Слайд 2ПЛАН
Этническая история Беларуси в III тыс. до н.э - V в. н.э.
Восточнославянские
сообщества на территории Беларуси
Этническая история Беларуси в XIII - XVIII вв.
Происхождение термина «Белая Русь».
Концепции происхождения белорусов
Развитие белорусского этноса в XIX в.
Идеи белорусского национального возрождения в начале XX в.
Слайд 3Этническая история Беларуси в III тыс. до н.э - V в. н.э.
Определить
этническую принадлежность жителей Беларуси эпох палеолита, мезолита и большей части неолита невозможно.
В ІІІ тыс. до н.э. в Подвинье и Поднепровье проживали группы уральского населения, его финно-угорского ответвления.
На крайнем юго-западе Поприпетья замечено присутствие отдельных групп индоевропейцев.
Слайд 4Этническая история Беларуси в III тыс. до н.э - V в. н.э.
В
конце ІІІ тыс. до н.э. территорию современной Беларуси начинают заселять группы индоевропейского населения, которые исследователи относят к балтам (сегодняшние литовцы и латыши их наследники).
Они заселили север и центр страны, смешавшись с финно-угорским населением.
Слайд 5В первой половине І тыс. н.э.
на территории Беларуси жили восточные балты
(археологические культуры штрихованной керамики, днепро-двинская, милоградская)
С V в. н.э. появляются памятники западных балтов (позже культура каменных курганов V - XIII вв.).
Кроме того, во II в н.э. пришли готы -германцы (вельбарская культура).
Только в V-VI вв. в Западном Полесье появляются славяне (пражская культура).
Слайд 72. Восточнославянские сообщества на территории Беларуси
Этапы славянизации белорусских земель
V - VII вв.
- славянизация идет медленно, славяне строят укрепленные городища, их мало
VIII - IX вв. - более интенсивные процессы славянской колонизации, идет смешение славян с балтами, однако славянские элементы культуры остаются основными, возникают первые племена
Х - ХI вв. - сильное увеличение количества славян, они образуют племенные княжения, балты остаются жить только на западе Беларуси.
Слайд 9Кривичи
- соответствует археологическая культура длинных курганов, в которой присутствует много элементов восточных
балтов.
Формирование кривичей - результат ассимиляции славянами местных балтов и финнов.
В летописи назван под 859 годом - платили дань варягам. Примечательно большое количество украшений у женщин.
Последний раз упоминаются в летописи в 1162 г.
Слайд 10Радимичи, дреговичи
Радимичи - жили по реке Сож, платили сначала дань хазарам, после
– Олегу. Последний раз упоминаются в летописи под 1169 годом.
Дреговичи – жили между Припятью и Западной Двиной. Разделялись на южных (более славянских элементов в культуре) и северных - территория юга современной Минщины, более балтских элементов). Последний раз упоминаются в 1149 году.
Слайд 11Славянизация Понёманья
Славянизация началась в конце Х в. и длилось почти 1000 лет.
На Понеманье встретились несколько колонизационных течений : кривичей - с востока, дреговичей и волынян - с юго-востока и юга. С юго-запада к Понеманью доходили и мазовецкие колонисты.
Слайд 12Славянизация Понёманья
Одной из вероятных причин колонизации можно считать принудительную христианизацию восточных славян,
которая была проведена как раз в конце X в. Язычники уходили на северо-запад Киевской Руси.
В XI - XII вв. восточными славянами были основаны основные города региона, сохранив свое значение до сегодняшнего дня: Новогрудок, Гродно, Волковыск, Слоним, похоже и Вильнюс.
Слайд 13Самоидентичность
По восточнославянскому сообществу – кривич, дрегович, радимич
По городу и земле, которая им
контролируется: полочане, новгородцы, псковитяне, витебчане, пиняне
Города в то время играли консолидирующую роль, центры религии, ремесла, торговли, здесь было вече и ополчение.
