Презентация на тему Средневековая Русь. Домонгольский период

Содержание

Слайд 2

Большие церкви Киевской Руси построенные после принятия Христианства в 988 году, были

Большие церкви Киевской Руси построенные после принятия Христианства в 988 году, были
первыми примерами монументальной архитектуры в Восточных Славянских странах.

Слайд 3

Васильевская (Трёхсвятительская) церковь Киев 1182—1183 гг.

Не сохранилась. В 1930-е гг. снесена.
Деревянная

Васильевская (Трёхсвятительская) церковь Киев 1182—1183 гг. Не сохранилась. В 1930-е гг. снесена.
Васильевская церковь (древняя), возведенная Владимиром Святославовичем сразу после Крещения Руси на холме, где прежде размещалось капище шести богов.
В ХII веке по указанию Святослава Всеволодовича "выросла" небольшая (17 м на 12 м) каменная церковь.
Церковь Василия представляла небольшой, кубического типа, четырехстолпный одноглавый храм. План постройки почти квадратный, но благодаря значительно выдвинутым на восток апсидам несколько вытянут по оси восток—запад. Равнослойная кирпичная техника кладки, использовался известковый раствор с примесью толченого кирпича. Кладка этого типа была распространена в Киеве во второй половине XII в. К средним лопаткам южного и западного фасадов примыкали значительного диаметра полуколонны. 

I. Киевская земля

(три святителя - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст)

Слайд 4

Был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого

Был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого
в 1037 г.  на площади, к которой сходились четыре дороги, ведущие в город.
Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Центральный неф и трансепт значительно шире боковых нефов, образуя в интерьере собора четкий крест. Крестообразная композиция видна и снаружи храма. Нефы собора заканчиваются на востоке пятью алтарными апсидами. Собор имеет пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывающие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимаются к центру здания.

Вид собора с юго-восточного угла

Софийский собор. Киев. 1037 г.

Слайд 5

Центральный купол окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького

Центральный купол окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького
размера располагаются по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют гранёную форму. Помимо окон, свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками, расчленяющими поверхность стен в соответствии с расположением внутренних несущих столпов.
Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой

Апсиды собора. Открытая древняя кладка

Слайд 6

Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора. XI век.

Интерьер собора сохранил

Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора. XI век. Интерьер собора
большое количество фресок и мозаик XI века. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому аскетическому стилю.
Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды.

Слайд 7

Золотые ворота. Киев 1037 г.
Один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской

Золотые ворота. Киев 1037 г. Один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской
Руси периода правления Ярослава Мудрого. Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными. Строили их в технике смешанной кладки: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы.

Венчает Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм с утопленными в толще стены апсидами, не выступающими из общего объёма фасада. В качестве архитектурного декора применены орнаменты из кирпича, характерные для искусства того периода.
Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров.

Слайд 8

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Киев 1073—1089 гг.
(в обиходе «Великая церковь») —

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Киев 1073—1089 гг. (в обиходе «Великая церковь») —
главный соборный храм Киево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальница киевских князей.
Заложен в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава II Ярославича.

Парадный фасад Успенского собора

Слайд 9

Это шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами, которые с востока

Это шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами, которые с востока завершаются
завершаются апсидами. Столпы имеют в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широкое. Пропорции ширины к длине храма (2:3). Фасады украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. Во внешнем декоре — орнаменты из кирпича (меандровые фризы).

Тыльная сторона Успенского собора

Слайд 10

Троицкая церковь Киево-Печерского монастыря. Киев 1106-1108 гг.
Троицкая надвратная церковь в системе

Троицкая церковь Киево-Печерского монастыря. Киев 1106-1108 гг. Троицкая надвратная церковь в системе
укреплений Киево-Печерского монастыря была построена над главным входом в монастырь на средства князя-монаха Николы Святоши - Луцкого князя Святослава, сына черниговского князя Давида Святославовича. Сама церковь находится на втором этаже над воротами. Массивные колонны разделяют интерьер церкви на три нефа, каждый из которых имеет апсиды сферической формы с восточной стороны (апсиды можно увидеть только изнутри — внешние стены ровные). Несколько узких окон, прорезающих стены, и общий визуальный эффект устремленности вверх, создают ощущение возвышенной легкости.

