Разделение христианской церкви на православную и католическую: время, место, исторические предпосылки

Содержание

Слайд 2

Предпосылки разделения конфессии .
Причины разделения христианства.
Фактическое разделение христианской религии.
Современное состояние взаимодействия двух

Предпосылки разделения конфессии . Причины разделения христианства. Фактическое разделение христианской религии. Современное
ветвей христианства.

Разделение христианской церкви
на православную и католическую

Слайд 3

свптптчапт

птчаптчапт

Закономерно в новой столице – Константинополе – было установлено Патриаршества. В 472-489

свптптчапт птчаптчапт Закономерно в новой столице – Константинополе – было установлено Патриаршества.
годах титул “Вселенского” окончательно закрепился за Константинопольским Патриархом Акакием. Уже в то время появились существенные обрядовые расхождения в совершении Таинств и богослужений между Латинским Западом и Греческим Востоком. Так начался раскол Церкви.

Официальной датой Раскола (Великой схизмы) принято считать 1054 год. Но события, предшествующие отделению Церквей, начали развиваться гораздо раньше. Истоками конфликта можно назвать отделение Византии от Римской Империи в 395 году.

Слайд 4

Впервые разделение наметилось в IX веке. Формальной причиной тому послужило недовольство Папы

Впервые разделение наметилось в IX веке. Формальной причиной тому послужило недовольство Папы
Николая I избранием Патриарха Фотия.
На самом деле Николай I хотел стать главой над епархией Балканского полуострова. Это закономерно возмутило Константинопольскую Патриархию.
Также Папа Римский желал воплотить в жизнь концепцию римского господства во Вселенской Церкви.

Слайд 5

Первая волна разделения продлилась до 867 года.
X век был веком перемирия.

Первая волна разделения продлилась до 867 года. X век был веком перемирия.

Но в XI веке при правлении Папы Льва IX и Патриарха Михаила Керулария произошел окончательный раскол Церкви на Католическую и Православную.
Поводом для того послужило закрытие Латинских церквей в Константинополе. Папа направил Патриарху послание, в котором обозначил свое желание стать во главе всей Церкви.
Результатом конфликта были взаимные анафемы на уровне церковных иерархов. Эти анафемы были личными и не распространялись на Церкви. Но они закрепили раскол двух христианских конфессий.

Слайд 6

В основе раскола лежали главным образом вероучительные факторы.
Они касались представлений о

В основе раскола лежали главным образом вероучительные факторы. Они касались представлений о
тайне Святой Троицы и о структуре Церкви.
К ним добавились также расхождения в менее важных вопросах, относящихся к церковным обычаям и обрядам.
Также большую роль сыграло стремление Папы Римского стать общепризнанным главой всех христианских Церквей.

Слайд 7

свптптчапт

птчаптчапт

Особое место заняли богословские расхождения о Филиокве (догмата о Троице).

Православная Церковь,

свптптчапт птчаптчапт Особое место заняли богословские расхождения о Филиокве (догмата о Троице).
опираясь на евангельскую цитату: “Дух истины…от Отца исходит” утверждала, что Святой Дух исходит только от Бога Отца.
Католическая Церковь отстаивала свою точку зрения об исхождении Духа от Отца и Сына.

Слайд 8

свптптчапт

птчаптчапт

Кроме того, Католическая Церковь использовала в Таинстве Причастия пресный хлеб.
Это противоречило

свптптчапт птчаптчапт Кроме того, Католическая Церковь использовала в Таинстве Причастия пресный хлеб.
Евангельским событиям: на Тайной Вечере Иисус Христос преломлял именно квасной хлеб.

Слайд 9

В течение еще несколько веков происходили попытки как сближения, так и события,

В течение еще несколько веков происходили попытки как сближения, так и события,
усиливающие раскол Церкви. В результате требования Папы Римского признать его догматы привела к жестким мерам со стороны Константинопольского Патриархата. Вся Католическая Церковь была признана еретической.

Слайд 10

В течение Средних веков латинский Запад продолжал отдаление от православного мира.
С

В течение Средних веков латинский Запад продолжал отдаление от православного мира. С
другой стороны, произошли серьезные события, которые еще больше углубили раскол.
Самым трагичным из них был IV крестовый поход, завершившийся разорением Константинополя.
Многие православные монахи были изгнаны из своих монастырей и заменены монахами латинскими.

Слайд 11

Вплоть до 50-х годов ХХ века православные и католики считали друг друга

Вплоть до 50-х годов ХХ века православные и католики считали друг друга
раскольниками.
Соответственно, общения между Церквями не было.

Слайд 12

Во время проведения II Ватиканского Собора (1962 -1965) католики признали Православную Церковь

Во время проведения II Ватиканского Собора (1962 -1965) католики признали Православную Церковь
апостольской. Совершаемые православными Таинства стали считаться действительными. Между Церквями в 1980 году возобновилось официальное общение.

Слайд 13

В настоящее время обе Церкви отказались от взаимного употребления определения “ересь” в

В настоящее время обе Церкви отказались от взаимного употребления определения “ересь” в
отношении друг друга. Каждая из сторон стремится к диалогу, что можно считать новым этапом в общении между Церквями.

Слайд 14

Предпосылками разделения являлись разногласия геополитического характера.
Официальными причинами разделения стали разногласия во взглядах

Предпосылками разделения являлись разногласия геополитического характера. Официальными причинами разделения стали разногласия во
на религию и обряды.
Фактическое разделение христианской религии произошло в результате действий Папы Римского и Патриарха Константинопольского.
Современное состояние взаимодействия двух ветвей христианства находятся на уровне взаимного принятия и уважения.

Выводы