Русская культура в ХIV – XV веке

Содержание

Слайд 2

Особенности культуры XIV – XV вв.

Раздробленность и ордынское иго обусловили развитие культуры

Особенности культуры XIV – XV вв. Раздробленность и ордынское иго обусловили развитие
данного периода. Монгольское нашествие уничтожило огромное количество духовных и материальных ценностей. В горящих русских городах и храмах погибли летописные своды, иконы, рукописные книги. В условиях ига произошел упадок просвещения, снижение уровня грамотности. Для книг использовался очень дорогой пергамент, что делало их доступными лишь ограниченному кругу княжеско-боярской знати.
На время прекратилось строительство из камня. Навсегда исчезли многие виды ремесленных специальностей.
Хранительницей русской культуры, духовности, языка и различных памятников стала русская православная церковь и особенно монастыри.
После страшного опустошения страны монгол только со второй половины XIV в. вместе с хозяйственным восстановлением русских земель началось культурное возрождение единой русской культуры. Важную роль играли культурные контакты с другими странами, особенно с Византией и Италией.
Центром формирования культуры Российского государства становится Северо-Восточная Русь (Московское княжество)

Слайд 3

Черты русской культуры

Замедленность темпов развития. Важную роль играл опыт предыдущих поколений, традиции.
Локальность,

Черты русской культуры Замедленность темпов развития. Важную роль играл опыт предыдущих поколений,
замкнутость, разобщённость русских земель, вызванная отсутствием экономических интересов в условиях натурального хозяйства.
Патриотизм, культ сильного и храброго воина-богатыря.
Очень глубокие нравственные устои.
Сильное влияние религии.
Господство в идеологии религиозного мировоззрения.

Слайд 4

Культура и духовная жизнь в XIV-XVI вв.

I этап – XIV-XV века
Основная идея –

Культура и духовная жизнь в XIV-XVI вв. I этап – XIV-XV века
преодоление катастрофических последствий
Монгольского нашествия, ликвидация ордынского ига
через собирание русских земель

II этап – конец XV - XVI века
Основная идея – укрепление государства,
единство и централизация

Слайд 5

Жанры литературы

Житийная литература: «Житие святого Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского».
Летописные повести:
«Слово

Жанры литературы Житийная литература: «Житие святого Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского». Летописные
о погибели Русской земли» конец XIII в. - это плач по утраченному величию Русской земли. Поводом к написанию послужило известие из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее Батыя и гибели в бою с монголами в битве на реке Сити Юрия Всеволодовича.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» XVI в
«Повесть о Меркурии Смоленском» XVI в
«Задонщина» (автор Софоний Рязанец), памятник древнерусской литературы конца XIV — начала XV вв. Рассказывает о победе русских войск, под началом великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая.
«Повесть о разорении Москвы Тохтамышем» конец XIV — начало XV вв.
Жанр хождений - «Хождение за три моря» Афанасия Никитина 1468– 1474 гг. – описал путешествие по Персии, Индии и Турции.

Слайд 6

Афана́сий Ники́тин — русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей,

Афана́сий Ники́тин — русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей,
известных под названием «Хождение за три моря». Стал первым европейцем, достигнувшим Индии в XV веке (более чем за 25 лет до путешествия португальского мореплавателя Васко да Гамы 1498 г.)

Слайд 7

«Хождение за три моря»

Сочинение «Хождение за три моря» Афанасия Никитина было

«Хождение за три моря» Сочинение «Хождение за три моря» Афанасия Никитина было
первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако большая часть записок была посвящена Индии: её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям
Моря: первое море - Дербентское (Каспийское), второе море Аравийское (море Индийского океана), а третье море Черное.

Слайд 8

Фольклор

Сказания:
о битве на реке Калке
о разорении Рязани Батыем
о Куликовской битве
осовремененные былины о

Фольклор Сказания: о битве на реке Калке о разорении Рязани Батыем о
богатырях, защищающих Киев
Новгородские былины:
о Василии Буслаеве
о Садко
Исторические песни (о реальных событиях):
«Песня о Щелкане Дюдентьевиче» (о восстании в Твери в 1327 г.)

