Слайд 2МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ
(1596-1645)
7 февраля 1613г. Земскиим Собором был избран на царствие Михаил Фёдорович
Романов. Тем самым было положено начало новой династии - Романовых.
Родился 12 июля 1596 в Москве. Сын боярина Фёдора Никитича Романова, митрополита (позднее патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой (позднее Инокиня Марфа). При восшествии на престол ему исполнилось 16 лет.
Избранием Михаила Фёдоровича был положен конец смутному времени
Слайд 3АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
1629-1676
Сын Михаила Фёдоровича. Отличаясь как и отец, мягкостью, кроткостью характера, он
мог проявлять и вспыльчивость и гнев.
Его непременными чертами являлись: чинность, кроткость, благообразность, милосердие, богобоязливость. Совокупность этих черт воплотились в его титуле "Тишайший"
На время правления Алексея Михайловича пришлось несколько народных восстаний. При нём произошло присоединение Левобрежной Украины.
Слайд 4ЦЕРКОВНЫЕ РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА.
Патриарх Никон был выдающейся личностью.
Личный друг и советчик
Алексея Михайловича, он в 1652 г. был избран патриархом. Никон воспринял идеи монаха Филофея о Москве как третьем Риме, стал стремиться к тому, чтобы Россия, Русская Православная Церковь стали центром мирового православия. Алексей Михайлович поддержал патриарха, так как и у правительства были планы объединения православных церквей Украины и Балканских стран с Русской Церковью.
Слайд 5ЦЕРКОВНЫЕ РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА.
Патриарх Никон стремился к тому, чтобы Русская Церковь стала
наследницей Константинопольской. Но для этого требовалось перейти на греческий церковный устав, привести тексты богослужебных книг в соответствие с греческими образцами. Эта работа началась в 1653 году. Но реформы вызвали резкий протест части общества - боярства, духовенства, других слоев населения. Сторонники старых обрядов - старообрядцы - отказывались признавать реформы Никона и призывали вернуться к дореформенным порядкам. Во главе старообрядцев стал протопоп Аввакум.
Слайд 6ВНЕШНИЕ РАЗНОГЛАСИЯ СВОДИЛИСЬ:
1: По каким образам – греческим или русским унифицировать церковные
книги
2: Крестится двумя или тремя перстами, аллилуйю петь 2 или 3 раза, поклон должен быть земным или поясным
3: Как совершать крестный ход – по ходу солнца или против хода солнца.
Слайд 7Но причина раскола и неприятия реформ была более глубокой. Церковные дискуссии в
Византии были обычным делом. Они впитали культурное наследие Рима, в том числе и по практике этих дискуссий. У восточных славян такого культурного наследия не было в том числе и традиции вести богословские споры. Поэтому ещё со времён Древней Руси богословская учёность приняла характер беспредельной веры в книгу. Настоящим, истинным и ценным на Руси считалось то, во что верили предки, что было проверено временем. Отказ от традиций отцов частью общества был воспринят как отказ от заветов отцов.
Слайд 8В это же время на страну обрушились голод и моровая язва. Среди
народа поползли слухи о том, что бедствия - кара Божья за отступление от веры предков. Тысячи крестьян, посадских людей бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал и Сибирь. Поддержали раскол и представители некоторых знатных боярских фамилий.
Были приняты жесткие меры к старообрядцам, Протопоп Аввакум и его сторонники были сосланы на Север в г. Пустозёрск. Там в земляной тюрьме в зоне вечной мерзлоты они провели 14 лет. Но от своей веры Аввакум не отрёкся, за что он и его единомышленники были сожжены на костре.
Слайд 9Патриарх Никон также впал в немилость царя. В 1666 г. на церковном
соборе он был смещен с поста патриарха и сослан под Вологду. После смерти Алексея Михайловича Никону было разрешено вернуться из ссылки. В 1681 г. он умер под Ярославлем. Похоронен патриарх - реформатор под Москвой, в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, который построен по тому же плану, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Слайд 10С тех пор единая Русская Церковь расколота на две - Русскую Православную
Церковь и Русскую Православную Старообрядческую Церковь.