По общеруской идентичности – руские князья, русины, русские города.
Слайд 14В эпоху Киевской Руси элита и горожане действительно были объединены письменным языком,
верой (православие) и самоназванием (русин, русские).
Абсолютное большинство населения - крестьяне - жили в локальных сообществах с собственной материальной и духовной культурой и не нуждались в четкой самоидентификации.
Слайд 15Этническая история Беларуси в XIII - XVIII вв.
В XIII- XIV вв. оставалась
важной земляческая самоидентификация, принадлежность к раннефеодальным земляческим сообществам (полочане, витебчане, смоляне, новогородцы, минчанам и др.).
Великий литовский князь Казимир в договоре с Псковом 1440 г. отмечает:
«…а коньчали есмо так: што ж послу из нашее земли из Литовское, и гостю — или Литвин, или Русин, или Полочанин, или Витеблянин, или Смолнянин, — тым путь чыст изо всее моее отчыны в Псковскую землю (….) А мне великому князю Казимиру блюсти Псковитина, как и своего Литвина; також и Псковичом блюсти Литвина, как и Псковитина…».
Слайд 16Литвины
Название «литвины» широко появляется в источниках начиная с основания Великого княжества Литовского
(1240-е годы).
В XIV-XV вв. так себя называли жители западных земель Беларуси и востока Литвы.
В XVI и особенно XVII-XVIII вв. название распространяется на весь белорусский этнос.
Слайд 17Русины
Русин - единственное число, множественное число - русские, русы.
Весь период существования
ВКЛ восточнославянского населения православного и позже униатского вероисповедания называла себя русины или русские, а веру – русской.
Жители ВКЛ называли жителей Московского княжества "московитами", а те называли жителей ВКЛ "литвинами", иногда добавляя "русского происхождения" в XIV –XVI вв.
Белорусы называли украинцев "казаки", "черкассы", "волыняне".
Слайд 18ФРАНЦИСК СКОРИНА
У прамацыйнай кнізе Кракаўскага ўніверсітэта захаваўся наступны запіс: «У год Пана
1506, падчас дэканства Леанарда з Добшыц, асобы, ўзведзеныя у ступень бакалаўра, былі размеркаваны ў наступным парадку месцаў:… , Францыск з Полацка, ліцвін,
Акты Падуанскага ўніверсітэта за 1512 г. называюць Францыска «русінам… сынам нябожчыка пана Лукі».
Слайд 19Этническая принадлежность социальных групп
Шляхта - была полиэтнической, состояла из русских и литовских
родов, позднее добавлялись татарские и др. В середине XVI в. сливается в "народ шляхетский", который считал себя потомками сарматов.
Мещанство - делилась на русское и латинское уже с XV в.
Крестьяне - "местные", "свои", "местные".
Слайд 204. Происхождение термина «Белая Русь».
Впервые термин «Белая Русь» упоминается в летописях в
1135 г. в отношении земель Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальского княжества - Московский, Тверской, Смоленский, Мстиславский, Друцкий край).
В конце XV - начале XVI в. термин "Белая Русь“ применялся для обозначения Московского (Русского) государства, новгородской земли. Великий князь Московский Иван III носил титул князя "всея великая и Белые Руси".
Западноевропейцы отмечали, что раньше столицей Белой Руси был Владимир.
Слайд 22В отношении территории современной Беларуси
- а именно Полоччины, название «Белая Русь»
стало изредка применяться только с конца XVI века.
Термин «Белая Русь встречается в источниках, которые возникли на территории Речи Посполитой, с 1620-х годов, когда он закрепился за восточными, подвинско-поднепровскими, землями Великого Княжества Литовского.
В XVII веке власть Русского царства считала Белой Русью Полоцкую, Витебскую, Мстиславскую и Смоленскую земли.
Остальные белорусские земли Москва называла литовскими.
