Средневековая культура Западной Европы

Содержание

Слайд 2


Из данного урока вы узнаете о средневековой европейской культуре, а именно о

Из данного урока вы узнаете о средневековой европейской культуре, а именно о
том, какие источники легли в основу средневековой культуры, чем средневековая европейская культура отличается от предшествующих культур и последующей культуры Нового времени, об особенностях университетского образования, а также о том, какие качества в героях воспевались, а какие порицались в литературе Средневековья.

Слайд 3

Введение

В дан­ном уроке речь пой­дет о сред­не­ве­ко­вой ев­ро­пей­ской куль­ту­ре. Есть ле­ген­да, ко­то­рая

Введение В дан­ном уроке речь пой­дет о сред­не­ве­ко­вой ев­ро­пей­ской куль­ту­ре. Есть ле­ген­да,
го­во­рит о том, что Сред­ние века – это мрач­ное, скуч­ное, страш­ное и бес­куль­тур­ное время. Это утвер­жде­ние яв­ля­ет­ся невер­ным. Сред­не­ве­ко­вая куль­ту­ра свое­об­раз­на и ин­те­рес­на.

Слайд 4

1. Источники формирования средневековой культуры

Ан­тич­ное вли­я­ние (ан­тич­ное ис­кус­ство, идея им­пе­рии, идея го­ро­да

1. Источники формирования средневековой культуры Ан­тич­ное вли­я­ние (ан­тич­ное ис­кус­ство, идея им­пе­рии, идея
как осо­бо­го ми­ро­устрой­ства);
биб­лей­ское вли­я­ние (пред­став­ле­ния о цели ис­то­рии как о цар­стве небес­ном – «град божий», идеал, к ко­то­ро­му долж­ны стре­мить­ся люди);
вар­вар­ская этика (гер­ман­ская и кельт­ская куль­ту­ра, во­ен­ная этика гер­ман­цев: пред­став­ле­ния от­но­ше­ний между во­ждем и дру­жи­ной).
Все это, со­еди­нив­шись, со­ста­ви­ло ры­цар­скую при­двор­ную сред­не­ве­ко­вую ев­ро­пей­скую куль­ту­ру.

Слайд 5

2. Отличия средневековой культуры

Вся куль­ту­ра Сред­не­ве­ко­вья де­лит­ся на куль­ту­ру без­молв­ству­ю­ще­го боль­шин­ства (в

2. Отличия средневековой культуры Вся куль­ту­ра Сред­не­ве­ко­вья де­лит­ся на куль­ту­ру без­молв­ству­ю­ще­го боль­шин­ства
ос­нов­ном жи­те­ли де­рев­ни) и куль­ту­ру гра­мот­но­го, об­ра­зо­ван­но­го мень­шин­ства. Куль­ту­ра боль­шин­ства пред­став­ле­на в виде фольк­ло­ра (Рис. 1), но от этой куль­ту­ры мало что со­хра­ни­лось, так как боль­шин­ство людей в то время не умело пи­сать. Гра­мот­ное мень­шин­ство вла­де­ло ла­ты­нью – уни­вер­саль­ным язы­ком Сред­не­ве­ко­вья.

Рис. 1. Сред­не­ве­ко­вый фольк­лор

Слайд 6

2. Отличия средневековой культуры

Есть и дру­гие де­ле­ния сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры. Об­ще­ство Сред­них веков

2. Отличия средневековой культуры Есть и дру­гие де­ле­ния сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры. Об­ще­ство Сред­них
– со­слов­ное об­ще­ство. Су­ще­ство­ва­ла си­сте­ма трех со­сло­вий:
ду­хо­вен­ство,
ры­ца­ри,
кре­стьяне, ре­мес­лен­ни­ки.

