Русские новообращенные мусульмане в позднесоветский и постсоветский периоды

Содержание

Слайд 2

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ 1980-Х – 2000-Х ГГ.

Период нестабильности и больших общественных перемен
Свободы слова,

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ 1980-Х – 2000-Х ГГ. Период нестабильности и больших общественных перемен
религии и совести
Идеологический и моральный вакуум
«Духовный поиск»
Актуализациа этнической и религиозной идентичности. Религиозные «возрождения»

Слайд 4

ОБРАЩЕНИЕ В ИСЛАМ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОЛИ ИСЛАМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Разные причины

ОБРАЩЕНИЕ В ИСЛАМ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОЛИ ИСЛАМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Разные
обращения в ислам (примеры):
Брак с мусульманином или с мусульманкой
Собственный духовный поиск
Интерес к восточным культурам или хорошие отношения с мусульманами
Религиозное озарение
Политический или социальный протест

Слайд 5

ОБРАЩЕНИЕ В ИСЛАМ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОЛИ ИСЛАМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (2)

Общие

ОБРАЩЕНИЕ В ИСЛАМ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОЛИ ИСЛАМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (2)
характеристики:
Ответ на моральный и духовный кризис в стране
Религия критического мышления и саморазвития
Ислам борется за справедливости
Семейные отношения и гендерные различия
Это изображение соответствует дискурсу мусульманских СМИ

Слайд 7

СТЕРЕОТИПЫ О РУССКИХ МУСУЛЬМАНАХ-НЕОФИТАХ

Гендерные стереотипы об обращении в ислам
Женщины: неосознанный выбор, исключительно

СТЕРЕОТИПЫ О РУССКИХ МУСУЛЬМАНАХ-НЕОФИТАХ Гендерные стереотипы об обращении в ислам Женщины: неосознанный
из-за замужества. Нет самостоятельного мышления
Мужчины: неуспешные в жизни, агрессивные. Протестное настроение, выбырают радикальный ислам
Они не настоящие мусульмане. Вечные аутсайдеры
Они не настоящие русские

Слайд 8

«Тем, кто устал от семейных и прочих жизненных проблем, ислам удобен: на

«Тем, кто устал от семейных и прочих жизненных проблем, ислам удобен: на
него можно встать, как на лыжню в санатории, и больше ни о чем не думать» (Комсомольская Правда)
«Это в основном молодые мужчины со средним, реже с высшим образованием. Они, как правило, не занимают высоких позиций, не достигают больших успехов. Но им всем присуща гордыня, заставляющая выделиться любым путем. Сейчас сложно кого-то эпатировать внешним видом: хоть топлес ходи, хоть с ирокезом на голове, а вот русских мусульман реально боятся. У большинства людей они ассоциируются с терроризмом» (Московский Комсомолец)

Слайд 9

«Русский мусульманин – это свой среди чужих и чужой среди своих. В

«Русский мусульманин – это свой среди чужих и чужой среди своих. В
глазах остальных русских — православных — он выглядит как предатель. Но и среди этнических мусульман русские остаются в положении второсортных, раз им даже не дают право стать имамами. Чтобы доказать, что они — самые настоящие мусульмане, русские готовы на крайности, проявляя религиозное рвение. А это — прямой путь к проповедникам не традиционного для России ислама и далее – к терроризму» (Спектр)

Слайд 10

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВООБРАЩЕННЫХ МУСУЛЬМАН

Распространенные проблемы у мусульман-неофитов
Крайности есть, но не соответствуют реальности большинства

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВООБРАЩЕННЫХ МУСУЛЬМАН Распространенные проблемы у мусульман-неофитов Крайности есть, но не соответствуют
неофитов
Разные сферы деятельности, внутри и вне мусульманской среды
Многие занимаются общественной работой, стремятся приносить пользу мусульманам и немусульманам

Слайд 11

РУССКИЕ МУСУЛЬМАНЕ-НЕОФИТЫ: СВОИ ИЛИ ЧУЖИЕ?

Русския идентичность и ислам друг другу не

РУССКИЕ МУСУЛЬМАНЕ-НЕОФИТЫ: СВОИ ИЛИ ЧУЖИЕ? Русския идентичность и ислам друг другу не
обязательно противоречат
Многие мусульмане-неофиты заботятся о судьбе и благополучии своей страны
Оспаривают значение русской идентичности
Русские мусульмане – «продукт» своего времени