Русская духовная музыка (6 класс)

Содержание

Слайд 2

Прости мне, Боже, прегрешения И дух мой томный обнови, Дай мне терпеть мои мученья В

Прости мне, Боже, прегрешения И дух мой томный обнови, Дай мне терпеть
надежде, вере и любви. И.Козлов

Слайд 3

В 988 году произошло важное событие – Крещение Руси. Киевский князь Владимир

В 988 году произошло важное событие – Крещение Руси. Киевский князь Владимир
Красно Солнышко провозгласил на Руси христианскую веру, веру в единого Бога - Иисуса Христа.

Памятник Князю Владимиру во Владимире

Слайд 4

В древних летописях так описано это событие:

И пришли мы в Греческую землю,

В древних летописях так описано это событие: И пришли мы в Греческую
и ввели нас туда, где служили они Богу своему и не знали - на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". (Отрывок из повести временных лет по Лаврентьевской летописи. Т.1, 1950г. с. 274).

Слайд 6

Церковное пение в древности было одноголосным. В хоре пели только мужские голоса.
Унисон

Церковное пение в древности было одноголосным. В хоре пели только мужские голоса.
- пение в один голос всех исполнителей.

Слайд 7

Монодия – одноголосное песнопение в Древней Руси. Слушаем «Стихиру святому Николаю»

Монодия – одноголосное песнопение в Древней Руси. Слушаем «Стихиру святому Николаю»

Слайд 8

Отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения – a capella

Отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения – a capella
(акапельная). Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках.

Слайд 9

Знаменный распев
Знамена (или крюки) – это знаки, изображающие ноты

Пришедшая на Русь церковная

Знаменный распев Знамена (или крюки) – это знаки, изображающие ноты Пришедшая на
культура из Византии не могла сразу «запеть» на чужом языке, поэтому неизвестные создатели церковных песнопений обогащали их родными русскими напевами.

Слайд 10

В 15-16 веках знаменный распев становится всё более протяжённым, развитым, украшенным,

В 15-16 веках знаменный распев становится всё более протяжённым, развитым, украшенным, сближается с лирической народной песней
сближается с лирической народной песней

Слайд 11

Распев – это исполнение на несколько звуков одного слога.

Распев – это исполнение на несколько звуков одного слога.

Слайд 12

В 15 веке в русской иконописи активно развивается богословское учение о Троице,

В 15 веке в русской иконописи активно развивается богословское учение о Троице,
триедином Боге – Отце, Сыне, святом духе.
Самой знаменитой иконой того времени стала икона «Троица»
Андрея Рублёва.

Слайд 13

Андрей Рублёв ученик русского святого Сергия Радонежского

Андрей Рублёв ученик русского святого Сергия Радонежского

Слайд 14

17 век был веком перемен в русской духовной музыке. Появляются авторские распевы:

17 век был веком перемен в русской духовной музыке. Появляются авторские распевы:
Киевские, Смоленские и т.д. Слушаем Киевский распев

Слайд 15

Во второй половине 17 века происходит «диалог двух культур» – «старой», связанной

Во второй половине 17 века происходит «диалог двух культур» – «старой», связанной
с одноголосным знаменным распевом и «новым» - многоголосным. Новый многоголосный распев назывался партесное пение, от слова «партия» –голоса.

Слайд 16

Партесное пение

Многоголосное пение, отличающееся энергией, красочностью, ощущением движения, света, огромного пространства.

Партесное пение Многоголосное пение, отличающееся энергией, красочностью, ощущением движения, света, огромного пространства.
( от слова партия – голоса)

Слайд 17

Количество в многоголосном песнопении колебалось от 3 до 48. Исполнение такой музыки

Количество в многоголосном песнопении колебалось от 3 до 48. Исполнение такой музыки
требовало большого мастерства, знания вокальных возможностей человеческого голоса, искусства управлять хором.

Слайд 18

В этот период появляется многоголосная церковная музыка.
Как в народной многоголосной протяжной

В этот период появляется многоголосная церковная музыка. Как в народной многоголосной протяжной
песне, три голоса то переплетаются, то плавно текут, то звучат параллельно.

Трёхголосное песнопение «Когда в тиши склоняюсь…»
М.И. Глинка