Разнообразие художественных стилей в архитектуре Западной Европы XVIII века

Содержание

Слайд 2

Барокко

Итальянское слово barocco значит «причудливый», «странный», «склонный к излишествам». Основной характеристикой этого направления является

Барокко Итальянское слово barocco значит «причудливый», «странный», «склонный к излишествам». Основной характеристикой
динамизм (чувство движения). Плавные волнистые линии, богатое украшение и сложность — все это типичные черты искусства барокко. Наконец, впервые с древности архитекторы начали прибегать к оптической иллюзии в строительстве. Они поняли, что обманув глаз, можно сделать большое здание еще более грандиозным, добавив могущества и состоятельности владельцу. Этот приём восходит к древне-греческим трюкам в архитектуре, с помощью которых великие храмы смотрелись просто ошеломляющими. Поверхность барокко рассматривается как единое непрерывное целое.

Базилика Святого Петра (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro) — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана

Церковь в Риме San Carlo alle Quattro Fontane или Сан Карлино. Арх. Франческо Борромини

Слайд 3

Примеры барокко

В базилике Св.Петра есть два шедевра Джованни Лоренцо Бернини. Один из них

Примеры барокко В базилике Св.Петра есть два шедевра Джованни Лоренцо Бернини. Один
— четырехэтажный балдахин (крытый купол), который стоит над высоким алтарем в центре базилики.
Другой — площадь, обрамлённая колоннадой в виде симметричных полукружий. Создавая панорамный эффект, она притягивает глаз к базилике в центре. Сверху колоннады 162 статуи католических святых обеспечивают разнообразие. Данный проект Бернини не имеет аналогов: все ряды колонн совмещаются и виден строго один ряд, если встать в определённую точку на площади. Это место помечено белым мрамором. Попытки повторить эффект были безуспешными.

Слайд 4

Примеры барокко

Франческо Борромини был мастером архитектуры криволинейной стены. Хотя он проектировал много больших

Примеры барокко Франческо Борромини был мастером архитектуры криволинейной стены. Хотя он проектировал
зданий, самой известной и влиятельной его работой называют небольшую церковь San Carlo alle Quattro Fontane («Св.Карло в четырех фонтанах»). Это здание также находится на холме Квиринал. Здесь мы видим его архитектурные инновации в стиле барокко — использование кривых поверхностей. Прямые линии были заменены плавными извилистыми, что придало зданию свое характерное барочное чувство. Взгляд наслаждается видом округлых окон и изящным изгибом фасада

Слайд 5

Рококо

Этот новый стиль демонстрировал изгибы, естественные формы и изящно тонкие украшения.

Рококо Этот новый стиль демонстрировал изгибы, естественные формы и изящно тонкие украшения.
Барокко было гораздо более прямолинейным с более тяжелым и темным декором. Слово «рококо» происходит от французского слова rocaille — «скальный», которое связано с декором парковых гротов и павильонов.
Рокайль — это стилизованная раковина с многочисленными завитками по краям. Стал основным элементом стиля.
Часто можно встретить и другую деталь украшений — картуш — щит или полуразвёрнутый свиток с гербом или вензелем внутри в обрамлении витиеватых линий. Тоже относится к важнейшим деталям.


Рокайль

Картуш

Слайд 6

Примеры рококо

Хорошим примером стиля рококо является версальский Зал Зеркал. На стене длиной более 73

Примеры рококо Хорошим примером стиля рококо является версальский Зал Зеркал. На стене
метров встроены 357 зеркал. Они находятся напротив 17 огромных окон и отражают свет, поступающий из них. Стены и потолок украшают панно и лепнина. С галереи открывается шикарный вид на Версальский парк.
Изначальную роскошь зала нам, увы, не суждено увидеть. Расходы на строительство Версаля опустошили казну. Военные планы короля заставили переплавить серебряную мебель и множество других украшений зала в монеты для содержания армии. Но, несмотря на это, невероятный интерьер потрясает. Этот зал использовался для приёма послов других стран с целью произвести на них впечатление и заставить испытывать уважение к владельцу такого двора. Заметим, что цель достигалась.

Слайд 7

Примеры рококо

Большой зал дворца Ступиниги - лучший пример итальянского рококо. Построен с 1729

Примеры рококо Большой зал дворца Ступиниги - лучший пример итальянского рококо. Построен
по 1733 год. Архитектор Филиппо Юварра использовал расписанные антаблемы (перекрытия) и кофферы для создания чувства игры. Коффер (англ. coffer) — ряд утопленных дверных филенок квадратной, прямоугольной или других форм.

