Приложение к теме Раннее Средневековье

Содержание

Слайд 2

fr.academic.ru

Церковь монастыря Корвей. Германия.
Вт. пол. 9 века

трансепт

апсида

нартекс
(в своем расширенном виде
он – вестверк)

обход

fr.academic.ru Церковь монастыря Корвей. Германия. Вт. пол. 9 века трансепт апсида нартекс
вокруг апсиды

Немного архитектурных терминов.

Слайд 3

Церковь Св. Кириака в Гернроде. Германия.
960-965 гг.

wikipedia.org

боковой неф

боковой неф

центральный
неф

башня

башня

Церковь Св. Кириака в Гернроде. Германия. 960-965 гг. wikipedia.org боковой неф боковой

Слайд 4

snip1.ru

Та же
церковь.

snip1.ru Та же церковь.

Слайд 5

Все эти элементы в дальнейшем будут использоваться
и модифицироваться в европейской архитектуре
Высокого Средневековья.

Все эти элементы в дальнейшем будут использоваться и модифицироваться в европейской архитектуре Высокого Средневековья.

Слайд 6

Термины, описывающие византийский
свод на барабане.
Рисунок из книги С.Кавтарадзе «Анатомия архитектуры».

Термины, описывающие византийский свод на барабане. Рисунок из книги С.Кавтарадзе «Анатомия архитектуры».

Слайд 7

О скульптуре в этом приложении может быть лишь весьма короткий разговор.
Как вы

О скульптуре в этом приложении может быть лишь весьма короткий разговор. Как
помните, в эпоху Раннего Средневековья скульптура считалась
далеко не главным видом искусства, поскольку крупные статуи напоминали
верующим «поганых» языческих идолов.
Более распространена была мелкая пластика. И отдельно следует отметить
произведения из слоновой кости.
«Первый расцвет скульптуры из слоновой кости относится к средним векам,
особенно к раннему периоду (искусство Византии, искусство Западной Европы
в эпоху Каролингов), когда из слоновой кости изготовлялись
всякого рода рельефы, так называемые диптихи (двухстворчатые пластинки,
украшенные рельефами и посвященные прославлению какого-нибудь консула),
переплеты для книг, ящики для хранения реликвий и т. п.»
Б.Р.Виппер. Введение в историческое изучение искусства. М.: 1985. Глава 2: Скульптура.
Слоновая кость в обработке напоминает дерево: очень важно работать по слоям,
подчиняя рисунок структуре материала.

Слайд 8

Теперь скажем несколько слов о технологиях в живописи.
В восточной части Римской империи,

Теперь скажем несколько слов о технологиях в живописи. В восточной части Римской
отделившейся от западной ее части,
в Византии, продолжают развиваться художественные традиции ранне-
христианского искусства, заложившие после официального признания
государством новой религии основы сначала западноевропейского, а затем и
восточноевропейского искусства. Параллельно с настенной (мозаичной и фресковой) живописью и миниатюрой здесь сложился [в Византии – прим. ред] своеобразный тип станковой живописи – икона, истоки которой лежат в позднеантичном искусстве.
Преемственность античной традиции в древнейших христианских иконах
можно видеть и в единой технике исполнения – энкаустике. Со временем, однако,
византийские мастера отказались от этой техники и перешли в иконописи
к темпере, используя в качестве связующего желтковую эмульсию. [...]
Термин «темпера» происходит от латинского temperare, что значит «смешивать».
[...]

Слайд 9

Опираясь на догматы христианской церкви, апологеты византийского искусства,
полагавшие, что в основа каждого

Опираясь на догматы христианской церкви, апологеты византийского искусства, полагавшие, что в основа
явления лежит неизменная, раз навсегда
установленная идея, считали, что и ее отображение должно отличаться столь же
неизменным характером. В этом был источник консерватизма византийской живописи, фиксирующей не реальные события, а их идеальные прототипы. [...]
В соответствии с этой доктриной в течение веков была детально разработана методика художественного труда, ограничивающая свободу творчества, художественную фантазию, что в конечном итоге привело к работе по «образцам». Отцы византийской церкви, ревниво следившие за «чистотой» стиля, не допускали проникновения в живопись никаких новшеств [хотя, как мы видели, новые веяния все же проникали в это строго урегулированное искусство – прим. ред.]. [...]
Темперная живопись византийских мастеров была многослойной, и художественный замысел живописца был реализован полностью, когда были выполнены от начала до конца все предусмотренные правилами операции.
В 12-13 веках обнаженные части тела писали по темному оливково-коричневому подмалевку, перекрываемому плотным слоем все более светлой охры. При этом каждый последующий слой краски стушевывался по краям с нижележащим. Такое построение инкарната, при которой на теневых участках оставался виден подмалевок, позволяло при многослойном письме получать мягкую лепку объема.
Принцип многослойного письма сохранился и при изображении одежд».
Гренберг Ю.И. История технологии станковой живописи: от фаюмского портрета до наших дней. ИД “Искусство”, 2014. Глава 7: Красочный слой.

Слайд 10

Владимирская икона Богоматери. Византия. 12 в.
wikipedia.org

Владимирская икона Богоматери. Византия. 12 в. wikipedia.org