XIV-XV века

Слайд 9

Живопись

Иконопись
Фрески
Книжные миниатюры
С XIV в. прослеживается обособление ряда живописных школ (новгородской, псковской,

Живопись Иконопись Фрески Книжные миниатюры С XIV в. прослеживается обособление ряда живописных
тверской, московской).
Самыми известными мастерами живописи в этот период были Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.

Слайд 10

Творчество Феофана Грека

Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский

Творчество Феофана Грека Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — великий
и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей (фрески в церквях: Спаса на Ильине и Федора Стратилата. Новгород).
Особенность письма – величественность, монументальность, экспрессия, аскетизм. Использовал темные, насыщенные краски.

Слайд 11

Творчество Андрея Рублева

Андрей Рублев (около 1370 – около 1430) – гениальный русский

Творчество Андрея Рублева Андрей Рублев (около 1370 – около 1430) – гениальный
иконописец.
Русская фресковая живопись достигла высшей степени выразительности и совершенства (фрески Благовещенского собора Московского Кремля, Успенский собор во Владимире, Троицкий Собор Троице – Сергиевого монастыря, Спасский собор Андроникова монастыря).
Особенность письма – мягкость, плавность линий, умиротворенность. Самая известная работа - «Троица». Работал вместе с Феофаном Греком, Прохором из Городца, Даниилом Черным (1350-е – 1428 г.).

Сошествие в ад

Архангел Гавриил

Слайд 12

Творчество Андрея Рублева

Самая известная работа Рублева – икона Троица из иконостаса

Творчество Андрея Рублева Самая известная работа Рублева – икона Троица из иконостаса
Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.
По монастырскому преданию икону Андрею Рублеву заказал игумен Никон, ученик Сергия Радонежского. Сюжет иконы – библейское сказание о явлении патриарху Аврааму трех ангелов.

Слайд 13

Творчество Дионисия

«Факел русского искусства, так высоко поднятый Рублевым, переходит к концу

Творчество Дионисия «Факел русского искусства, так высоко поднятый Рублевым, переходит к концу
XV в. в руки его достойного преемника Дионисия» (Л. Любимов)
Рубеж XV – XVI вв. прославился Дионисий – иконы Успенского собора Московского Кремля, фрески Феропонтова монастыря. Творчество Дионисия отличается красочностью, декоративностью, пышной торжественностью.

Митрополит Петр

Богоматерь с архангелами
Михаилом и Гавриилом

Слайд 14

Архитектура

После монгольского нашествия в большинстве русских земель прекратилось каменное строительство. Сохранилось оно

Архитектура После монгольского нашествия в большинстве русских земель прекратилось каменное строительство. Сохранилось
только на северо-западе: в Пскове и Новгороде.
XIV-XV вв. – время дальнейшего развития псковско-новгородской архитектуры.

Слайд 15

Архитектура Новгорода

Церковь Спаса Преображения на Ильине 1374 году и знаменитый тем, что

Архитектура Новгорода Церковь Спаса Преображения на Ильине 1374 году и знаменитый тем,
в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека.

Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́ — храм XIV века в Великом Новгороде

Слайд 16

Архитектура Москвы Собор Спаса Преображения на Бору (1330 г.)— монастырский собор, располагавшийся в

Архитектура Москвы Собор Спаса Преображения на Бору (1330 г.)— монастырский собор, располагавшийся
Московском Кремле. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов. Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 24 сентября 1932 г

Слайд 17

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Москва

Православный храм, памятник раннемосковской архитектуры XV века —

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Москва Православный храм, памятник раннемосковской архитектуры XV века
древнейший из сохранившихся московских храмов.
Фрески Андрея Рублева – не сохранились

Слайд 18

Троицкий собор

главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троице-Сергиевой лавры.
Он

Троицкий собор главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троице-Сергиевой лавры.
был воздвигнут в 1422 - 1423 г. в честь основателя монастыря, Сергия Радонежского.
 Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425—1427 гг. иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным, до нас не дошла.
Главное художественное сокровище Троицкого собора — его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в первой трети XV в. преподобным Андреем Рублёвым

Слайд 19

Архитектура Московский Кремль

Белокаменный Кремль
(1367-1368 гг.)