Слайд 23Белорусцы
это название многоэтнического населения Белой Руси (жителей Полоцкого, Витебского, Мстиславского и частично
Минского воеводств Речи Посполитой), которая применялась в официальных документах Русского государства в XVII -XVIII в.
Термин «белорусцы» для первой половины XVII в. известен исключительно по документам из архивов московских приказов.
Слайд 245. Концепции происхождения белорусов
Г. Штыхов, Н. Ермолович, М. Ткачёв – белорусы
как этнос существовали в ХІІІ в., а процесс формирования белорусской народности начался ещё в VІІ – VІІІ вв.
В. Седов – белорусская этническая общность сложилась в ХІІІ – ХІV вв.
М. Гринблат – формирование белорусов происходило в ХІV – ХVІ вв.
Слайд 25польская и великорусская концепции
отрицали существование самостоятельного белорусского этноса на том основании,
что у населения Беларуси будто не было самостоятельного славянского языка.
Сторонники польской концепции (Л. Галембовски, А. Рыпински и др.) считали белорусский язык диалектом польского языка, а белорусов - частью польского этноса.
Творцы великорусской концепции (А. Соболевский, И. Срезневский и др.) утверждали, что Беларусь - часть великорусской этнической территории, а белорусский язык - диалект русского языка.
Слайд 26кривицкая концепция
М. Погодин, В. Ластовский и др.
Основана на представлении о том, что
предками белорусов являются кривичи.
Авторы концепции отождествляли белорусов и кривичей и предлагали называть белорусов кривичами, а Беларусь - Кривией.
Кривичи занимали только северную и частично центральную часть территории современной Беларуси.
А население Понеманья и юга Беларуси – не белорусы?
Слайд 27кривичско-дреговичско-радимичская концепция
известный белорусовед Е. Карский, историк-славист В. Пичета, исследователь этнической истории Беларуси
М. Гринблат, известный историк М. Довнар-Запольский.
Включили в состав предков белорусов не только кривичей, но также дреговичей и радимичей.
Критика: дреговичи и радимичи, как и кривичи, исчезли к середине XII в., когда общебелорусский этнический комплекс еще не сформировался
Слайд 28Финская концепция
Писатель И. Ласков
на основании того, что на территории Беларуси есть названия
рек и озер финского происхождения (Двина, Свирь и др.), считается, что предками белорусов могли быть и финны.
Финны на территории Беларуси появились субстратом не белорусов, а древних балтов.
Слайд 29Балтская теория
Автор - археолог В. Седов
Смешение славян с дославянским населением -
балтами - привело к появлению белорусского этноса. Балты, таким образом, сыграли роль субстрата (подосновы) в этногенезе белорусов.
Много элементов белорусской культуры и языка имеют балтское происхождение. Однако В. Седов не учел того, что эти элементы присущи как славянам, так и балтам. Они индоевропейского происхождения.
Балты явились предками, субстратом не непосредственно белорусов, а восточнославянских общностей - кривичей, радимичей и дреговичей
Слайд 30Концепция древнерусской народности
В 50-е годы ХХ в. советский этнограф С. Токарев
В результате
смешения различных сообществ - кривичей, дреговичей, радимичей, древлян, полян, вятичей и других - в Среднем Поднепровье в IX - Х вв. в пределах Киевской Руси сформировалась новая восточнославянская этническая общность - древнерусская народность.
Затем в процессе распада Киевской Руси распалась и древняя народность.
В результате образовались три родственных народа: русский, белорусский и украинский.
Слайд 31Концепция возникновения белорусов Н. пилипенки
ІХ – Х вв – в результате широкого расселения славян
и смешивания их с восточными балтами образовались не белорусы, а первоначальные восточнославянские этнические общности кривичей, дреговичей и радимичей.
в конце Х - начале XI в. вместе с другими восточнославянскими общностями кривичи, дреговичи и радимичи консолидировались в новую общеславянскую этническую общность с общим языком и культурой, которая жила на территории, называли Русь.
