Развитие культуры на белорусских землях в IX – середина XIII в. Религиозно-просветительские деятели

Содержание

Слайд 2

1. Распространение христианской веры

на белорусских землях началось с X в. В

1. Распространение христианской веры на белорусских землях началось с X в. В
992 г. Князь Изяслав основал в Полоцке епархию – большой церковный округ.
Рогнеда и Изяслав стали першыми христианами в
Полацком княжестве.
Христианство в течение нескольких столетий распространялось в соперничестве с язычеством (многобожием).

С IX по XIII в. Они существовали вместе, так как язычество имело глубокие древние корни.

Изяслав

Слайд 3

2

Ідал –
каменная ці драўляная
выява бога

2 Ідал – каменная ці драўляная выява бога

Слайд 4

2. Письменность

Создание Полоцкого княжества, развитие хозяйства, постепенное установление княжеской власти вызвали

2. Письменность Создание Полоцкого княжества, развитие хозяйства, постепенное установление княжеской власти вызвали
потребность в знаниях и письменности.
В головокружения. на Полоцкой земле начала осваиваться кириллическая азбука, составленная в 863 г. Кириллом и Мефодием (43 буквы).

Кірылічная азбука

Слайд 5


О наличии письменности свидетельствовали надписи на т.н. Борисовых камнях, найденных в

О наличии письменности свидетельствовали надписи на т.н. Борисовых камнях, найденных в русле
русле Западной Двины, а так же надпись на Рогволодовом камне возле Орши.

В Бресте обнаружен деревянный гребень для расчесывания волос с последовательно расположенными на нем буквами славянского алфавита.

Борисовые камни

Грэбень

Слайд 6


Исключительную ценность имеют берестяные грамоты - березовая кора с буквами,

Исключительную ценность имеют берестяные грамоты - березовая кора с буквами, нацарапанными на
нацарапанными на ней. Грамоты обнаружены в Витебске и Мстиславле. Они свидетельствуют о том, что в городах грамотной была часть простых горожан, а их дети обучались грамоте.

Берестяная грамата

Слайд 7

В первой половине ХI в. началось летописание - запись событий по

В первой половине ХI в. началось летописание - запись событий по годам
годам (летам) в хронологической последовательности.
В нач. ХIIв. Монахом Нестором была создана «Повесть временных лет" - летопись, содержащий сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславе, Всеславе, битве на Немиге и других событиях жизни восточных славян.

Слайд 8

Самой ранее рукописной книгой на тзрыторыи Беларуси является созданное в головокружения.

Самой ранее рукописной книгой на тзрыторыи Беларуси является созданное в головокружения. "Туровское
"Туровское евангелие», украшенное заставками - большими разноцветными буквами.

Материалом для книг служил пергамент - специально изготовленная кожа телят. Обложкой служили две доски, обтянутые кожей, которые закрывались пряжкой.

Слайд 9

3. Религиозно-просветительские деятели XII в.

Лица, которые способствовали расширению просвещения и грамотности на

3. Религиозно-просветительские деятели XII в. Лица, которые способствовали расширению просвещения и грамотности
белорусских землях.


В 12-летнем возрасте дочь Полотского князя Предслава, внучка Изяслава Чародея, тайно сбежала из дома в женский монастырь, где получила имя Ефросинья.
Ефросинья основала женский и мужской монастыри переписывала церковные книги
открыла в монастыре школу для молодых женщин

Ефросинья Полоцкая

Слайд 10

На склоне жизни она совершила религиозный подвиг - отправилась в Святую

На склоне жизни она совершила религиозный подвиг - отправилась в Святую землю
землю - Иерусалим, где и умерла.
Евфросинья Полоцкая - первая женщина в восточных славян, которую церковь объявила святой. Она считается небесной покровительницей белорусском земли.
5 июня - день ее памяти

Евфросинья Полоцкая

Слайд 11

Кирилл Туровский - замечательный религиозный просветитель, епископ Турова:
на некоторое время

Кирилл Туровский - замечательный религиозный просветитель, епископ Турова: на некоторое время замуровался
замуровался
в небольшой манастырскай вежы
(столпы) и жил отшельником
(В изоляции от людей);
писал "слова" (обращения к
верующих), молитвы - исповеди,
повести-притчи, которые имеют
характер поучений;
за красноречие еще ​​при
жизни прозванный Златоустом,
который "паче всех воссиял на Руси".

Златоуст

Кирилл Туровский

Слайд 12

4. Каменное зодчество–

строительство из камней и кирпича, закрепленных раствором

В сер. ХI

4. Каменное зодчество– строительство из камней и кирпича, закрепленных раствором В сер.
в. в Полоцке при князе Всеславе Чародею построен Софийский собор. Это был третий храм такого типа на землях восточных славян после Киевской и Новгородской Софий.
София имела 5 или 7 куполов. При строительстве использовался плоский кирпич - плинфа. За свою историю собор несколько раз разрушался и перестраивался.

Софийский собор

Слайд 13

По заказу Ефросиньи Полоцкой в ​​ХII в. в Полоцке зодчим Иоанном за

По заказу Ефросиньи Полоцкой в ​​ХII в. в Полоцке зодчим Иоанном за
30 недель построена Спасо-Преображенская церковь. Это первый в Восточной Европе здание, где появилась архитектурная деталь - кокошники.

Церковь сохранилась в перестроенном виде. Здесь хранятся мощи (останки) Ефросиньи

Слайд 14

Внутренняя поверхность храма была украшена фресками - росписями красками по свежей штукатурке.

Фрески

Внутренняя поверхность храма была украшена фресками - росписями красками по свежей штукатурке.
Спасо - Ефросиниевской церкви

Слайд 16

Каменецкий башня
30 м высоты
13м в диаметр
2,5 м толщина стены
«Белая вежа»

Каменецкий башня 30 м высоты 13м в диаметр 2,5 м толщина стены «Белая вежа»

Слайд 17

5. древнее искусство

, Шестиконечный крест сделанный в технике перегородчатой ​​эмали мастером Богшей

5. древнее искусство , Шестиконечный крест сделанный в технике перегородчатой ​​эмали мастером
(в крещении Лазарь) по заказу Евфросинии Полоцкой в 1161 г. - шедевр декоративно - прикладного искусства. Поверхность обложены золотыми, а бока - серебряными пластинами. На них выбиты надписи кириллицей и помещены изображения святых.
В начале Великой Отечественной войны крест исчез. Восстановлено брестским художником-ювелиром Николаем Кузьмичом и хранится в Спасо-Преображенской церкви.
Имя файла: Развитие-культуры-на-белорусских-землях-в-IX-–-середина-XIII-в.-Религиозно-просветительские-деятели.pptx
Количество просмотров: 3227
Количество скачиваний: 47