Русская Правда как древнерусский источник писаного права

Содержание

Слайд 2

РУССКАЯ ПРАВДА – памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших

РУССКАЯ ПРАВДА – памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших
до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.

Слайд 3

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании
которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания.

Слайд 4

Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский (на

Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский (на
его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с Византией 907), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет. Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник».

Слайд 5

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати
списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Слайд 6

Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е годы

Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е годы
11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019–1054) и Правду Ярославичей. Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»).

Слайд 7

Текст ее был составлен не ранее 1016. Спустя четверть века текст Древнейшей

Текст ее был составлен не ранее 1016. Спустя четверть века текст Древнейшей
Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права.
Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества.
Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).

Слайд 8

Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды.

Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды.

Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями.
К ним относят статьи 27–41, разделяемые на
Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси,
Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах).

Слайд 9

В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных

В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных
случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

Слайд 10

Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана

Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана
в 20–30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников.

Слайд 11

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда – или

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда – или
третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству.

Слайд 12

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий
источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста.
С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей.

Слайд 13

Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников –

Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников –
Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497.

Слайд 14

Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно

Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно
провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80).
Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева).

Слайд 15

В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином

В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином
источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей.
Имя файла: Русская-Правда-как-древнерусский-источник-писаного-права.pptx
Количество просмотров: 49
Количество скачиваний: 0