Слайд 21) История первобытного общества – предмет и объект исследования.
Первобытное общество (первобытнообщинный строй,
родовое общество, древнейшее общество, догосударственное общество) – термин, характеризующий общественное устройство до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.
Первобытное общество принципиально отличалось от всех последующих тем, что в нем не было классов, политики, осознавшей себя личности и «гражданской истории» с ее борьбой за власть и индивидуальной приуроченностью деяний. Не было исторической традиции, способной простираться через письменные источники и на сознание исследователя,— исследователь здесь кардинально отделен от коллективного субъекта, жизнь которого он исследует.
Слайд 31) История первобытного общества – предмет и объект исследования.
Предмет курса — изучение человеческого
общества на всех этапах существования первобытных и первобытнообщинных отношений от начала антропогенеза до нового и новейшего времени по археологическим, этнографическим (этнологическим) и антропологическим источникам.
Хронологически курс "История первобытного общества" (ИПО) охватывает несколько миллионов лет. В этот период произошло становление человека современного физического типа (Homo Sapiens), производительных сил общества, социальных и семейно-брачных структур, сложились основные расовые и антропологические типы, народы и языки.
Слайд 41) История первобытного общества – предмет и объект исследования.
Цели курса ИПО:
Создание цельной
картины становления и ранней истории человеческого общества.
Характеристика развития основных социальных и экономических структур, духовной жизни общества.
Возникновение и эволюция духовной жизни общества.
Основные задачи курса ИПО:
знакомство с методами исследований первобытного общества, специальной научной терминологией;
изучение периодизации истории первобытного общества;
знакомство с основными проблемами истории первобытного общества;
знакомство с результатами последних исследований по истории первобытного общества, палеоантропологии, социо-культурной, экономической и политической антропологии;
изучение развития материальной и духовной культуры древних обществ.
Слайд 5Рекомендуемые учебники
Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 2007.
http://www.twirpx.com/file/169518/
Слайд 6Рекомендуемые учебники
Вишняцкий Л.Б. Введение в преисторию. Кишинев, 2005
http://www.twirpx.com/file/631309/
Слайд 7Рекомендуемые учебники
Марков Г.Е. Первобытное общество. М., 2009.
http://www.twirpx.com/file/315327/
Слайд 8Рекомендуемые учебники
Алексеева Т.И. (ред.), Богатенков Д.В., Дробышевский С.В. Антропология: Учебно-методический комплекс [Электронный
учебник]. 2004. http://www.twirpx.com/file/821584/
Слайд 9Рекомендуемые книги
Александр Марков
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
Книга первая
Обезьяны, кости и гены
Книга вторая
Обезьяны, нейроны и душа
М.,
2011
Слайд 10Рекомендуемые книги
Станислав Дробышевский
ДОСТАЮЩЕЕ ЗВЕНО
Книга первая
Обезьяны и все-все-все
Книга вторая
Люди
М., 2017
Слайд 11Рекомендуемые сайты
Портал «Антропогенез.РУ» http://antropogenez.ru
Группа вКонтакте: https://vk.com/antropogenez_ru
Достающее звено - раздел представляет серию материалов,
дающих Читателю базовую информацию по основным аспектам антропогенеза.
Достающее звено - видео об эволюции человека - серия коротких образовательных видео-роликов на тему "Эволюция человека".
Наша родословная – в разделе «Наша родословная» Вы найдете информацию об ископаемых предшественниках современного человека; узнаете историю их открытия; их особенности, возможные родственные связи и неразгаданные тайны.
Эксперты отвечают - серия интервью с известными специалистами, написанных специально для портала; ответы на вопросы Читателей.
Мир антропологии - статьи из специализированных изданий антропологической и смежных тематик (генетика, археология и т.д.); анонсы новых книг; интересные цитаты; видеозаписи выступлений специалистов; информация о наиболее известных антропологах XIХ-XXI веков и т.д.
Слайд 12Рекомендуемые книги
История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. Под ред Ю.В. Бромлея.
М., 1983
История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. Под ред Ю.В. Бромлея. М., 1986.
История первобытного общества. Эпоха классообразования. Под ред Ю.В. Бромлея. М., 1988.
Слайд 13Рекомендуемые книги
Свод этнографических понятий и терминов (в 4-х выпусках):
Социально-экономические отношения и соционормативная
культура. М., 1986.
Этнография и смежные дисциплины. Субдисциплины: школы и направления, методы. М., 1988.
Материальная культура. М., 1989.
Народные знания, фольклор, народное искусство. М., 1991.
Слайд 14Рекомендуемые книги
Артемова О.Ю.
Колено Исава: Охотники, собиратели, рыболовы (опыт изучения альтернативных социальных систем).