Общий вид

Слайд 11

Западный фасад

Западный фасад

Слайд 12

Михайловская церковь Выдубицкого монастыря. Киев 1070—1088 гг.
Церковь Архистратига Михаила, построенная при Всеволоде.

Михайловская церковь Выдубицкого монастыря. Киев 1070—1088 гг. Церковь Архистратига Михаила, построенная при
Это крестово-купольный храм с тремя приделами, построенный в технике утопленного ряда.

Слайд 13

Собор Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. Киев 1108—1113 гг.

Михайловский Златоверхий собор

В

Собор Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. Киев 1108—1113 гг. Михайловский Златоверхий собор
1108 г. в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители — собора во имя Архангела Михаила, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освящен. Собор Архангела Михаила был построен в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича — плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купола собора были позолочены, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян — Златоверхий.

Слайд 14

Михайловский Златоверхий собор

С трех сторон собор окружают пристройки, а стены укреплены контрфорсами.

Михайловский Златоверхий собор С трех сторон собор окружают пристройки, а стены укреплены
Фасады храма украшены лепными украшениями — наличниками и орнаментом. Фризы барабанов украшены оригинальными майоликовыми розетками.

Слайд 15

Древняя церковь в Киеве, расположенная непосредственно к северу от Киево-Печерской лавры.
Церковь

Древняя церковь в Киеве, расположенная непосредственно к северу от Киево-Печерской лавры. Церковь
Спаса возведена при помощи кладки со скрытым рядом. При такой кладке один ряд кирпичей углублялся больше, чем смежные, и замазывался штукатуркой. Этим приемом создавалась декоративная фактура стены с чередующимися темно-красными полосами кирпичей и розоватыми полосами известнякового раствора.

Церковь Спаса на Берестове. Киев. Конец XI — начало XII века.

Слайд 16

Церковь Успения на Подоле ("Пирогоща"). Киев 1131—1136 гг.

Сооружение представляет собой небольшой

Церковь Успения на Подоле ("Пирогоща"). Киев 1131—1136 гг. Сооружение представляет собой небольшой
трехнефный храм, увенчаный одним куполом.

Слайд 17

Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Киев ок. 1140—1146 гг.

Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Киев ок. 1140—1146 гг.

Шестистолпный православный храм, один из древнейших в городе. Это первая в Киеве церковь в типичной технике равнослойной кладки. Нартекс открыт в основное помещение, отделяясь от него широкой аркой. Подъем на хоры оборудован через лестницу в толще стены.
Равнослойной кладке фасадов, возможно, не хватает нарядности, однако это компенсировано романскими элементами — аркатурными поясками, полосами поребрики, двух- и трехступенчатыми амбразурами порталов. Применены крестовые своды.

Слайд 18

Кирилловская церковь. Киев ок. 1140—1146 гг.

Кирилловская церковь. Киев ок. 1140—1146 гг.

Слайд 19

Стены Кирилловской церкви покрыты живописью - фресками XII века

Стены Кирилловской церкви покрыты живописью - фресками XII века

Слайд 20

Основание памятника отмечено в летописи под 1144 г. Называлась она тогда церковью

Основание памятника отмечено в летописи под 1144 г. Называлась она тогда церковью
святого Георгия. Сохранилась почти целиком . Древняя кладка XII в.
сохранилась. Три арочные ниши указывают на
то, что храм служил усыпальницей. На стенах
собора обнаружены граффити. Памятник относится к немногочисленной
группе сооружений киевской школы первой
половины XII в

Георгиевский (Успенский)собор. Канев. 1144 г.

Слайд 21

Церковь Василия Овруч ок. 1190 г.
Сохранилась церковь Василия (конец XII века, приписывается

Церковь Василия Овруч ок. 1190 г. Сохранилась церковь Василия (конец XII века,
зодчему Петру Милонегу). Это кирпичный 4-столпный крестово-купольный храм с 2 круглыми в плане башнями, примыкающими к западному фасаду.

Слайд 22

II. Новгородская земля

Софийский собор. Великий Новгород. 1045—1052 гг.
Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный

II. Новгородская земля Софийский собор. Великий Новгород. 1045—1052 гг. Собор представляет собой
храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича.

