Слайд 2Исторический диктант
1. Что означает термин «язычество»?
2. Где совершались языческие обряды
и жертвоприношения?
3. Кто такие волхвы?
4. Что означает термин «идол»?
5. Каким богам покланялись адыги?
6. В каких христианских праздниках прослеживаются черты празднеств годового круга?
Слайд 3Проверь себя:
1. Язычество – религия, основанная на поклонении многим богам. Отражала
особенности мышления первобытного человека: анимизм, антропо –и зооморфизм, фетишизм.
2. Святилища – специальные места, где служители культа совершали языческие религиозные обряды.
3. Волхвы – в Древней Руси служители дохристианских культов, считавшиеся в народе чародеями.
4. Идол – статуя, которой язычники поклоняются, как божеству.
Адыги, как и другие народы Северо – Западного Кавказа в древности покланялись покровителям леса, воды, огня, земледелия, кузнечного дела.
5. Масленица, Троица, Пасха, Красная горка, Ивана Купала, Святки и др.
Слайд 4Проверь себя:
Перун – бог молнии и грома;
Ярило, Даждь – Бог, Купала
– бог солнца;
Стрибог – бог ветра;
Волос, Велес – бог скота;
Сварог – бог кузнечного дела;
Мокошь – «матерь урожая», женское божество прядения и ткачества.
Слайд 5Проверь себя:
Тлепш – огневой бог, бог железа и кузнечного дела, покровитель воинов;
Мезитх – бог лесов и охоты; Зейкутх – бог наездничества; Псыхъуэгуаше – богиня вод, дева вод речных;
Ахына – бог рогатого скота;
Щыблэ – бог молнии и грома.
Слайд 6Христианство – одна из трёх мировых религий (наряду с исламом и буддизмом).
Имеет три ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общим их признаком является вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.
Слайд 8Апостол – странствующий проповедник христианства
Слайд 9Проверь себя:
В первой половине VI в. Византийская империя начала распространение христианства на
территорию Приазовья, Восточного Причерноморья и Прикубанье.
Слайд 11Епархия – (греч. «область») - церковная область, управляемая архиереем (архиепископом или епископом).
Слайд 12Документ.
Из книги адыгского историка и этнографа Ногмова Ш.Б. «История адыгейского народа»: «В
Зихиии были известны четыре древние епархии: в Фанагории, лежащей на южной стороне Тамани; в Матрехе или Таматархе, впоследствии именовавшейся Тмутараканью; в Зихоплисе на левую сторону р. Кубань; в Никопсе в устье реки Нечепсухо».
Слайд 13
Проверь себя:
«В VI в. в Зихиии были известны четыре древние епархии: в
Фанагории, в Таматархе; в Зихоплисе; в
Никопсе».
Слайд 151-й этап попытки проповедования христианства миссионерами первых веков нашего времени (в частности,
Андреем Первозванным);
2-й -с IV в., когда Византия стала проводником новой религии в Абхазии и косвенно этот процесс касался и адыгов как ближайших соседей;
3-й – начинается с VI в. в процессе проведения целенаправленной византийской политики по распространению христианства непосредственно среди адыгского народа.
Если первые два этапа закончились неудачно, то с юстиниановской эпохи христианские верования начинают постепенно распространяться в адыгской среде.
Слайд 16Какими путями христианство православного толка проникало на Северо – Западный Кавказ? Когда
это произошло впервые?
В каком веке Византийская империя стало распространять христианство в Приазовье, Восточном Причерноморье и Прикубанье?
Какие цели преследовала Византия, проводя политику христианизации стран и народов?
Какие епархии существовали в VI в. н. э. на территории, населённой адыгами?
При каком византийском императоре было осуществлено масштабное проникновение христианства на Северный Кавказ?
Слайд 17
Христианство было воспринято довольно легко определенной частью населения мирным путем, следовательно, в
обществе существовала потребность в новой религии, и язычество не отражало полностью понимание окружающего мира. Христианская религия стала постепенно распространяться и развиваться на Северо-Западном Кавказе, что говорит о ее соответствии мировоззрению и мироощущению народа.