x30x3 см.
Раствор, соединяющий

Архитектурный словарь Плинфа – большой плоский кирпич размером 40x30x3 см. Раствор, соединяющий
ряды плинфы – смесь извести, песка, толченого кирпича.
Плитняк - природный грубый валун, из него без всякой обработки клали стены.
Белый известняк – тщательно отесанный в прямоугольные блоки, легко поддается обработке, использовали под резьбу.

Слайд 23

В конце 13 века на окраинах Северо – Западной Руси началось

В конце 13 века на окраинах Северо – Западной Руси началось возрождение
возрождение русского зодчества.
До наших дней сохранились отстроенные в 14 веке приходские и домашние храмы Новгорода и Пскова. Перед лицом постоянной угрозы вооруженного натиска Орды с востока и крестоносцев с запада правители были вынуждены уделять особое внимание крепостному строительству. Были сооружены кремли в Новгороде, Пскове, крепости в Изборске, Острове, Порхове и др.
__________________________________________

Слайд 24

Лучшие памятники зодчества, отличающиеся богатством декора, созданы в первой половине столетия

Лучшие памятники зодчества, отличающиеся богатством декора, созданы в первой половине столетия .
.
Новгородская церковь Федора Стратилата на Ручью, 1360-1361гг.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, 1374г.).
Географическое положение Пскова, постоянная опасность нападения Ливонского ордена обусловили развитие оборонного зодчества. В 1330 году вблизи города была построена крепость Изборск (сооружение выдержало восемь немецких осад и до сих пор поражает своей неприступностью).
_________________________________

Слайд 25

Псковские храмы небольших размеров возводили из местного камня и белили, чтобы

Псковские храмы небольших размеров возводили из местного камня и белили, чтобы известняк
известняк не выветривался. Облик церквей оживлялся асимметричными крыльцами, папертями, звонницами, которые в целях экономии строились без собственного фундамента и возводились прямо над фасадом церкви, над папертью.
Вековые традиции, гибкость архитектурного мышления, практичность создали заслуженную славу псковским зодчим и позволили им в дальнейшем сделать весомый вклад в архитектуру единого Российского государства.
_______________________________________________

Слайд 26

Псковские храмы

Псковские храмы

Слайд 27

Почти в каждом русском городе были свои мастера, что позволяло проявляться

Почти в каждом русском городе были свои мастера, что позволяло проявляться местным
местным художественным вкусам. Такие вкусы формировались под воздействием местных условий, традиций, степени мастерства и наличия строительных материалов. Кроме различия шел процесс интеграции и взаимопроникновения русских строительных техник, обусловленный общностью культуры и передвижением мастеров из одного города в другой. Так происходили первые шаги к созданию общерусского стиля в архитектуре.
__________________________________________

Слайд 28

Архитектуру называют каменной летописью мира. Действительно, архитектура – это огромная каменная

Архитектуру называют каменной летописью мира. Действительно, архитектура – это огромная каменная книга,
книга, на страницах которой запечатлены эпохи жизни человечества.
Любое архитектурное сооружение несет на себе печать своего времени…
___________________________________________
Имя файла: Презентация-на-тему-Архитектура-Древней-Руси-12-14-веков-.pptx
Количество просмотров: 277
Количество скачиваний: 1