Серебрянный век оно-2

Содержание

Слайд 2

Серебряный век

Серебряный век

Слайд 3

Тенденции «Серебряного века»

В среде либеральной интеллигенции нарастала критика исторического православия, широкое хождение

Тенденции «Серебряного века» В среде либеральной интеллигенции нарастала критика исторического православия, широкое
получило богоискательство — стремление обосновать новые религиозные ценности, укрепить социальную значимость религии и церкви вне связи с государством.

Слайд 4

Духовные искания интеллигенции

Вопросы мироустройства, взаимодействия духовного и материального начал и преодоления хаоса

Духовные искания интеллигенции Вопросы мироустройства, взаимодействия духовного и материального начал и преодоления
бытия оказались в центре внимания русских религиозных мыслителей.
Неисчерпаемым источником вдохновения для многих представителей интеллигенции стало творчество
В.С. Соловьева, сына знаменитого историка. В центре его размышлений находилась идея Софии — воплощения души мира, начала человечества, формы соединения и согласования божественного и материального в духовном человеке

Слайд 5

Философские искания Л.Н. Толстого

Писатель, отвергнувший основы православного вероучения и непримиримо критиковавший и

Философские искания Л.Н. Толстого Писатель, отвергнувший основы православного вероучения и непримиримо критиковавший
государство, и церковные институты, в последние годы жизни находился в открытом конфликте с официальной церковью.
Пропагандирует идеи ненасилия и всеобщей любви — пути к обретению «Царства Божия внутри нас».

Слайд 6

«Вехи» несомненно явились главным событием 1909 года. Ни до, ни после «Вех»

«Вехи» несомненно явились главным событием 1909 года. Ни до, ни после «Вех»
не было в России книги, которая вызвала бы такую бурную общественную реакцию и в столь короткий срок (менее чем за год!) породила бы целую литературу, которая по объему в десятки, может быть, в сотни раз превосходит вызвавшее её к жизни произведение…
Лекции о «Вехах» и публичные обсуждения книги собирали огромные аудитории.

Слайд 7

Но веховские настроения охватили лишь небольшую часть интеллигенции. Большинство образованного общества продолжало

Но веховские настроения охватили лишь небольшую часть интеллигенции. Большинство образованного общества продолжало
исповедовать различные формы либеральных и революционных воззрений.

Потомок реакционных помоев

Слайд 8

Виды партийно-идеологических мировоззрений

Виды партийно-идеологических мировоззрений

Слайд 9

Символисты


Поэты и писатели символисты считали, что наряду с осязаемым материальным миром

Символисты Поэты и писатели символисты считали, что наряду с осязаемым материальным миром
существует и мир иной – высший, Божественный, с которым может соприкоснуться лишь поэт. В порыве вдохновения художник слова создаёт образы - символы, отражающие этот запредельный простому смертному мир.

«В ночи, когда уснёт тревога
И город скроется во мгле, -
О, сколько музыки у Бога,
Какие звуки на земле!»
А.Блок

А.Блок (1880-1921)

Слайд 10

Ф. Сологуб (1863-1927)

Писатель и поэт Фёдор Сологуб писал, что символизм стремится изобразить

Ф. Сологуб (1863-1927) Писатель и поэт Фёдор Сологуб писал, что символизм стремится
жизнь «не с внешней только её стороны, а образным путём символов, то, что образует связь с Вечностью, со вселенским, мировым процессом»

Д.Мережковский (1866-1941)

Слайд 11


Вестником нового искусства пришёл к рубежу двух веков Михаил Врубель -

Вестником нового искусства пришёл к рубежу двух веков Михаил Врубель - основоположник
основоположник символической живописи

Его творения насыщены исканиями
предреволюционной эпохи, её тревогами
и надеждами. Врубель чувствовал
«неслыханные перемены…»

М.Врубель (1856-1910) Автопортрет

- Почему искусство М.Врубеля можно отнести к символизму? - Какие работы этого художника вы знаете?

Слайд 12

«Пророк» 1898 г.
Живопись этой поры является примером духовной свободы и творческого

«Пророк» 1898 г. Живопись этой поры является примером духовной свободы и творческого
поиска.

М.Врубель – «искатель, дерзкий до безумия», художник философских и нравственных раздумий.

«Царевна- Лебедь» 1900 г.

Слайд 13

«Демон сидящий» 1890 г. ( в христианской мифологии - злой дух, дьявол).

«Демон сидящий» 1890 г. ( в христианской мифологии - злой дух, дьявол).
Самый лучезарный образ, созданный Врубелем на эту тему

Слайд 14

Зреющий кризис символизма в культуре «серебряного века» наметился к 1910 г.
Но в

Зреющий кризис символизма в культуре «серебряного века» наметился к 1910 г. Но
финале это направление обрело свою кульминацию – музыку А.Н.Скрябина

А.Н.Скрябин обладал обновлённым мироощущением. В музыке он воплощает различные состояния человеческого духа. Самой важной является мысль о божественной силе творчества и о художнике, ведущем человечество к счастью.