М.,
2009
Слайд 15Рекомендуемые книги
Книги Джареда Даймонда
Даймонд Д. М. Ружья, микробы и сталь: Судьбы человеческих
обществ. М., 2010
Даймонд Д. М. Коллапс. Почему одни общества выживают, а другие умирают. М., 2008
Слайд 16Рекомендуемые книги
де Вааль, Франс
Истоки морали. В поисках человеческого у приматов
https://vsenauka.ru/knigi/vsenauchnyie-knigi/book-details.html?id=411
Слайд 17Рекомендуемые книги
Бурлак С
Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы. М., 2008
https://vsenauka.ru/knigi/vsenauchnyie-knigi/book-details.html?id=941
Слайд 181) История первобытного общества – предмет и объект исследования.
ИПО в русскоязычной научной
традиции
В русскоязычной традиции (сформировавшейся на базе марксистского науковедения) история первобытного общества рассматривается как раздел единой исторической науки, изучающей развитие человечества до возникновения классов и государства. Вычленение этого раздела связано с формационным делением всемирно-исторического процесса. Сама первобытная история, согласно преобладающему мнению, является историей первой из общественно-экономических формаций, т. е. первобытнообщинного строя.
Слайд 191) История первобытного общества – предмет и объект исследования.
ИПО в западной научной
традиции
В современной западной науке, и прежде всего в американской и английской, история первобытного общества обычно определяется как преистория (доистория) (prehistory, urgeschichte) или доисторическая археология (prehistoric archaeology) и рассматривается в качестве одного из разделов культурной/социальной антропологии либо антропологии вообще.
Слайд 201) История первобытного общества – предмет и объект исследования.
В рамках преистории (доистории)
многие западные ученые выделяют:
собственно доисторию, или праисторию - изучает человечество той эпохи, когда на Земле еще вообще не существовало письменности;
протоисторию (этноисторию) – изучает дописьменное человечество после появления письменности в очагах цивилизации.
Это источниковедческое различение: праистория изучается преимущественно археологически, протоистория – также и с помощью письменных сведений соседствующих с первобытными обществами цивилизаций, т. е. собственно исторически.
Слайд 211) История первобытного общества – предмет и объект исследования.
Апополитейные первобытные общества (АПО)
- общества, существовавшие до появления первых цивилизаций
Синполитейные первобытные общества (СПО) - общества, сосуществовавшие с этими и позднейшими цивилизациями.
Они не тождественны по степени самостоятельности своего развития: как правило, первые испытывали меньше сторонних влияний, чем вторые.
Слайд 221) История первобытного общества – предмет и объект исследования.
Значение первобытной истории:
познавательное значение:
чтобы правильно разобраться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социальных норм или идеологических представлений, часто приходится обращаться к их истокам.
мировоззренческое значение: дает научный ответ на мировозренческие и идеологические вопросы (Как появился на Земле человек? Как и когда возникли частная собственность и общественное неравенство? И т.п.).
практическое значение: многие народы Азии, Африки, Латинской Америки, Океании еще совсем недавно находились или продолжают находиться на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя.
Слайд 232) Хронология и периодизация первобытной истории
Хронологией называется размещение событий и явлений во
времени, привязка их к временной шкале.
Хронология бывает:
абсолютная, т.е. такая, когда указывается конкретная, более или менее точная дата события (например: 1380 год; 5-й век до нашей эры; 12 тысяч лет назад);
- относительная, когда, рассматривая и сравнивая ряд событий и явлений, мы лишь определяем их положение во времени относительно друг друга, не называя конкретных дат (например: стоянка А существовала раньше стоянки Б, но позже стоянки В).
Слайд 242) Хронология и периодизация первобытной истории
Соответственно, существуют и методы абсолютной и относительной
хронологии.
Для доистории методы абсолютной хронологии - это, главным образом, физические и физико-химические методы, такие радиоуглеродный, термолюминесцентный, калий-аргоновый.
Методы относительной хронологии - это методы, прежде всего, геологические и палеонтологические, суть которых состоит в выявлении взаиморасположения различных геологических и культурных слоев, т.е., иначе говоря, в установлении и изучении стратиграфии.
Слайд 252) Хронология и периодизация первобытной истории
Периодизацию интересует не столько возраст событий и
явлений, сколько их содержание, сущность.
В отличие от хронологии, она стремится установить, прежде всего, не близость или удаленность изучаемых феноменов во времени, а их сходство или различие именно как явлений, чтобы выделить в истории (орудий, общества, языка, культуры в целом и т.д.) периоды, стадии или эпохи, обладающие внутренним, содержательным единством, и в то же время отличающиеся от других периодов, стадий и эпох.
