Слайд 2Термин «романский стиль» - введен в оборот в начале XIX в. французскими
![Термин «романский стиль» - введен в оборот в начале XIX в. французскими](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-1.jpg)
археологами, которые, изучая руины построек в европейских городах, установили связь архитектуры с древнеримской архитектурой. Отсюда и происходит термин «романский», то есть римский.
Стиль «в манере римлян» подразумевал использование в средневековой архитектуре некоторых черт архитектуры и строительных приемов римлян (арок, сводов). В целом этим термином обозначают европейское искусство X—XII вв., хотя распространялся этот стиль неравномерно.
Слайд 3Виндзорский замок, Англия – Windsor Castle
![Виндзорский замок, Англия – Windsor Castle](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-2.jpg)
Слайд 5Церковь в Олнэ, 1140-70 гг., Франция – Aulnay Church
![Церковь в Олнэ, 1140-70 гг., Франция – Aulnay Church](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-4.jpg)
Слайд 6Церковь романского стиля – основные элементы архитектурных форм
![Церковь романского стиля – основные элементы архитектурных форм](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-5.jpg)
Слайд 7Разрез и план типичной романской базилики:
![Разрез и план типичной романской базилики:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-6.jpg)
Слайд 8Таким образом, в основе романского собора лежит базиликальный тип храма, в котором
![Таким образом, в основе романского собора лежит базиликальный тип храма, в котором](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-7.jpg)
произошли некоторые изменения :
Увеличены размеры храма;
Расширена восточная часть за счет разрастания апсиды;
Вытянут поперечный трансепт, поэтому в плане романский храм имеет четкий латинский крест;
Появились арочные своды, которые привели к созданию крестового свода, требующего мощных опор. Поэтому стены и колонны значительно утолщаются.
Слайд 9Кафедральный храм Аугсбурга - собор Девы Марии
![Кафедральный храм Аугсбурга - собор Девы Марии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-8.jpg)
Слайд 10Дверной проем этого собора считается венцом романского стиля. Он украшен головами животных,
![Дверной проем этого собора считается венцом романского стиля. Он украшен головами животных,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-9.jpg)
листьями и человеческими головами.
(Собор в Клонферте, Ирландия.)
Слайд 11Апостол Петр принимает ключ.
Книга перикоп Генриха II.
![Апостол Петр принимает ключ. Книга перикоп Генриха II.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-10.jpg)
Слайд 12Бог взывает к Ною. Сен-Сернен сюр Гартамп.
![Бог взывает к Ною. Сен-Сернен сюр Гартамп.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-11.jpg)
Слайд 13Рочестерский замок, интерьер – Rochester Castle, Interior
![Рочестерский замок, интерьер – Rochester Castle, Interior](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-12.jpg)
Слайд 14Ораторий Жерменьи-де-Пре, Франция – Germigny-des-Prés
![Ораторий Жерменьи-де-Пре, Франция – Germigny-des-Prés](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-13.jpg)
Слайд 16собор сен лазар в отэне (1112— 1132)
![собор сен лазар в отэне (1112— 1132)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-15.jpg)
Слайд 17Сен - Мадлен в Везле (1120—1150)
![Сен - Мадлен в Везле (1120—1150)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-16.jpg)
Слайд 18Сцена Страшного суда в церкви Сен - Лазар
![Сцена Страшного суда в церкви Сен - Лазар](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-17.jpg)
Слайд 19Сен - Мадлен знаменита композицией «Сошествие Святого Духа»
![Сен - Мадлен знаменита композицией «Сошествие Святого Духа»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-18.jpg)
Слайд 20Построенный в 1030—1061 гг. собор в Шпейере был одним из крупнейших зданий
![Построенный в 1030—1061 гг. собор в Шпейере был одним из крупнейших зданий в мире.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-19.jpg)
в мире.
Слайд 21Знаменитый комплекс в Пизе, включающий в себя собор, баптистерий и башню.
Его
![Знаменитый комплекс в Пизе, включающий в себя собор, баптистерий и башню. Его](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-20.jpg)
строительство было начато в 1063 г. и продолжалось более столетия.
Слайд 22Королевский дворец Алькасар в Сеговии, построенный в IX в.
![Королевский дворец Алькасар в Сеговии, построенный в IX в.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-21.jpg)
Слайд 24Выделяют раннюю, зрелую (высокую) и позднюю («пламенеющую») готику. Период расцвета приходится на
![Выделяют раннюю, зрелую (высокую) и позднюю («пламенеющую») готику. Период расцвета приходится на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-23.jpg)
XIII—XI V вв.
Термины «готика» и «готический» (от итал. gotico — непривычный, варварский) возникли в Италии, в среде художников Итальянского Возрождения XVI в. и заключали в себе первоначально отрицательный смысл.
Впервые понятие «готика» применил итальянский живописец и писатель, основоположник современного искусствознания Джорджо Вазари (1511—1574), чтобы отделить эпоху Возрождение от Средневековья. Готика была синонимом варварства и считалась искусством примитивным, даже уродливым. Но она изменилась лишь в XIX в., когда Средние века перестали считать «темными веками».
Слайд 25Собор в Страсбурге. Конец XII–XV вв. Франция – Strasbourg Cathedral
![Собор в Страсбурге. Конец XII–XV вв. Франция – Strasbourg Cathedral](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-24.jpg)
Слайд 26Линкольнский собор Девы Марии. Англия
![Линкольнский собор Девы Марии. Англия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-25.jpg)
Слайд 27Отличие конструкций Романского стиля от более позднего Готического:
![Отличие конструкций Романского стиля от более позднего Готического:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-26.jpg)
Слайд 30Нотр Дам де Пари (собор Парижской Богоматери)
![Нотр Дам де Пари (собор Парижской Богоматери)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-29.jpg)
Слайд 31Собор в Реймсе (в нем короновались французские короли)
![Собор в Реймсе (в нем короновались французские короли)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-30.jpg)
Слайд 32Амьене (самый крупный собор во Франции)
![Амьене (самый крупный собор во Франции)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-31.jpg)
Слайд 35Джотто. «Святой Франциск за беседой с распятием», ок. 1295 г., фреска в
![Джотто. «Святой Франциск за беседой с распятием», ок. 1295 г., фреска в церкви Сан-Франческо Зарождение готики](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-34.jpg)
церкви
Сан-Франческо Зарождение готики
Слайд 36Роберт Кампен. «Мадонна с младенцем перед каминным щитком», ок. 1425 г.
![Роберт Кампен. «Мадонна с младенцем перед каминным щитком», ок. 1425 г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-35.jpg)
Слайд 37Ханс Мёмлинг «Семь радостей Богоматери», 1480 г, дерево, масло
![Ханс Мёмлинг «Семь радостей Богоматери», 1480 г, дерево, масло](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-36.jpg)
Слайд 38Пизанелло. «Портрет Джиневры д’Эсте», 1435-1440 гг.
![Пизанелло. «Портрет Джиневры д’Эсте», 1435-1440 гг.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-37.jpg)
Слайд 39Мастер Оноре. «Помазание Давида» и «Давид и Голиаф»
из «Бревиария Филиппа Красивого»,
![Мастер Оноре. «Помазание Давида» и «Давид и Голиаф» из «Бревиария Филиппа Красивого», ок. 1290 г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098783/slide-38.jpg)
ок. 1290 г.