Содержание
- 2. Протопоп Аввакум Протопоп Аввакум (1620-1682) является выдающейся исторической личностью. На русской земле авторитет этого человека в
- 3. Противостояние старообрядцев никонианству
- 4. Краткая биография Родился этот удивительный человек в селе Григорово Нижегородской губернии. Отцом его был приходской священник
- 5. Однажды пришла к нему на исповедь девица блудного поведения и необыкновенной красоты. Священник воспылал к ней
- 6. Вскоре бескомпромиссного священнослужителя перевели в Юрьевец-Повольский, а в 1651 году он оказался в Москве. Здесь к
- 7. Церковная реформа и борьба с никонианством Очень скоро началась церковная реформа. Она поставила крест на традициях
- 8. Однако в Тобольске мученик долго не задержался, так как продолжал вести активную агитацию против новой церковной
- 9. Весной протопопа выпустили из острога. Его вместе с семьей определили в полк, который шёл непроторенными землями
- 10. Сожжение старообрядцев
- 11. Только в 1663 году не сломленный духом священник вернулся в Москву. Причиной царской милости стала опала
- 12. Дерзкое поведение священника, в конце концов, рассердило государя. В 1664 году его сослали на север Архангельской
- 13. Конец жизненного пути Пустозёрск находился на "краю земли", но это не пугало богомольцев. Шли они туда
- 14. В 1676 году скончался царь Алексей Михайлович. На московский трон взошёл Федор Алексеевич. Это был тихий
- 16. Скачать презентацию
Слайд 2Протопоп Аввакум
Протопоп Аввакум (1620-1682) является выдающейся исторической личностью. На русской земле авторитет
Протопоп Аввакум
Протопоп Аввакум (1620-1682) является выдающейся исторической личностью. На русской земле авторитет
Слайд 3Противостояние старообрядцев никонианству
Противостояние старообрядцев никонианству
Слайд 4Краткая биография
Родился этот удивительный человек в селе Григорово Нижегородской губернии. Отцом его
Краткая биография
Родился этот удивительный человек в селе Григорово Нижегородской губернии. Отцом его
В 1642 году молодого человека рукоположили в диаконы (низшая степень священства). Через 2 года ему дали 2-ю степень священства, и он стал попом в селе Лопатицы Нижегородской губернии. Уже в эти годы будущий великий мученик стал демонстрировать окружающим бескомпромиссный и суровый характер. Он во всём неуклонно следовал слову божьему и требовал того же самого от своей паствы.
Слайд 5Однажды пришла к нему на исповедь девица блудного поведения и необыкновенной красоты.
Однажды пришла к нему на исповедь девица блудного поведения и необыкновенной красоты.
За праведные дела наградили его титулом протопопа (современное – протоиерей). А в 1648 году случился конфликт с воеводой Шереметевым. Тот плыл по Волге с сыном и захотел, чтобы протопоп благословил юного отпрыска. Аввакума доставили на судно, но тот посчитал, что молодой человек слишком блудлив, и отказался его благословлять. Разгневанный боярин приказал бросить священника в воду. Тот бы неминуемо утонул, но подоспели рыбаки на лодке и вытащили захлёбывающегося человека из воды.
Слайд 6Вскоре бескомпромиссного священнослужителя перевели в Юрьевец-Повольский, а в 1651 году он оказался
Вскоре бескомпромиссного священнослужителя перевели в Юрьевец-Повольский, а в 1651 году он оказался
Слайд 7Церковная реформа и борьба с никонианством
Очень скоро началась церковная реформа. Она поставила
Церковная реформа и борьба с никонианством
Очень скоро началась церковная реформа. Она поставила
В 1653 году протопопа Аввакума заперли в монастырском подвале на 3-е суток. Ему не давали воды и еды, требуя, чтобы он отказался от своих взглядов и признал новый церковный обряд. Однако тот духом не сломался и на компромисс не пошёл. Ничего не добившись от мятежника священника, того сослали в Тобольск.
Слайд 8Однако в Тобольске мученик долго не задержался, так как продолжал вести активную
Однако в Тобольске мученик долго не задержался, так как продолжал вести активную
Священник начал жёстко критиковать Пашкова, считая всю его деятельность неправильной. Естественно, это не понравилось безраздельному хозяину Забайкалья. Он велел привести к себе дерзкого еретика и жестоко избил его. Затем приказал выпороть кнутом и посадить в острог вблизи Падунского порога на реке Ангаре. Там в холоде и голоде просидел непокорный вольнодумец целую зиму, но не склонил голову перед воеводой и не попросил у него прощение.
Слайд 9Весной протопопа выпустили из острога. Его вместе с семьей определили в полк,
Весной протопопа выпустили из острога. Его вместе с семьей определили в полк,
Слайд 10Сожжение старообрядцев
Сожжение старообрядцев
Слайд 11Только в 1663 году не сломленный духом священник вернулся в Москву. Причиной
Только в 1663 году не сломленный духом священник вернулся в Москву. Причиной
Он написал автобиографическую книгу под названием "Житие протопопа Аввакума". При этом всячески досаждал светскому и духовному руководству поучениями. Вскоре представители высшей иерархии убедились, что дерзкий священник является не врагом Никона, а категорически выступает против реформирования церкви. Он продолжал креститься 2-мя перстами, хотя все признали троеперстие. Выступал за осьмиконечный крест и хождение посолонь. Греческий же обряд толковал иначе эти исконные русские православные традиции.
Слайд 12Дерзкое поведение священника, в конце концов, рассердило государя. В 1664 году его
Дерзкое поведение священника, в конце концов, рассердило государя. В 1664 году его
После этого сторонника старой веры сослали в Пафнутьево-Боровский монастырь, находящийся в Калужской губернии. Там держали его в тёмной келье почти год, надеясь, что он всё же одумается. Когда же власть имущие поняли, что всё бесполезно, то отправили старовера в 1667 году на самый далёкий север за Полярный круг в город Пустозёрск, расположенный в нижнем течении реки Печоры. А вот казнить вольнодумца в то время не решились, хотя многие его соратники расстались с жизнью, не пожелав отказаться от старой веры.
Слайд 13Конец жизненного пути
Пустозёрск находился на "краю земли", но это не пугало богомольцев.
Конец жизненного пути
Пустозёрск находился на "краю земли", но это не пугало богомольцев.
В то же время следует заметить, что раскольники не ограничивались проповедью великоросского обряда. Многие из них призывали к самосожжению как единственному способу спасения души. Принято считать, что инициатором самосожжения первым выступил именно Аввакум. Но это не так. Он рассматривал самосожжение лишь как одно из средств борьбы с никонианами. Причём человек должен был пойти на такой шаг абсолютно добровольно и без принуждения.
Сама же идея самосожжения вышла из теории самоуморения старца Капитона, деятельность которого приходилась на 30-е годы XVII века. Учение Капитона – это жизнеотрицающая ересь, так как самоубийство объявлялось благостью. Подобное воззрение не имело ничего общего с подлинным христианством.
Слайд 14В 1676 году скончался царь Алексей Михайлович. На московский трон взошёл Федор Алексеевич.
В 1676 году скончался царь Алексей Михайлович. На московский трон взошёл Федор Алексеевич.