«Божественная поэма»
«Борьба»
«Прометей» («Поэма огня»)

А.Н.Скрябин (1871-1915)

Слайд 15

Отечественная история в литературе

Разработка целостного видения отечественной истории принадлежит Василию Осиповичу Ключевскому.

Отечественная история в литературе Разработка целостного видения отечественной истории принадлежит Василию Осиповичу

«Курс русской истории» впервые увидел свет в 1902 г., а «Краткое пособие по русской истории» (1899) фактически стало учебником для гимназий.
Становление исторических исследований в этот период было связано с осмыслением роли государства, природных условий, пространственного фактора в истории и места России в мировом историческом развитии.

Слайд 16

Рубеж веков. Людей охватила некая «влюблённость в странное». Всё новое и странное

Рубеж веков. Людей охватила некая «влюблённость в странное». Всё новое и странное
в России называли «импрессионизмом».
Время оставило более точное определение эпохи:
Символизм (фр.) – антиреалистическое искусство. Слово-символ, звук-символ (А .Блок, А.Белый…)
Декаденство (фр.) – упадок, «осенние сумерки», «певцы заката», настроения разочарования с социальной деятельности.
Акмеизм — литературное течение, провозгласившее культ реального бытия, предметность тем и образов (Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Г.В. Иванов).
Модерн (фр.) - новейший, современный
Модерн хлынул широкой волной, захватывая и бытовую среду, быстро изменяя вкусы.

Слайд 17

Модерн

Художники, работавшие в русле принципов модерна, стремились к осуществлению идеи синтеза искусств

Модерн Художники, работавшие в русле принципов модерна, стремились к осуществлению идеи синтеза
как формы преобразования той среды, в которой живет современный человек. Поэтому появились масштабные замыслы, объединявшие разные виды искусств — архитектуру и живопись, в том числе монументальную, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, плакат и книжную графику, обустройство интерьеров.

Слайд 18

Лестница в особняке Рябушинского

Лестница в особняке Рябушинского

Слайд 19

Композиция памяти матросов миноносца «Стерегущий»

Композиция памяти матросов миноносца «Стерегущий»

Слайд 20

Фасад Московского художественного театра «Пловец»

Фасад Московского художественного театра «Пловец»

Слайд 21

А.П.Чехов (1860-1904) + Станиславский К.С.

Л.Н.Толстой (1828-1910)

Л.Н.Толстой видит выход в нравственном самоусовершенствовании личности.

А.П.Чехов (1860-1904) + Станиславский К.С. Л.Н.Толстой (1828-1910) Л.Н.Толстой видит выход в нравственном
В воскрешении человеческой души, пришедшей к Христу; в отказе верхов от богатства и их слиянии с народом в совместном труде

Писатели традиций критического реализма

Слайд 22

Стихи и рассказы И.А. Бунина наполнены пронзительным чувством любви к русской природе,

Стихи и рассказы И.А. Бунина наполнены пронзительным чувством любви к русской природе,
деревне; в них светится изнутри каждый предмет, каждый человеческий образ.
Широкую панораму русской жизни рубежа столетий мы видим в произведениях М.Горького

И.Бунин
(1870-1953)
М.Горький
(1868-1936)

Писатели традиций критического реализма

Слайд 23

Футуризм

Каноны классического наследия и реалистические методы осмысления действительности не удовлетворяли часть творческой

Футуризм Каноны классического наследия и реалистические методы осмысления действительности не удовлетворяли часть
молодежи. Она была убеждена, что для нового века господства техники необходимы и радикально иные формы творческого самовыражения.
Футуризм (от лат. futuro — будущее) родился в европейском искусстве накануне Первой мировой войны.
Приверженцы футуризма призывали разрушить привычные стереотипы, их кумирами были скорость, ритм. Их и надлежало облечь в соответствующие художественные формы.

Слайд 24

В конце XIX века заявили о себе поэты – символисты «первой волны»

В конце XIX века заявили о себе поэты – символисты «первой волны»
– З.Гиппиус, К. Бальмонт, Ф.Сологуб. Им на смену пришли поэты – «младосимволисты» – А.Белый, А.Блок, В.Брюсов, В.Иванов.
Темп смены художественных течений всё ускорялся. Родились поэтический акмеизм (Н.Гумилёв, О.Мандельштам , А.Ахматова) и футуризм (А.Кручёных, В.Хлебников, В.Маяковский)

Слайд 25

Кубизм

Футуристы повлияли на идейную и эстетическую программу молодых живописцев, работавших в манере

Кубизм Футуристы повлияли на идейную и эстетическую программу молодых живописцев, работавших в
кубизма — изображения внутреннего строения предмета с помощью выявления его геометрической структуры (Л.С. Попова, Н.А. Удальцова, А.В. Лентулов и др.).

Слайд 26

Абстрактная (беспредметная) живопись

Принципы беспредметной живописи воплотились в творчестве двух художников, чьи имена

Абстрактная (беспредметная) живопись Принципы беспредметной живописи воплотились в творчестве двух художников, чьи
неразрывно связаны с историей мирового искусства XX в. и стали нарицательными в истории русского авангарда, — К.С. Малевича и В.В. Кандинского.
Имя файла: Серебрянный-век-оно-2.pptx
Количество просмотров: 34
Количество скачиваний: 0