Слайд 7

2. Отличия средневековой культуры

У каж­до­го из этих со­сло­вий была своя куль­ту­ра, ко­то­рая

2. Отличия средневековой культуры У каж­до­го из этих со­сло­вий была своя куль­ту­ра,
силь­но от­ли­ча­лась друг от друга. Раз­вле­че­ния, ли­те­ра­ту­ра и му­зы­ка, ко­то­рую слу­ша­ли пред­ста­ви­те­ли раз­ных со­сло­вий, были раз­лич­ны. Но было нечто их объ­еди­няв­шее. Это цер­ков­ное ис­кус­ство (бо­го­слу­жеб­ная му­зы­ка, рос­пи­си хра­мов, цер­ков­ная ар­хи­тек­ту­ра). Цер­ков­ная куль­ту­ра была до­ступ­на всем в раз­ной сте­пе­ни. Про­стые необ­ра­зо­ван­ные люди не могли, на­при­мер, по­ни­мать бо­го­слу­жеб­ные песни на ла­ты­ни, но они могли на­сла­ждать­ся цер­ков­ны­ми рос­пи­ся­ми и ар­хи­тек­ту­рой.

Слайд 8

2. Отличия средневековой культуры

Ис­то­ри­ки при­ду­ма­ли вы­ра­же­ние «Биб­лия для негра­мот­ных» (Рис. 2) – это цер­ков­ная

2. Отличия средневековой культуры Ис­то­ри­ки при­ду­ма­ли вы­ра­же­ние «Биб­лия для негра­мот­ных» (Рис. 2)
жи­во­пись. Она была по­нят­на прак­ти­че­ски всем. Цер­ков­ные рос­пи­си, фрес­ки, иконы, мо­за­и­ки да­ва­ли образ мира таким, каким его ви­де­ла цер­ковь.

Рис. 2. «Биб­лия для негра­мот­ных»

Слайд 9

3. Культура клириков, аристократии, горожан и крестьян

Кли­ри­ки со­зда­ва­ли тек­сты – жития свя­тых

3. Культура клириков, аристократии, горожан и крестьян Кли­ри­ки со­зда­ва­ли тек­сты – жития
или хро­ни­ки (по­год­ные по­вест­во­ва­ния о раз­лич­ных со­бы­ти­ях), все­воз­мож­ные про­по­ве­ди и про­чие ду­хов­ные тек­сты (Рис. 3).

Слайд 10

3. Культура клириков, аристократии, горожан и крестьян

Куль­ту­ра ари­сто­кра­тии пред­став­ле­на лю­бов­ны­ми сти­ха­ми тру­ба­ду­ров (Рис.

3. Культура клириков, аристократии, горожан и крестьян Куль­ту­ра ари­сто­кра­тии пред­став­ле­на лю­бов­ны­ми сти­ха­ми
4), ры­цар­ски­ми по­э­ма­ми о ге­ро­ях круг­ло­го стола. Здесь мы видим образ че­ло­ве­ка, ко­то­рый, с одной сто­ро­ны, бес­стра­шен и силен, а с дру­гой сто­ро­ны, это пре­крас­ный ка­ва­лер, ко­то­рый может слу­жить даме, сла­гать стихи, иг­рать в ин­тел­лек­ту­аль­ные игры и т.д. Это куль­ту­ра во­ин­ской доб­ле­сти и вы­со­ких неж­ных чувств.

Рис. 4. Сред­не­ве­ко­вый тру­ба­дур

Слайд 11

3. Культура клириков, аристократии, горожан и крестьян

Куль­ту­ра го­ро­жан пред­став­ле­на в виде фаб­лио (один из жан­ров

3. Культура клириков, аристократии, горожан и крестьян Куль­ту­ра го­ро­жан пред­став­ле­на в виде
фран­цуз­ской го­род­ской ли­те­ра­ту­ры XII – на­ча­ла XIV в. Это неболь­шие сти­хо­твор­ные но­вел­лы, целью ко­то­рых было раз­вле­кать и по­учать слу­ша­те­лей) и шван­ков (жанр немец­кой го­род­ской сред­не­ве­ко­вой ли­те­ра­ту­ры, неболь­шой юмо­ри­сти­че­ский рас­сказ в сти­хах, часто са­ти­ри­че­ско­го и на­зи­да­тель­но­го ха­рак­те­ра) (Рис. 5).