Выделение таких периодов служит для упорядочения материала, помогает лучше понять характер и закономерности изучаемых явлений и процессов, а также, что очень важно, позволяет более подробно и четко их описывать.
Слайд 26Периодизация общественных процессов
Впервые была выдвинута в 1768 г. шотландским философом и историком
Адамом Фергюссоном («Опыт истории гражданского общества»)
Два этапа:
дикости (стадия развития охотничьих и рыболовческих племен, еще не знающих собственности),
варварства, (скотоводческие племена, уже знакомые с не закрепленной в законах собственностью).
С введением земледелия и законодательным закреплением собственности варварство переходит в цивилизацию.
Слайд 27Периодизация общественных процессов
В 1877 г. американский этнограф Льюис Генри Морган («Древнее общество»)
разделил первобытную историю на эпохи дикости и варварства, а каждую из них - на низшую, среднюю и высшую ступени.
Дикость начинается с появления человека и членораздельной речи. Варварство - с введения гончарства. С изобретением алфавитного письма варварство переходит в классовое общество — цивилизацию.
Фридрих Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства») обобщил периодизацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающего хозяйства, а эпоху варварства—как время производящего хозяйства, и подчеркнул в своих трудах качественное своеобразие низшей ступени дикости (становление «готового» человека и общества) и высшей ступени варварства (разложение первобытного общества).
Слайд 28Периодизация общественных процессов
Схема Энгельса считалась классической в ранней советской науке, но не
выдержала проверки временем. Применение в качестве критерия периодизации первобытной истории только уровня развития производительных сил ведет к теоретическим неувязкам.
Так, даже создатели некоторых цивилизаций еще не знали производственного применения металлов, между тем как часть позднепервобытных племен уже освоила плавку железа.
Была поострена новая периодизация, закрепившаяся в советской науке – на основании периодизации первобытной общины (по критерию распределения: ранняя община = уравнительное, поздняя = трудовое).
При этом декларировалось соответствие этапов социального развития археологическим и антропологическим эпохам.
Слайд 29Периодизация общественных процессов
Первобытная родовая община - долгое время в отечественной науке это
был один из главных терминов . Каждая родовая община представляла собой большой экзогамный коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяйственной жизни. В родовой общине все люди трудились сообща и имели общее имущество.
Первобытное человеческое стадо — термин для обозначения начального этапа первобытного общества, его дородовой стадии, период становления человека современного физического типа, усложнения социальных отношений и поведения. Во главе находился самый сильный и эффективный охотник. Брачные отношения прошли развитие от беспорядочных (промискуитет) к запрету брачных отношений между членами родственного коллектива (экзогамия).
Родовая община — кочевая группа или поселение, все члены которого объединены кровнородственными связями и ведут совместное хозяйство, сообща владеют средствами производства. Этот этап делится на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и на развитую общину земледельцев и скотоводов. Во главе рода стоял старейший из родственников. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя.
Первобытная соседская (протокрестьянская) община — более сложное социальное образование с производящим или высокоспециализированным присваивающим хозяйством, позволяющим получать регулярный избыточный продукт, развивающейся индивидуальной собственностью, трудовым распределением, зачатками эксплуатации и социального неравенства. Во главе стоит вождь.
Слайд 30Периодизация общественных процессов
Слайд 31Периодизация общественных процессов
В англоязычной науке также делалась попытка периодизации по общественному признаку.
Схема американского этнолога Майкла Салинза — различение «уровней»:
локальной группы (band), палеолит;
племени (tribe), неолита;
вождества (chiefdom), предгосударственная эпоха.
Наиболее распространено различение:
эгалитарных обществ - соответствуют обществам эпохи первобытной общины.
ранжированных обществ (имущественное неравенство)
стратифицированных (или иерархических) обществ (еще и социальное неравенство).
Слайд 32Археологическая периодизация
Основана на изменении основных видов сырья, служивших для изготовления орудий, а
также на изменении формы самих орудий и методов их производства.
В простейшем виде она была предложена уже в 1 в. до н. э. Лукрецием Каром, различавшим каменный, медный и железный века. В XIX в. теория трех веков была научно обоснована датским археологом К. Ю. Томсеном.
Согласно этой периодизации, вся история делится на три века - каменный, бронзовый и железный, а каменный век, на который и приходится почти вся преистория, делится далее еще на древний, или палеолит (2,6 млн. л. н. до 12 тыс. л. н.), средний, или мезолит (12 до 7 тыс. л. н.), и новый, или неолит (от 7 до 4 тыс. л. н.). Палеолит, продолжавшийся не менее 2,5 миллионов лет, делят обычно на нижний (или ранний), средний и верхний.