Слайд 23

Роспись в барабане центрального купола
Софийского собора

Древняя фреска в барабане храма
Софийского собора

Роспись в барабане центрального купола Софийского собора Древняя фреска в барабане храма Софийского собора

Слайд 24

Николо-Дворищенский собор. Великий Новгород. 1113 г.

Он представляет собой обширную парадную постройку; это

Николо-Дворищенский собор. Великий Новгород. 1113 г. Он представляет собой обширную парадную постройку;
пятиглавый, шестистолпный, трёхапсидный храм с нартексом. Архитектурный декор фасадов Никольского храма сдержан и строг, они расчленены лопатками на прясла и завершаются простыми закомарами. Внутреннее пространство храма разделено шестью крещатыми в плане столбами на три нефа, из которых средний много выше боковых; каждый неф завершён подковообразной апсидой. В целом архитектура собора отвечает киевской архитектурной традиции начала XII века.

Слайд 25

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. Великий Новгород. 1117—1122 гг.

Вид с юго-запада

Крестово-купольный шести

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. Великий Новгород. 1117—1122 гг. Вид с юго-запада
столпный, со столбами крещатой формы, тремя световыми главами (одна из них над лестничной башней), тремя апсидами; первоначально - с хорами. К западному пряслу северного фасада примыкает полукруглая в плане лестничная башня; позднее пристроены одноярусные галереи с трех сторон. Растесаны окна, главы сменены на луковичные; с трех сторон пристроены галереи; уничтожены хоры; стесаны лопатки и углы столбов и интерьере

Слайд 26

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Великий Новгород. 1119—1130 гг.

Собор крестово-купольный, шестистолпный, трёхнефный, имеет

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Великий Новгород. 1119—1130 гг. Собор крестово-купольный, шестистолпный, трёхнефный,
три алтарных апсиды. В соборе устроены хоры для присутствия на богослужении князя и его семьи. Георгиевский собор имеет смешанную кладку стен (сочетает каменные блоки и кирпич). Оригинальная кровля была позакомарной и покрыта свинцовыми листами, позднее её заменили четырёхскатной, сохранившейся до настоящего времени. Собор увенчан тремя асимметрично расположенными главами: главный купол венчает средокрестие, второй купол (внутри него располагался особый придел для уединённой монашеской службы) поставлен над квадратной лестничной башней, пристроенной к северо-западному углу собора сбоку от нартекса, а третья малая глава уравновешивает вторую.

Слайд 27

Церковь Благовещения в Аркажах (на Мячине). Великий Новгород. 1179 гг.

Церковь Благовещения представляет

Церковь Благовещения в Аркажах (на Мячине). Великий Новгород. 1179 гг. Церковь Благовещения
из себя четырёхстолпную, однокупольную постройку. Выстроена с использованием известняковых плит, скрепленных цемянкой, и кирпича.

Слайд 28

Церковь Спаса на Нередице. Великий Новгород. 1198 г.

Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный,

Церковь Спаса на Нередице. Великий Новгород. 1198 г. Храм одноглавый, кубического типа,
трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России.

Средневековые фрески

Слайд 29

Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнищи). Великий Новгород. 1185—1192

Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнищи). Великий Новгород. 1185—1192
гг.

Сооружение построено из плинфы, скреплённой строительным раствором из извёстки и толчёного кирпича. Храм крестово-купольный, с тремя апсидами, четырьмя столпами и одной главой. В западных угловых компартиментах расположены приделы "на полатях", соединенные деревянным настилом; лестница в западной стене

Слайд 30

Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу. Великий Новгород. 1207 г.

Церковь представляет собой крестовокупольную, трёхнефную,

Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу. Великий Новгород. 1207 г. Церковь представляет собой крестовокупольную,
четырёхстолпную постройку с одной главой и тремя апсидами.
Крестообразная постройка с шестью столбами. Четыре из них круглые, что совершенно нетипично для новгородского строительства. У храма три апсиды, из которых центральная выступает намного дальше на восток, чем другие. К основному объему Пятницкой церкви с трех сторон примыкали пониженные притворы (нартексы). Из них сохранился только северный, от двух других дошли лишь небольшие фрагменты, и они пристроены реставраторами заново.
Некоторые фрагменты постройки — форма боковых апсид, лопатки на углу северного притвора, перекликаются с архитектурой древнего Смоленска.