Рис. 5. Фаб­лио
и шван­ки

Слайд 12

3. Культура клириков, аристократии, горожан и крестьян

Кре­стьян­ская куль­ту­ра – все­воз­мож­ные песни, ле­ген­ды, сказ­ки

3. Культура клириков, аристократии, горожан и крестьян Кре­стьян­ская куль­ту­ра – все­воз­мож­ные песни,
и про­чие уст­ные фольк­лор­ные жанры.

Слайд 13

4. Герои средневековой культуры

Из­вест­ным до сих пор ге­ро­ем яв­ля­ет­ся Ро­ланд (Рис. 6) – ры­царь,

4. Герои средневековой культуры Из­вест­ным до сих пор ге­ро­ем яв­ля­ет­ся Ро­ланд (Рис.
ко­то­рый по­ги­ба­ет в борь­бе с му­суль­ма­на­ми. На­при­мер, ко­роль Ан­глии Ричард Льви­ное Серд­це (Рис. 7), о ко­то­ром на­пи­са­ны ро­ма­ны и сни­ма­лись филь­мы уже в наше время, пред­ста­ет перед нами как бес­страш­ный, ве­ли­ко­душ­ный ко­роль, ко­то­рый воюет на Свя­той земле с невер­ны­ми. Из­вест­ным ге­ро­ем того вре­ме­ни можно счи­тать и Робин Гуда (Рис. 8) – бес­страш­ный раз­бой­ник, за­щит­ник бед­ных и угне­тен­ных.

Слайд 14

4. Герои средневековой культуры

Рис. 8. Робин Гуд (кадр из х/ф «Робин Гуд»,

4. Герои средневековой культуры Рис. 8. Робин Гуд (кадр из х/ф «Робин
2010)

Рис. 6. «Песнь о Ро­лан­де»

Рис. 7. Ричард Льви­ное
Серд­це – ко­роль Ан­глии

Слайд 15

4. Герои средневековой культуры

Таким об­ра­зом, глав­ны­ми ге­ро­я­ми сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры были бес­страш­ные ры­ца­ри,

4. Герои средневековой культуры Таким об­ра­зом, глав­ны­ми ге­ро­я­ми сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры были бес­страш­ные
ко­ро­ли, раз­бой­ни­ки. У этих пер­со­на­жей нет слож­ной пси­хо­ло­гии, они не знают ду­шев­ных ко­ле­ба­ний и раз­дво­ен­но­сти.

Слайд 16

4. Герои средневековой культуры

Вспом­ни­те Гам­ле­та (Рис. 9), пер­со­на­жа, ко­то­рый не уве­рен ни в чем,

4. Герои средневековой культуры Вспом­ни­те Гам­ле­та (Рис. 9), пер­со­на­жа, ко­то­рый не уве­рен
ко­то­рый во всем со­мне­ва­ет­ся, и раз­ди­ра­ем про­ти­во­ре­чи­я­ми. Это уже не сред­не­ве­ко­вый герой, это герой эпохи Но­во­го вре­ме­ни, так как в нем боль­шое место за­ни­ма­ют чув­ства.

Рис. 9. Герой про­из­ве­де­ния Уи­лья­ма Шекс­пи­ра – Гам­лет

Слайд 17

5. Авторы средневековой литературы

Имена ав­то­ров сред­не­ве­ко­вых про­из­ве­де­ний мы часто не знаем. На­при­мер,

5. Авторы средневековой литературы Имена ав­то­ров сред­не­ве­ко­вых про­из­ве­де­ний мы часто не знаем.
нам неиз­ве­стен автор «Ве­ли­кой песни о Ро­лан­де». Сред­не­ве­ко­вое ис­кус­ство часто ано­ним­но. Это свя­за­но с тем, что не было пред­став­ле­ния о ро­ман­ти­че­ской лич­но­сти твор­ца.
Автор вы­ра­жал не свою ин­ди­ви­ду­аль­ность и лич­ное мне­ние, а об­ще­при­знан­ные ис­ти­ны. По­это­му ав­тор­ство было не ха­рак­тер­но для эпохи Сред­не­ве­ко­вья.