Очень богато украшенный, в основном белый с позолоченными рельефами и вставками. На больших панно изображены сцены охоты и пиршества. Элегантные часы и статуи были также спроектированы для охотничьего дворца. Эти статуи должны были выражать уважение к власти и влиянию семьи Савой.

Слайд 8

Классицизм

Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших

Классицизм Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из
черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века.  В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения.

Версальский дворец. Парковый комплекс    

Усадьба-дворец Во-ле-Виконт 1658 Милен

Слайд 9

Примеры классицизма

Малый Трианон (1762—1768 гг.) в Версальском парке - сооружение с классическим

Примеры классицизма Малый Трианон (1762—1768 гг.) в Версальском парке - сооружение с
портиком, объединяющим два этажа. Это здание классицизма имеет строгие геометрические формы, небольшие размеры, низкие парапеты, украшено четырьмя лестницами, расположенными попарно. Здание создано Жак-Анжем Габриэлем.

Слайд 10

Примеры классицизма

Знаменитый французский зодчий, возводивший здания классицизма - Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot,

Примеры классицизма Знаменитый французский зодчий, возводивший здания классицизма - Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain
1713—1780 гг.) Его работе принадлежит «Пантеон в Париже», изначально задуманный как церковь св. Женевьевы (покровительницы Парижа). В 1791 г. это здание в стиле классицизм превращено в некрополь. В плане здание имеет форму креста, венчает его купол с фонарем на постаменте, окруженном колоннами. Главный фасад украшают шестиколонный коринфский портик и фронтон.

Слайд 11

Неоклассицизм

В западном искусствоведении этот термин используют в архитектуре и живописи по

Неоклассицизм В западном искусствоведении этот термин используют в архитектуре и живописи по
отношению к классицизму, возникшему во второй половине XVIII – первой трети XIX веков. Европейский неоклассицизм (т. е. новый классицизм) включает в себя несколько направлений, начиная от стиля ампира и заканчивая поздним бидермейером. Наиболее ярко неоклассицизм проявился в архитектуре. Во Франции он нашёл отражение большей частью в проектах общественных зданий, которым придавались суровые, тяжеловесные формы. В Англии же в этом стиле строились в основном частные усадьбы и городские дома.

Венский парламент (Parlamentsgebäude) в стиле неоклассицизм

Окрестности Лондона. 1725 г.

Слайд 12

Стиль неоклассицизм получил развитие еще в 1725г. Неоклассицизм в архитектуре стал проводником

Стиль неоклассицизм получил развитие еще в 1725г. Неоклассицизм в архитектуре стал проводником
либеральных взглядов. Примером раннего неоклассицизма стал Чисвик Хаус (Chiswick house) архитектора Вильяма Кента. Его прототипом была знаменитая Ротонда Палладио. В Чизике нет одинаковых фасадов, каминные трубы-обелиски сразу же бросаются в глаза.

Чисвик Хаус (Chiswick house). Архитектор Вильям Кент. Окрестности Лондона. 1725 г.

Слайд 13

Венский парламент (Parlamentsgebäude) в стиле неоклассицизм. Архитектор ван Хансен. 1873-1883 гг.

Здание парламента

Венский парламент (Parlamentsgebäude) в стиле неоклассицизм. Архитектор ван Хансен. 1873-1883 гг. Здание
— кульминационное творение ван Хансена в районе Рингштрассе. Стиль греческого дворца призван наводить на мысли о колыбели демократии — Греции. Под рампой установлен фонтан со статуей Афины Паллады, греческой богини мудрости.

Хансен долго прожил в Афинах. В своей работе он опирался на основы античной и византийской архитектуры. Парламент в Вене, или Венский Рейхстаг, стал кульминацией творчества архитектора. В этом здании органично сочетаются гармония и красота, сдержанность и свобода.
Греция – родина мировой демократии. Политический «храм» в греческом стиле призван был напоминать австрийским политикам и законодателям об уроках истории и демократических ценностях.

Слайд 14

Источники:

Фасад-проект
Архитектура
Архитектура и проектирование

Источники: Фасад-проект Архитектура Архитектура и проектирование