Основные идеи эпохи Возрождения

Содержание

Слайд 2

Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии

Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии
в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. Термин "Возрождение", означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения. Среди выдающихся представителей этой эпохи - художник Альберти; архитектор, художник, учёный, поэт и математик Леонардо да Винчи.

Слайд 3

Первый период

Франческо Петрарка (1304-1374) - итальянский поэт и философ-моралист, родоначальник итальянского

Первый период Франческо Петрарка (1304-1374) - итальянский поэт и философ-моралист, родоначальник итальянского
и европейского гуманизма. Он отстаивал право человека на счастье в реальной, земной жизни. Глубокий интерес Петрарки к изображению переживаний собственного «Я», к потребностям личности, отразившийся в его лирике, а также к античной культуре, в том числе к античной философии, которую он противопоставлял схоластике, послужил одним из исходных пунктов гуманистического движения. Основные свои идеи он высказал в двух трактатах: «О своем и чужом невежестве» и «Моя тайна» («О презрении к миру»).

Слайд 4

Первый период

У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери

Первый период У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери
(1265 — 1321). Данте был выдающимся поэтом и мыслителем. Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке.

Слайд 5

Второй период

«Леонардо да Винчи – наиболее яркий выразитель того времени». Действительно,

Второй период «Леонардо да Винчи – наиболее яркий выразитель того времени». Действительно,
Леонардо великий художник, гениальный ученый, он утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте Многочисленные заметки Леонардо, сделанные неким «зерькальным» почерком, не предназначались для печати. И не были достоянием современников. Появляются мысли, будто он нарочно работал для будущего поколения . Леонардо видит главную помеху на пути к истине – он видит излишнее преклонение перед авторитетами. Как говорил сам Леонардо «…не подражать нужно, а искать». Одного не хватает экспериментальному методу Леонардо – устойчивых принципов, у него отсутствует логическая структура. И вот лишь в этом смысле его метод не дотягивает до уровня методологии. Но сам метод Леонардо был вполне достаточным основанием, для заявки на новую методологию, так сказать - на новую картину мира.

Слайд 6

Второй период

Никколо Макиавелли был выдающимся философом Ренессанса, создавшим свои политические и

Второй период Никколо Макиавелли был выдающимся философом Ренессанса, создавшим свои политические и
социально-философские взгляды. Они ярко выражены и характеризированы в его популярных трудах («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «О военном искустве»), романах, пьесах, лирике и философских рассуждениях.

Слайд 7

Второй период

Николай Кузанский - крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог,

Второй период Николай Кузанский - крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог,
учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. Принадлежит к первым немецким гуманистам в эпоху перехода от позднего Средневековья к раннему Новому времени.
Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI века. В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства. При этом Кузанский критиковал схоластику как «учёное незнание» — противопоставляя ей «мудрое незнание»

Слайд 8

Второй период

То́мас Мор — английский юрист, философ, писатель-гуманист. Лорд-канцлер Англии. В

Второй период То́мас Мор — английский юрист, философ, писатель-гуманист. Лорд-канцлер Англии. В
1516 году написал книгу «Утопия», в которой показал своё понимание наилучшей системы общественного устройства на примере вымышленного островного государства.

Слайд 9

Третий период

Томма́зо Кампане́лла — итальянский философ, теолог и писатель, наиболее известный

Третий период Томма́зо Кампане́лла — итальянский философ, теолог и писатель, наиболее известный
утопическим трактатом «Город Солнца», один из наиболее значительных мыслителей позднего Возрождения. Монах ордена доминиканцев, в который вступил в 1582 году (имя принято в честь Фомы Аквинского). Марен Мерсенн считал Кампанеллу и Галилея «величайшими сынами Италии». В советской исторической и философской литературе рассматривался как один из первых представителей утопического социализма.

Слайд 10

Третий период

Джордано Бруно (настоящее его имя Филиппо) родился в 1548 году

Третий период Джордано Бруно (настоящее его имя Филиппо) родился в 1548 году
в Ноле неподалеку от Неаполя и потому известен также как Бруно Ноланец. Имя «Джордано» он получил, став в возрасте семнадцати лет монахом монастыря Святого Доминика.
Джордано Бруно прославился как активный пропагандист идей Николая Коперника о том, что не Земля, а Солнце является центром Вселенной. Но он пошел дальше, развил и уточнил эту теорию, подведя под нее философскую основу.

Слайд 11

Мыслителями XIV-XVI вв. была разработана картина мира и чело­века, отличная от Средневековья.

Мыслителями XIV-XVI вв. была разработана картина мира и чело­века, отличная от Средневековья.
На смену теологической картине мира пришло новое представление о бесконечности и вечности Вселенной, т. е. сформировалась новая онтология.
Новая картина мира исходила из качественного многообразия явле­ний и вещей, из признания внутренних сил движения и материи, что по­служило главной предпосылкой перехода к новому экспериментально-математическому естествознанию, эпохе классической механики и новой философии XVII в.
Философия Возрождения 'была философией эпохи великих откры­тий, опираясь на которые она боролась за независимость научного и фило­софского знания от теологии и схоластики. Но ее интерес к опытному зна­нию не опирался на научный эксперимент, а произвольные допущения смешивались с подлинными научными открытиями. Не случайно астроло­гические представления, являясь формой учения о единстве и взаимосвязи земного и небесного миров, были тесно связаны с пантеизмом философии Ренессанса.
Философия Возрождения способствовала переходу европейской философии от Средневековья к Новому времени, что и определило ее са­мостоятельное место в философской эволюции человечества.