Слайд 18

5. Авторы средневековой литературы

В изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве гос­под­ство­ва­ло по­ня­тие ка­но­на (со­во­куп­ность норм и пра­вил в

5. Авторы средневековой литературы В изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве гос­под­ство­ва­ло по­ня­тие ка­но­на (со­во­куп­ность норм
ис­кус­стве). То, как долж­ны изоб­ра­жать­ся пер­со­на­жи на фрес­ках и т.д., было по­дроб­но ого­во­ре­но пра­ви­ла­ми. Позы, цвета, жесты – все это под­чи­ня­лось ка­но­нам. В изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве также не было место ин­ди­ви­ду­аль­но­сти и про­яв­ле­нию ав­тор­ско­го на­ча­ла.
Несмот­ря на то, что мно­гих сред­не­ве­ко­вых ав­то­ров мы не знаем, су­ще­ству­ют и из­вест­ные, до­шед­шие до нас имена сред­не­ве­ко­вых ав­то­ров. Чем ближе был конец Сред­не­ве­ко­вья, тем боль­ше ав­то­ров ста­но­вят­ся нам из­вест­ны.

Слайд 19

5. Авторы средневековой литературы

Можно на­звать такие из­вест­ные имена сред­не­ве­ко­вых ма­сте­ров, как жи­во­пи­сец Дж­от­то (Рис.

5. Авторы средневековой литературы Можно на­звать такие из­вест­ные имена сред­не­ве­ко­вых ма­сте­ров, как
10), поэт Данте Али­гье­ри, автор зна­ме­ни­той «Бо­же­ствен­ной ко­ме­дии» (Рис. 11).

Рис. 10. Жи­во­пи­сец Дж­от­то
ди Бон­доне

Рис. 11. Порт­рет Данте
Али­гье­ри

Слайд 20

Авторы средневековой литературы

Твор­цы куль­ту­ры, то есть ху­дож­ни­ки, поэты, счи­та­лись твор­ца­ми среди ре­мес­лен­ни­ков.

Авторы средневековой литературы Твор­цы куль­ту­ры, то есть ху­дож­ни­ки, поэты, счи­та­лись твор­ца­ми среди
Скуль­пто­ры, ар­хи­тек­то­ры, жи­во­пис­цы вхо­ди­ли в ре­мес­лен­ные объ­еди­не­ния, брат­ства или це­хо­вые объ­еди­не­ния.

Слайд 21

Университеты в Западной Европе

Первые университеты возникли в XII веке – либо из епископских школ,

Университеты в Западной Европе Первые университеты возникли в XII веке – либо
где преподавали богословие и философию, либо из объединений частных преподавателей – специалистов по философии, праву и медицине. Наиболее древними университетом в Европе считается Парижский университет (XII в.), Болонский, Салернский, Оксфордский и Кембриджский в Англии (XIII в.).

Слайд 22

Университеты в Западной Европе

Вопросы для обсуждения:
1) Как в наши дни чаще всего

Университеты в Западной Европе Вопросы для обсуждения: 1) Как в наши дни
объясняют значение слова «университет»? Можно ли это объяснение применить и к средневековым университетам?
Сегодня университет  – высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Отчасти да, поскольку университетское образование было самым продвинутым и в нем занимались научными изысканиями.

Слайд 23

Университеты в Западной Европе

2) Почему наличие университета считалось большой честью для города

Университеты в Западной Европе 2) Почему наличие университета считалось большой честью для
и было к тому же ему выгодно (ведь порой приходилось терпеть буйство студентов)?
Свой университет – честь для любого города, поскольку подчеркивало важность и значимость его.

Слайд 24

Университеты в Западной Европе

3) Опишите последовательно, какие предметы изучал студент Парижского университета,

Университеты в Западной Европе 3) Опишите последовательно, какие предметы изучал студент Парижского
хотевший стать доктором богословия, как оттачивались и проверялись его знания.
В Парижском университете было четыре факультета: один низший – подготовительный и три высших. На низшем изучались «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика, астрономия, геометрия, математика и музыка. Проучившись несколько лет на факультете искусств, школяр мог рискнуть сдать экзамен на первую ученую степень – бакалавра. Бакалавр чем-то напоминал подмастерье в ремесленном цехе: он продолжал учиться, но понемногу уже начинал и сам преподавать.

