Псевдорусский стиль в русской архитектуре 19 века

Содержание

Слайд 2

Псевдорусский стиль или русский стиль (включает русско-византийский стиль) — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным

Псевдорусский стиль или русский стиль (включает русско-византийский стиль) — условное общее наименование
истокам эклектических   направлений в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Особняк Щукина в Москве, ныне - Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева.
Б. В. Фрейденберг 

Слайд 3

Русский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и

Русский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и
представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.
  Появившееся в начале XIX века наименование «русско-византийский стиль», которое чаще сокращалось современниками до «византийского стиля», обозначало такие различные образцы национально ориентированной архитектуры, как «тоновская архитектура» (по К. А. Тону), не имеющая ничего общего с византийскими прототипами, и, например, сооружения, подражающие образцам кавказской и балканской архитектуры. 

Слайд 4

Государственный мемориальный музей А. В. Суворова 
в Санкт-Петербурге. А. И. фон Гоген при

Государственный мемориальный музей А. В. Суворова в Санкт-Петербурге. А. И. фон Гоген
участии Г. Д. Гримма

В начале XX века вся совокупность явлений в архитектуре XIX века, связанная с поисками русской национальной самобытности, стала называться «псевдорусский стиль»  — в противоположность «неорусскому стилю». Наряду с определением «псевдорусский», уже имеющим оценочный характер, для обозначения тех же явлений стало употребляться и название с ещё более отрицательным оттенком — «ложнорусский стиль»

Слайд 5

Д. В. Сарабьянов считает, что исследователи архитектуры справедливо разделяют русский и неорусский стили: «Действительно,

Д. В. Сарабьянов считает, что исследователи архитектуры справедливо разделяют русский и неорусский
граница между ними — это линия, разделяющая эклектику и модерн»

Ярославский вокзал в Москве - сочетание псевдорусской архитектуры с приёмами модерна. Ф.О. Шехтель

Слайд 6

Храм Христа Спасителя — пример русско-византийского стиля

Одним из первых течений, возникших в рамках

Храм Христа Спасителя — пример русско-византийского стиля Одним из первых течений, возникших
псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею официального православия о преемственности между Византией и Россией. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е годы. Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы.

Слайд 7

Погодинская изба в Москве

Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки,

Погодинская изба в Москве Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием
использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры. В рамках данного направления были возведены многие постройки Алексея Горностаева. Ярким примером этого направления является построенная в Москве на Девичьем поле деревянная «Погодинская изба» Николая Никитина.

Слайд 8

"Избушка на курьих ножках". По проекту Васнецова.1883 г. Абрамцево

В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили

"Избушка на курьих ножках". По проекту Васнецова.1883 г. Абрамцево В начале 1870-х
в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв. Одной из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стал «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873).Это направление распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.

Слайд 9

Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890—1893, архитектор Александр Померанцев)

К началу 1880-х гг. «ропетовщину»

Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890—1893, архитектор Александр Померанцев) К началу
сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества. Для этой архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки. 

Слайд 10

Здание Исторического музея
 (1875—1881, архитекторы В.О. Шервуд, А.А. Семенов)

Здание Исторического музея (1875—1881, архитекторы В.О. Шервуд, А.А. Семенов)

Слайд 11

Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике,

Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем
и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании. 
Псевдорусский стиль требовал соответствующего наполнения интерьеров. Садко Михаила Врубеля - выдающийся пример майоликовой скульптуры, сочетающей русские мотивы и художественные поиски модерна.

Слайд 12

В настоящее время псевдорусский стиль зачастую ошибочно называют русской или древнерусской архитектурой, хотя он напрямую не наследует русскую архитектурную традицию.

Дом

В настоящее время псевдорусский стиль зачастую ошибочно называют русской или древнерусской архитектурой,
Игумнова (1888—1895) в Москве — один из наиболее ярких образцов стиля. - Архитектор Николай Поздеев
Имя файла: Псевдорусский-стиль-в-русской-архитектуре-19-века.pptx
Количество просмотров: 62
Количество скачиваний: 2