Слайд 31

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Псков. До 1156 г.

Крестово-купольный, четырехстолпный, с одной

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Псков. До 1156 г. Крестово-купольный, четырехстолпный, с одной
световой главой, в западных угловых компартиментах устроены палатки, опирающиеся на своды, в западной части центрального нефа - хоры; с тремя апсидами (боковые понижены) 

Западный и южный фасады.

Слайд 32

Центральная апсида. Общий вид.

Центральная апсида. Общий вид.

Слайд 33

III. Владимиро-Суздальская земля

Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский. 1152—1157 гг.
Этот одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм

III. Владимиро-Суздальская земля Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский. 1152—1157 гг. Этот одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный
— самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси.
Стены собора выложены в полубутовой технике из прекрасно отесанных и положенных почти насухо белокаменных блоков.
Фундамент храма — ленточный (проходящий к столпам от стен. Фундамент сложен из крупного булыжника на извести.

Слайд 34

Церковь Бориса и Глеба. Кидекша. 1152—1157 гг.

Церковь Бориса и Глеба — одноглавая,

Церковь Бориса и Глеба. Кидекша. 1152—1157 гг. Церковь Бориса и Глеба —
четырёхстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отёсанных и положенных почти насухо квадратов качественного белого камня. В плане храм без учёта апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создает «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крестчатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка.

Слайд 35

Успенский собор. Владимир. 1158—1160 и 1186—1189 гг.

Первоначальный белокаменный собор был построен великим

Успенский собор. Владимир. 1158—1160 и 1186—1189 гг. Первоначальный белокаменный собор был построен
князем Андреем Боголюбским в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.
Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня. Имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив. Стены собора пересекал аркатурно - колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками.
В перестройке 1186—1189 годов к храму Боголюбского были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены четыре малые главы. Собор стал пятинефным и более вместительным. Новые апсиды были вынесены к востоку от старых.

Слайд 36

Золотые ворота. Владимир. 1158—1164 гг.

Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее

Золотые ворота. Владимир. 1158—1164 гг. Построены в 1164 году при владимирском князе
Боголюбском. Постройка сложена в технике полубутовой кладки. Строгие пропорции проездной арки, перекрытой мощным полуциркульным сводом, и особое изящество небольшой церкви наверху придавали сооружению величественный характер, хорошо соответствующий его назначению.
Это были самые парадные ворота города в XII—XIII веках. Они были покрыты листами золоченой меди. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки достигала 14 метров. Массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне.

Слайд 37

По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой

По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой
площадкой. От настила сохранились лишь гнезда для балок в кладке стен. Вход на площадку осуществлялся через дверной проем в южной стене, в толще которой проходила каменная лестница с ползучим коробовым сводом. На этом же уровне с противоположной стороны лестницы был выход на южную линию земляных валов. С севера на валы шел проход прямо с помоста через дверь в стене. Лестница же в южной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери.

Представляет собою довольно стройный храм: квадратный в плане четырехстолпный с тремя алтарными апсидами с внутренними и наружными лопатками на стенах, тремя арочными порталами, цилиндрическим барабаном и скромным убранством в виде декоративного пояска, идущего посредине высоты фасада.

Золотые ворота со стороны Козлова вала

Слайд 38

Дмитриевский (Дмитровский) собор. Владимир. 1194—97 гг.

Придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на

Дмитриевский (Дмитровский) собор. Владимир. 1194—97 гг. Придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо
княжеском дворе.
Храм одноглавый, четырёхстолпный, трехапсидный . Фасады собора имеют позакомарное покрытие. Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде. Фасад делится на две зоны аркатурно-колончатым поясом. Колонки покрыты орнаментальным плетением. Среди фигур, украшающих фасад храма, можно встретить и первых русских святых князей Бориса и Глеба, а также небесных покровителей владимиро-суздальских князей. В восточной закомаре сохранилось изображение заказчика - Всеволода в окружении многочисленных сыновей. Помещенные фигуры Александра Македонского и царя Давида должны были символизировать мудрость и могущество правителей.

Слайд 39

От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII в., в

От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII в., в
частности, фрагменты композиции «Страшный суд».