Слайд 25

Университеты в Западной Европе

Бакалавр, полностью закончивший обучение на артистическом факультете, мог сдавать

Университеты в Западной Европе Бакалавр, полностью закончивший обучение на артистическом факультете, мог
более сложный экзамен – на звание магистра свободных искусств. Только магистрам свободных искусств разрешалось стать студентами на одном из трех высших факультетов: богословском (самом знаменитом в Париже), юридическом или медицинском. На каждом из них также можно было сначала стать бакалавром, а в случае успешного завершения образования получить высшую степень доктора.

Слайд 26

Университеты в Западной Европе

4) Почему о книгах, которые средневековые студенты изучали в

Университеты в Западной Европе 4) Почему о книгах, которые средневековые студенты изучали
ходе обучения, в документах того времени говорилось, что они «прослушаны», а не «прочтены»?
Потому что в средневековье книги были очень дорогими и их было мало, поэтому учитель зачитывал какой-либо текст и тотчас заставлял учеников повторять его и записывать на вощенные дощечки (на дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической, деревянной либо костяной палочкой – стилусом).

Слайд 27

Университеты в Западной Европе

5). Почему путь средневекового студента был сложным и длительным?

Университеты в Западной Европе 5). Почему путь средневекового студента был сложным и
Как, по вашему мнению, это влияло на отношение к науке в средневековом мире?
Учеба студентов в Средние века была муторной зубрежкой и сопровождалась побоями. Во время лекций полагалось сидеть на полу, так студента учили знать свое место. Экзамены проходили сурово, жестко, но оканчивалось все праздничной попойкой прямо в процессе сдачи. Наукой занимались немногие, те, кто не видели себя в другом ремесле.

Слайд 28

Университеты в Западной Европе

6) Почему средневековые студенты очень часто, терпя неимоверные лишения

Университеты в Западной Европе 6) Почему средневековые студенты очень часто, терпя неимоверные
и подвергаясь бесчисленным опасностям, путешествовали по дорогам Европы из одного университета в другой, тогда как в современных университетах преподаватели не очень хорошо относятся к студентам, которые то и дело «переводятся» из одного вуза в другой?
Многие школяры переходили из города в город, чтобы слушать лекции разных знаменитостей. Жажда знаний гнала их из Саламанки в Париж, из Парижа в Неаполь, из Неаполя в Оксфорд... С парой книг и краюхой хлеба в котомке они брели по дорогам Европы. Таких студентов-странников называли ваганты (по-латыни – «бродящие»).  

Слайд 29

Галерея изображений «Книжное искусство»

Вопросы и задания к галерее изображений:
1) По словам известного

Галерея изображений «Книжное искусство» Вопросы и задания к галерее изображений: 1) По
исследователя средневековой культуры А.Я. Гуревича, «средневековые мастера не различали четко мир земной и мир сверхчувственный, – оба изображаются с равной степенью отчетливости, в живом взаимодействии... в пределах одной фрески или миниатюры. Все это в высшей степени далеко от реализма в нашем понимании». Чем, по Вашему мнению, объясняется данная особенность средневекового изобразительного искусства? Приведите соответствующие примеры среди увиденных Вами изображений.

Слайд 30

Галерея изображений «Книжное искусство»

2) Сравните изображения, относящиеся к раннему Средневековью и позднему

Галерея изображений «Книжное искусство» 2) Сравните изображения, относящиеся к раннему Средневековью и
Средневековью (например, из «Истории Давида» и из «Роскошного часослова герцога Жана Беррийского»). В чем различие между ними? О чем это свидетельствует?
3) Какое впечатление произвели на Вас эти изображения? Как Вы думаете, что должен был чувствовать, глядя на них, средневековый человек?
4) Предположите, кем могли быть люди, которые читали книги, содержащие эти изображения.

