Слайд 2Варны и касты
Исторически индийское общество разделено на социальные слои – варны (их

четыре) и касты (подслои), которых значительно больше.
Варновая (кастовая) принадлежность человека определяется его рождением в той или иной варне.
Принцип разделения на варны оглашен в «Законах Ману».
Слайд 3Варны
○Брахманы
○Кшатрии
○Вайшью
○Шудры

Слайд 4Варны
По преданию, варны были созданы Брамой из его частей тела:
Брахманы – из

уст;
Кшатрии – из рук;
Вайшью – из бёдер;
Шудры – из стоп.
Брахманы - это ученые, подвижники, жрецы.
Кшатрии - воины, управляющие, цари.
Вайшью - ремесленники, торговцы, земледельцы.
Шудры – слуги, рабы.
Слайд 5«Законы Ману»
"А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных от

уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшьев. Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим варнам со смирением" ( I.87-91; см.: VIII.410,413-414; IХ.326-335; Х.74-123; ХI.236).
Слайд 6Варны и касты
"Вследствие своей исключительности, превосходства происхождения, соблюдения ограничительных правил и особенности

посвящения брахман — владыка варн" (Х.3)
Жену следует брать только той же варны (III.4,12; VII.77) и касты (IХ.86; Х.5).
Слайд 7Варны и касты
Жениха ("из хорошей семьи") отец выбирает еще до совершеннолетия своей

дочери (IХ.88), но если такого не находится, то "девушке, даже совершеннолетней, лучше оставаться в доме отца до самой смерти, чем быть отданной им когда-нибудь в жены человеку, лишенному хороших качеств" (IХ.89), т.е. не "равного себе" (IХ.90).
"Низший, соединившийся с высшей, заслуживает телесного наказания" (VIII.366): шудра — вплоть до смертной казни, вайшья — заточения на год с конфискацией имущества, кшатрии и брахманы — денежного штрафа (VIII.374-385).
Слайд 8Вне варны
Но ниже всех варн были Парии – неприкасаемые. По преданию, они

были созданы Брамой из грязи.
Парии селились за пределами города или деревни, выполняли самую грязную и тяжелую работу. К ним нельзя было прикасаться и разговаривать с ними. Даже приходя уборщиком в индийский дом, пария должен был делать свою работу так, чтобы никому не попадаться на глаза.
Слайд 9Варны и касты
Главное устремление на стадии шудры - КАМА. Это удовольствия, приятные

переживания, доставляемые органами чувств.
Для вайшью основной жизненный стимул - АРТХА, или стремление к богатству, к собственности, к накопительству. Ради этого вайшью могут жертвовать чувственными удовольствиями.
Для кшатрия главное - ДХАРМА, выполнение долга. При этом у царей существуют одни обязанности, у руководителей и военных разных рангов - другие.
Наконец, смысл жизни брахманов - МОКША, или освобождение.
Слайд 10Варна – не только социальный слой, но и направленность личности…