Орнаментальная белокаменная резьба в верхней части прясел.

Деталь фрески «Страшный суд». Роспись южного склона центрального нефа.

Слайд 40

Успенский собор Княгинина монастыря. Владимир. 1200—1202 гг.

Действующий женский монастырь во Владимире.
Монастырь

Успенский собор Княгинина монастыря. Владимир. 1200—1202 гг. Действующий женский монастырь во Владимире.
был основан в 1200 году. Получил название Княгинин, в честь его основательницы, великой княгини Марии Шварновны — супруги великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо.
Это большой четырехстолпный, одноглавый кирпичный храм с широким членением фасадов, тремя мощными алтарными апсидами, двумя приделами.

Слайд 41

Дворец Андрея Боголюбского. Боголюбово. Заложен в 1158 г.

В середине XII в. на

Дворец Андрея Боголюбского. Боголюбово. Заложен в 1158 г. В середине XII в.
Клязьме возник белокаменный княжеский замок, романская архитектура которого, как и его каменные укрепления были новшеством для северо-восточных земель. До нашего времени сохранилась лестничная башня и часть перехода, соединявшего дворец с придворным храмом, в церкви - основания четырех круглых столбов с аттическими базами. Замечательно тройное окно в восточной стене, освещающее лестничную башню. Белокаменный дворец соединен переходами с церковью и крепостными стенами (к югу от церкви обнаружены остатки второй лестничной башни и перехода, ведшего на крепостную стену). Интерьеры церкви и дворца расписаны, полы украшены цветной майоликой. Полы собора выстланы медными плитами.

Слайд 42

Белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова.
Церковь

Белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова. Церковь
Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м). Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Храм Покрова на Нерли. Близ Боголюбово. 1158 г.

Покрова на Нерли (юго-западная сторона)

Слайд 43

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма
— восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Покрова на Нерли (западный фасад)

Слайд 44

Рождественский собор. Суздаль. Основан в XI в., вновь выстроен в 1222—1225 гг.

Крестово-купольный

Рождественский собор. Суздаль. Основан в XI в., вновь выстроен в 1222—1225 гг.
храм. Первая постройка собора относится к XI веку, ко времени княжения Владимира Мономаха. В 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте построено новое, из белого камня. Собор Рождества Богородицы имеет мощные фундаменты, нижняя часть которых была опущена в специальный котлован, а верхняя - скрыта искусственным холмом. Стены собора внутри выложены из кирпича - плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. В 1222-1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню.

Слайд 45

Рождественский собор. Фрагмент южного портала.

Рождественский собор. Фрагмент южного портала.

Слайд 46

Фреска Рождественского собора. XIII в.

Собор был украшен фресковой росписью, исполненной в 1233

Фреска Рождественского собора. XIII в. Собор был украшен фресковой росписью, исполненной в
году ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла. Важнейшие из них находятся в верхней части южной апсиды. Здесь изображены строгие фигуры двух старцев с суровыми аскетическими ликами, вписанные в узорчатые арки на орнаментированных колонках.

Слайд 47

Георгиевский собор. Юрьев-Польской. 1152—1157, вновь выстроен в 1230-1234 гг.

Белокаменный собор, расположенный на

Георгиевский собор. Юрьев-Польской. 1152—1157, вновь выстроен в 1230-1234 гг. Белокаменный собор, расположенный
территории древнего детинца в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Собор построен, князем Святославом Всеволодовичем, в 1230—1234 годах,
на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 при основании города Юрием Долгоруким.
Храм крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый с повышенными подпружными арками, с квадратными столбами и хорами.
Резьба фасадов совмещала рельефы изображающие святых и сюжетные сцены с развитым растительным орнаментом. Фигуративные рельефы отличаются от орнаментальных большей пластичностью; растительные мотивы, покрывавшие стены подобно ковру, исполнены более плоскостно.

Слайд 48

Георгиевский собор. Южный портал

Георгиевский собор. Аркатурно-колончатый пояс

Георгиевский собор. Южный портал Георгиевский собор. Аркатурно-колончатый пояс

Слайд 49

Георгиевский собор. Угловая капитель

Георгиевский собор. Южный фасад

Георгиевский собор. Угловая капитель Георгиевский собор. Южный фасад