Слайд 31

Галерея изображений «Книжное искусство»

1) Вход Господень в Иерусалим. Книга перикоп из монастыря

Галерея изображений «Книжное искусство» 1) Вход Господень в Иерусалим. Книга перикоп из
Санкт Эрентруд в Зальцбурге. Около 1140 г. Мюнхен, Баварская государственная библиотека.

Слайд 32

Галерея изображений «Книжное искусство»

2) История Давида. Винчестерская Библия. Около 1150-1180 гг. Библиотека Пирпонта Моргана,

Галерея изображений «Книжное искусство» 2) История Давида. Винчестерская Библия. Около 1150-1180 гг. Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк.
Нью-Йорк.

Слайд 33

Галерея изображений «Книжное искусство»

3) Апрель. Псалтирь. Около 1180 г. Франция.

Галерея изображений «Книжное искусство» 3) Апрель. Псалтирь. Около 1180 г. Франция.

Слайд 34

Галерея изображений «Книжное искусство»

4) Леопард. Бестиарий. XIII век. Северная Франция.

Галерея изображений «Книжное искусство» 4) Леопард. Бестиарий. XIII век. Северная Франция.

Слайд 35

Галерея изображений «Книжное искусство»

5) Месяц январь. Фрагмент. «Роскошный Часослов герцога Жана Беррийского». 1412-1416

Галерея изображений «Книжное искусство» 5) Месяц январь. Фрагмент. «Роскошный Часослов герцога Жана
гг. Нидерланды. Лимбурги, братья (Поль, Эрманн и Жеаннекен).

Слайд 36

Галерея изображений «Книжное искусство»

Вопросы и задания к галерее изображений:
1) По словам известного

Галерея изображений «Книжное искусство» Вопросы и задания к галерее изображений: 1) По
исследователя средневековой культуры А.Я. Гуревича, «средневековые мастера не различали четко мир земной и мир сверхчувственный, – оба изображаются с равной степенью отчетливости, в живом взаимодействии... в пределах одной фрески или миниатюры. Все это в высшей степени далеко от реализма в нашем понимании». Чем, по Вашему мнению, объясняется данная особенность средневекового изобразительного искусства? Приведите соответствующие примеры среди увиденных Вами изображений.

Слайд 37

Галерея изображений «Книжное искусство»

1). Чем, по Вашему мнению, объясняется данная особенность средневекового

Галерея изображений «Книжное искусство» 1). Чем, по Вашему мнению, объясняется данная особенность
изобразительного искусства?
Объясняется религиозной, а не научной картиной мира средневекового человека. Между земным и небесным мирами не было непроницаемой перегородки, они составляли единое целое. Согласно космографии (описанию мира) долгая дорога души приводит шаг за шагом к Богу.

Слайд 38

Галерея изображений «Книжное искусство»

1). Приведите соответствующие примеры среди увиденных Вами изображений.
Леопард изображен

Галерея изображений «Книжное искусство» 1). Приведите соответствующие примеры среди увиденных Вами изображений.
с фантастическими чертами: необычные хвост, лапы и морда. Представлены библейские сюжеты, а покрой одежды средневековый; средневековое оружие, а не то, которое было в древнем мире.

Слайд 39

Галерея изображений «Книжное искусство»

2) Сравните изображения, относящиеся к раннему Средневековью и позднему

Галерея изображений «Книжное искусство» 2) Сравните изображения, относящиеся к раннему Средневековью и
Средневековью (например, из «Истории Давида» и из «Роскошного часослова герцога Жана Беррийского»). В чем различие между ними? О чем это свидетельствует?

Слайд 40

Галерея изображений «Книжное искусство»

Роскошный Часослов герцога Жана Беррийского». 1412-1416 гг.

История Давида.
Винчестерская

Галерея изображений «Книжное искусство» Роскошный Часослов герцога Жана Беррийского». 1412-1416 гг. История

Библия. Около 1150-1180 гг.