Эта общность не была одинаковой, а имела локальные особенности, которые постепенно стали доминирующими и определили своеобразие белорусов.
Слайд 32Развитие белорусского этноса в XIX в.
В конце XVIII - начале XIX в.
Беларусь в научных отношениях оставалась почти совсем не изученным регионом.
Не существовало единого названия народа и страны.
Название «Беларусь» на то время закрепилось только за восточными губерниями – Витебской и Могилевской. В отдельных публикациях к Беларуси присоединялась Смоленская губерния (ее центральная и западная части).
Минская, Гродненская и Виленская губернии назывались Литвой, а их население - литвинами или литовцами.
Социальные верхи общества и интеллигенция были полонизированы.
Слайд 33Роль религии в национальной идентификации
На развитие этнического самосознания белорусского народа отрицательно влиял
его раскол по вероисповеданию на православных и католиков.
Православие воспринималось как «русская» вера, католицизм - как «польская».
Отрицательное влияние оказала окончательная ликвидация в 1839 г. униатской церкви (присоединена к православной церкви).
Часть бывших униатов стала католиками, большинство была переведена в православие.
Слайд 34ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЛИТВЫ
В 1840 г. было прекращёно официальное разделение губерний на белорусские и
литовские, в результате чего именно название “Литва” в отношении к территории Беларуси начинает выводиться из употребления, а губернии называются поимённо: Гродненская, Могилёвская, Витебская, Виленская.
Но ещё во второй половине ХІХ ст. неофициально сохранялось разделение белорусской этнической террритории на Беларусь и Литву.
На официальном уровне и в научных публикациях во второй половине ХІХ ст. использовалось название “Северо-Западный край”.
Слайд 35Этнонимы белорусов
К концу ХІХ в. среди подавляющего большинства белорусов по-прежнему были широко
распространены конфессионимы «русские» и «поляки», а жители западного региона нередко именовали себя «тутэйшими».
Самоназвание «белорусы» было уже повсеместно известно.
На юге Беларуси был распространён этноним “полешуки”.
Слайд 36По итогам переписи 1897 г.
Численность населения, признавшего родным языком белорусский, достигла 4
756 637 чел. (73,2 %).
88,6 % всех православных белорусы и 14 % католиков-белорусов
13,5 % белорусов грамотные
Среди женщин-белорусок грамотность не превышала 5 % .
В то же время среди мужского белорусского населения уровень грамотности в среднем доходил до 26 %, а в Гродненском уезде, например, составлял 36 %.
Среди городского населения белорусы составляли 16,5 %
Слайд 376. Идеи белорусского национального возрождения в начале ХХ в.
Нация – по определению
чешского исследователя М. Гроха, это большая социальная группа, объединённая на основе ряда объективных взаимоотношений (экономических, политических, лингвистических, культурных, религиозных, географических, исторических) и их субъективного отражения в общественном сознании. Имеет общее самоназвание.
Слайд 38Нация – это проект объединения граждан в одном государстве на основе культурной
общности (общее прошлое, общий язык, общая религия) для обороны политических и экономических интересов.
Национальный проект основывается на равенстве всех лиц, что составляют нацию, необходимости наличия собственного, национального руководства.
Национальные проекты появляются в конце XVIII в., активизируются с развитием капитализма.
Слайд 39Создание нации
Интеллигенция создает идеологический проект нации - изучает историю, фольклор, популяризирует их,
развивает литературный язык.
В середине XIX в. начинаются исследования материальной и духовной культуры белорусов : Ян Чечот, И.И.Григорович, П.М. Шпилевский, М.А. Дмитриев, Ю.Ф. Крачковский, М. Я. Никифоровский, А. М. Сементовский-Курило.
Большинство исследователей стремилось доказать, что белорусы являются частью триединого русского народа. Однако их исследования, часто вопреки намерениям авторов, подтверждали существование самостоятельного белорусского этноса.
