Рабовладельчество в Древнем Риме

Слайд 2

Наивысшего развития рабство в Риме достигло в III— I вв. до н.э.

Наивысшего развития рабство в Риме достигло в III— I вв. до н.э.
И связано это было с эпохой завоевательных войн.

Где брали рабов? Источником рабов были, в первую очередь, войны. При взятии города обычным делом было продать всех его жителей в рабство. Военнопленных нередко продавали с торгов, не отходя от лагеря, — к услугам полководца и квесторов, ведавших добычей, всегда были маркитанты-работорговцы, повсюду следовавшие за армией.
Неустанно пополняли рынок рабов и пираты. Захватывая рыбацкие и торговые суда, нападая на прибрежные селения, пираты доставляли на рынки в конце II — I в. до н.э. по несколько сотен тысяч рабов ежегодно.

Слайд 3

Большие массы рабов приобретались на невольничьих рынках у варварских племен: галлов, германцев,

Большие массы рабов приобретались на невольничьих рынках у варварских племен: галлов, германцев,
сарматов, ливийцев. Центрами работорговли были рынки на острове Делос в Эгейском море, в Танаисе, городе в устье нынешнего Дона, и Аквилее на северо-востоке Италии, неподалеку от Венеции. К примеру, на Делосе, куда свозили рабов со всего Восточного Средиземноморья, за один день нередко продавали 10 тысяч рабов. Оттуда рабов развозили по разным странам, в том числе в Рим, где продавали уже мелкими партиями и дороже. Обычный раб стоил в середине II в. до н.э. от 500 до 1500 денариев. Но за квалифицированного, образованного раба или просто красивого юношу либо девушку можно было получить до пятидесяти тысяч денариев.

Слайд 4

Будучи вещью, раб не имел личности, т.е. имени, родины, национальности. Следовательно, хозяин

Будучи вещью, раб не имел личности, т.е. имени, родины, национальности. Следовательно, хозяин
такой вещи вправе делать с ней все, что угодно по собственному произволу. Это представление настолько вошло в плоть и кровь римлян, что они не представляли своего отношения к рабу как к человеку. Значит, и нормы поведения, присущие обычным, свободным людям, здесь не действовали.
Часто при продаже им присваивались функциональные имена: Сириец или Галл, Лопата или Ткач. Раб не мог обзавестись семьей, составить завещание, обладать имуществом. Правда, господин часто выделял рабам небольшое имущество в пользование — пекулий (нехитрую утварь, немного скота), но и он оставался в собственности хозяина, а при продаже раба отбирался. Обычным делом было разлучать при обращении в рабство мужа с женой или родителей с детьми. Впрочем, за хорошую службу или из хозяйственной выгоды раб мог обрести свободу и перейти в разряд вольноотпущенников.

Слайд 5

Основным потребителем рабского труда было сельское хозяйство. Подчас земельные владения знати обрабатывали

Основным потребителем рабского труда было сельское хозяйство. Подчас земельные владения знати обрабатывали
сотни и сотни рабов. Сельские рабы подвергались самой бесчеловечной эксплуатации. Конечно, положение раба в хозяйстве простого крестьянина и богатого нобиля различались. В первом случае один-два раба жили в той же хижине, что и хозяин с семьей, питались тем же, чем и они. За плохую работу получали нагоняй, но и крестьянин трудился в поте лица рядом с ними, да и берег рабов как главную свою ценность: других не на что купить. В поместьях или городских особняках знати скапливались сотни рабов, и цена рабской жизни целиком зависела от прихоти хозяина. Даже на ночь рабы заковывались в цепи; работали в поле с рассвета и до заката, получая скудный паек, чтобы только не умереть раньше, чем окупятся затраты на их приобретение. Для лучшего надзора их распределяли по бригадам и за нерадивость одного наказывали всех. Помимо колодок или бичевания у столба, провинившихся рабов отправляли крутить мельничные колеса: рабы весь день ходили по кругу, привязанные к рычагам с широкими колодками на шее, чтобы не могли сунуть себе в рот горсть муки.

Слайд 6

В лучшем положении находились рабы, входившие в состав городской фамилии хозяина: слуги,

В лучшем положении находились рабы, входившие в состав городской фамилии хозяина: слуги,
повара, пекари, носильщики-лектиарии, няньки — а также так называемая рабская интеллигенция: секретари, писцы, учителя хозяйских детей, актеры и управляющие делами или имениями (вилики). Самым страшным наказанием для них за провинности был перевод в сельское имение. Срок жизни рабов не превышал трех-семи лет в зависимости от здоровья. Объяснялось это даже не жестокостью хозяев (хотя история сохранила случаи неслыханного изуверства), а практичным стремлением выжать из раба, как из любой вещи, максимум пользы, после чего приобрести новую вещь. Где жили рабы? В имениях (виллах) рабы жили в тесных клетушках, а особо строптивые — в специальной подвальной казарме — эргастуле, где ряд маленьких окошек располагался у потолка, чтобы туда не дотянулась даже рука.
Имя файла: Рабовладельчество-в-Древнем-Риме.pptx
Количество просмотров: 46
Количество скачиваний: 0