Московский Кремль
при Иване III
(конец XV – начало XVI вв.)

1530-е

Архитектура Московский Кремль Белокаменный Кремль (1367-1368 гг.) Московский Кремль при Иване III
годы – Китай-город

Кон. XVI в. – Белый город

Слайд 20

Возведен сохранившийся до наших дней красный кирпичный Московский Кремль (1482 - 1495)

Возведен сохранившийся до наших дней красный кирпичный Московский Кремль (1482 - 1495)

Слайд 21

Грановитая палата (1487-1491) Марко Руффо и Пьетро Солари. В здании принимали иностранных

Грановитая палата (1487-1491) Марко Руффо и Пьетро Солари. В здании принимали иностранных послов
послов

Слайд 22

Соборы Московского Кремля

Успенский Собор Московского Кремля (1475-1479)
Аристотель Фиораванти
(С Ивана IV

Соборы Московского Кремля Успенский Собор Московского Кремля (1475-1479) Аристотель Фиораванти (С Ивана
- венчание)
Благовещенский собор (1489) псковские мастера (домовая церковь московских князей)

Слайд 23

Соборы Московского Кремля

Архангельский собор (1505—1508) - усыпальница московских царей
Архитектор: Алевиз Новый

Колокольня Ивана

Соборы Московского Кремля Архангельский собор (1505—1508) - усыпальница московских царей Архитектор: Алевиз
Великого (1505-1508) Архитектор: Бон Фрязин
В 1600 г., во время правления Б. Годунова русский зодчий Ф.Конь надстроил третий ярус колокольни. Здание достигло высоты 81 м. и стало самым высоким в Москве, что и определило название «Иван Великий»

Слайд 24

Архитектура Ансамбль Соборной площади Московского Кремля

Успенский собор
(1475-1479)
Аристотель
Фиорованти

Благовещенский
собор
(1484-1489)
Псковские
мастера

Архангельский собор
(1505-1508)
Алевиз Фрязин Новый

Колокольня
Ивана Великого
(1505-1508)
Бон Фрязин
Достроена
в

Архитектура Ансамбль Соборной площади Московского Кремля Успенский собор (1475-1479) Аристотель Фиорованти Благовещенский
1660 г.

Грановитая палата
(1487-1491)
Марк Фрязин
Пьетро Антонио
Солари

Слайд 25

Монастыри

Троицкий монастырь (ок. 1321 – 1391 основатель Сергий Радонежский, ныне Троице –

Монастыри Троицкий монастырь (ок. 1321 – 1391 основатель Сергий Радонежский, ныне Троице
Сергиева Лавра)
Спаса Андроников монастырь (1357)
Чудов монастырь (1365)
Феропонтов монастырь (1397)

Слайд 26

Троице -Сергиев монастырь. Основан Сергием РадонежскТроице -Сергиев монастырь. Основан Сергием Радонежским в

Троице -Сергиев монастырь. Основан Сергием РадонежскТроице -Сергиев монастырь. Основан Сергием Радонежским в
1337 г. во имя Святой Троицы. Сергиев Посад

Слайд 27

Спаса Андроников монастырь. Основан в 1357 годуСпаса Андроников монастырь. Основан в 1357

Спаса Андроников монастырь. Основан в 1357 годуСпаса Андроников монастырь. Основан в 1357
году митрополитом АлексиемСпаса Андроников монастырь. Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игуменаСпаса Андроников монастырь. Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия РадонежскогоСпаса Андроников монастырь. Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте МосквыСпаса Андроников монастырь. Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади.

Слайд 28

Феропонтов монастырь (1397г. территория Кирилловского районаФеропонтов монастырь (1397г. территория Кирилловского района Вологодской

Феропонтов монастырь (1397г. территория Кирилловского районаФеропонтов монастырь (1397г. территория Кирилловского района Вологодской области). Памятник Всемирного наследия
области). Памятник Всемирного наследия