Слайд 40НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
И. И. Носович - основное место в его научном наследстве
занимает толково-переводной «Словарь белорусского языка», над которым он работал 16 лет. Это самое полное на то время собрание лексики и фразеологии живого белорусского языка, который охватывает более 30 тыс. слов.
П.В. Шейн – сделал несколько путешествий по Беларуси, самое большое в 1877 году, наиболее известна его книга «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края» (1887 - 1902 гг.).
Слайд 41НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
М. Федоровский - «Lud białoruski na Rusi Litewskiej. Materiały do
etnografii słowiańskiej zgromadzone w latach 1877-1905. », сборники фольклора западной Беларуси.
Е.Ф. Карский – в 1903 г. предпринял этнографическую экспедицию по Белоруссии, по итогам которой был издан первый том главного труда учёного — полномасштабной научной работы «Белорусы», заслужившей впоследствии название «энциклопедии белорусоведения». Всего вышло 7 томов с исследованием истории и современного состояния белорусского языка, в том числе народной поэзии, литературы древней и современной.
Слайд 42СОЗДАНИЕ НАЦИИ
Другие элиты пользуются данными идеями для достижения политических целей.
Особенность белорусов: проект
нации интеллигенция сделала, и она же его пыталась реализовать, участие буржуазии и военных слабое
Слайд 43Негативные факторы, которые влияли на формирование белорусской нации
Неграмотность и бедность большинства лиц,
что относили себя к белорусам
Отсутствие элиты с профессиональной культурой и четкой белорусского самоидентификацией на конец XIX в.;
Существование в составе Российской империи, где господствующей была концепция триединого народности.
Слайд 44Положительные факторы, которые влияли на формирование белорусской нации
Самоотверженность представителей белорусского национального движения,
которые за короткий срок создали новую белорусскую литературу, ◦ периодику, ◦ при наличии условий развернули школьное обучение по-белорусски, ◦ написали первую "Историю Беларуси".
За 13 лет ХХ века белорусы получили определенный культурный фундамент для строительства нации
Слайд 45Белорусское национальное движение
В 1902 г. В. Ивановский и братья Луцкевичи основали "Круг
белорусского народного просвещения и культуры" в Петербурге, где они учились.
Зимой 1902-1903 гг. была образована Белорусская социалистическая громада (I. и A. Луцкевичи, A. Пашкевич, К. Костровицкий, A. Бурбис, В. Ивановский, Ф. Умястовский).
Слайд 46Белорусское национальное движение
БСГ издавала газету «Наша доля» (сентябрь 1906 - январь 1907
г.) издавалась кириллицей и латиницей (одно издание предназначалось для белорусов православных, второе - для католиков),
В ноябре 1906 г. БСГ начала выдавать вторую газету - "Нашу ниву", которая почти десятилетие являлась политическим и культурным центром нациотворческого процесса.
Слайд 48Белорусское национальное движение
Создаётся литература на белорусском языке: А. Пашкевич, Я. Купала, Ядвигин
Ш., М. Богданович, Я. Колас.
1910 г. В. Ластовский «Краткая история Беларуси". Первая книга, в которой сделана попытка обосновать русский характер Великого княжества Литовского. Концептуально обобщил известные факты о прошлом Беларуси с точки зрения собственно-национальной истории (события доведены до 1905 года).
Слайд 49БЕЛОРУССКАЯ НАЦИЯ
В начале XX в. практически сложился весь "строительный набор" белорусской нации:
самоназвание, литература на белорусском языке, письменная история.
Но не было широкой поддержки ни в элитах, ни среди широких масс населения, не было школ.
Этот пробел белорусская интеллигенция начнёт заполнять в 1915 – 1921 гг. на оккупированной немцами и поляками территории Беларуси, именно в этот период в Беларуси открылись первые белорусские школы.