VS

Слайд 41

Галерея изображений «Книжное искусство»

В живописи периода раннего средневековья прослеживается эхо античной живописи.

Галерея изображений «Книжное искусство» В живописи периода раннего средневековья прослеживается эхо античной
Живопись позднего средневековья отличается тем, что художники, не отказывались от религиозной тематики, но с явным удовольствием изображали материальный мир и творили в новой реалистичной и гуманистической манере. Это связано с тем, что духовная культура постепенно освобождается от преобладающего влияния религии и c зарождением новых отношений – капиталистических.

Слайд 42

Галерея изображений «Книжное искусство»

3) Какое впечатление произвели на Вас эти изображения? Как

Галерея изображений «Книжное искусство» 3) Какое впечатление произвели на Вас эти изображения?
Вы думаете, что должен был чувствовать, глядя на них, средневековый человек?

Слайд 43

Галерея изображений «Книжное искусство»

4) Предположите, кем могли быть люди, которые читали книги,

Галерея изображений «Книжное искусство» 4) Предположите, кем могли быть люди, которые читали
содержащие эти изображения.
Священники, короли, рыцари, торговцы и ремесленники.

Слайд 44

Аудиофрагмент: Лютня

Еще одним важным достижением европейской музыкальной культуры конца эпохи средневековья было

Аудиофрагмент: Лютня Еще одним важным достижением европейской музыкальной культуры конца эпохи средневековья
разрешение использования музыкальных инструментов в богослужении. С этого времени постепенно начинает оформляться инструментальная музыка и связанные с этим технологии как самостоятельное направление искусства.

Лютня

Герард Терборх.
Женщина играет на лютне.

Слайд 45

Аудиофрагмент: Лютня

Вопросы для обсуждения:
В какой обстановке могла исполняться такая музыка? На людей

Аудиофрагмент: Лютня Вопросы для обсуждения: В какой обстановке могла исполняться такая музыка?
какого круга она рассчитана?
Лютня – любимый инструмент музыкантов Возрождения. Была завезена в Испанию арабами в 7-м столетии (во время завоеваний). Была распространена во всех странах Европы. В отличии от виолы, на лютне можно было исполнять многоголосные произведения. Умение играть на лютне считалось знаком утонченности, знатности. В XV - XVII веках она звучала повсюду. 

Слайд 46

Аудиофрагмент: Лютня

Вопросы для обсуждения:
2) Какое настроение выражено в мелодии? Можно ли определить,

Аудиофрагмент: Лютня Вопросы для обсуждения: 2) Какое настроение выражено в мелодии? Можно
является ли эта музыка светской или церковной?
Мажорное, т.е. – приподнято-весёлое настроение, радостное и бодрое. Музыка является светской и исполнялась, например, на балах.

Слайд 47

Итоги урока

Сред­не­ве­ко­вая куль­ту­ра была весь­ма свое­об­раз­ной. Она была слож­но устро­е­на по сво­е­му

Итоги урока Сред­не­ве­ко­вая куль­ту­ра была весь­ма свое­об­раз­ной. Она была слож­но устро­е­на по
про­ис­хож­де­нию, ис­точ­ни­ков у сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры было несколь­ко: ан­тич­ный, биб­лей­ский, гер­ма­но-кельт­ский. Эта куль­ту­ра была со­слов­ной, но объ­еди­ня­ла всех цер­ковь. Герои сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры не об­ла­да­ли при­выч­ной нам пси­хо­ло­ги­ей, внут­рен­ней борь­бой, про­ти­во­ре­чи­я­ми. Они, на­о­бо­рот, были цель­ны­ми и про­сты­ми. Ав­то­ров, как пра­ви­ло, мы не знаем. Это были ре­мес­лен­ни­ки, ко­то­рые дей­ство­ва­ли по ка­но­нам, в со­от­вет­ствии с неко­то­ры­ми пра­ви­ла­ми. Они не вы­ра­жа­ли свою ин­ди­ви­ду­аль­ность, а сла­ви­ли Бога и по­ка­зы­ва­ли ту кар­ти­ну мира, ко­то­рая была общей для всех.