Слайд 2Апеннинский п-в
Средиземное море
![Апеннинский п-в Средиземное море](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-1.jpg)
Слайд 3Происхождение римской культуры
Латиняне
(река Тибр)
Этруски
(север Апеннинского
п-ва)
Греки
(колонии на побережье Средиземного
![Происхождение римской культуры Латиняне (река Тибр) Этруски (север Апеннинского п-ва) Греки (колонии на побережье Средиземного моря)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-2.jpg)
моря)
Слайд 4Источники
Археологические
Мифология
Труды историков:
Плутарх, Цезарь,
Тит Ливий, Цицерон…
![Источники Археологические Мифология Труды историков: Плутарх, Цезарь, Тит Ливий, Цицерон…](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-3.jpg)
Слайд 5Социальная структура
Патриции (коренные жители, знать,
аристократы – землевладельцы)
Плебс (пришлые, покоренные, земледельцы)
![Социальная структура Патриции (коренные жители, знать, аристократы – землевладельцы) Плебс (пришлые, покоренные, земледельцы)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-4.jpg)
Слайд 6Периодизация истории
Древнего Рима
Монархический
(753-509 гг. до н. э.)
2. Республиканский
(509-27 гг.
![Периодизация истории Древнего Рима Монархический (753-509 гг. до н. э.) 2. Республиканский](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-5.jpg)
до н. э.)
3. Имперский
(27 г. до н.э.-476 г. н. э.)
Слайд 7Монархический
период
Идеал воспитания:
мужественный,
верный семье
и традициям,
обстоятельный,
пунктуальный,
трудолюбивый,
непритязательный,
терпеливый,
требовательный…
![Монархический период Идеал воспитания: мужественный, верный семье и традициям, обстоятельный, пунктуальный, трудолюбивый, непритязательный, терпеливый, требовательный…](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-6.jpg)
Слайд 8Особенности воспитания
Главная ценность – семья.
Главные субъекты:
Отец (мальчики)
Мать (девочки)
Характер воспитания –
прикладной.
Нравственное,
![Особенности воспитания Главная ценность – семья. Главные субъекты: Отец (мальчики) Мать (девочки)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-7.jpg)
физическое воспитание
Слайд 10Республиканский период
Идеал воспитания:
мужественный,
верный республике,
семье
и традициям,
дисциплинированный,
трудолюбивый,
свободолюбивый,
терпеливый…
![Республиканский период Идеал воспитания: мужественный, верный республике, семье и традициям, дисциплинированный, трудолюбивый, свободолюбивый, терпеливый…](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-9.jpg)
Слайд 11Особенности воспитания
Главная ценность – республика.
Главные субъекты:
Отец (мальчики)
Мать (девочки)
Воспитатели
Характер воспитания –
![Особенности воспитания Главная ценность – республика. Главные субъекты: Отец (мальчики) Мать (девочки)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-10.jpg)
прикладной, сословный
Физическое,
интеллектуальное,
Нравственное воспитание
Слайд 12Братья Гракхи
Мать – Корнели Сципион Гракх
«Когда же меня перестанут
называть дочерью
Сципиона
и
![Братья Гракхи Мать – Корнели Сципион Гракх «Когда же меня перестанут называть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-11.jpg)
начнут называть
матерью Гракхов»
Слайд 13Имперский период
Идеал воспитания:
образованный,
верный традициям,
величественный,
богатый,
праздный…
![Имперский период Идеал воспитания: образованный, верный традициям, величественный, богатый, праздный…](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-12.jpg)
Слайд 14Особенности воспитания
Главная ценность – образованность
Главные субъекты:
Отец (мальчики)
Мать (девочки)
Воспитатели
Характер воспитания –
![Особенности воспитания Главная ценность – образованность Главные субъекты: Отец (мальчики) Мать (девочки)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-13.jpg)
прикладной, сословный,
коллективный – частный
Акцент на развитие интеллекта
Слайд 15Римские школы: Тривиальные
Продолжительность обучения 2 года
Учились мальчики и девочки с 7 лет
![Римские школы: Тривиальные Продолжительность обучения 2 года Учились мальчики и девочки с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-14.jpg)
Дисциплины: латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета.
Слайд 16Римские школы: Тривиальные
Использовались: счетная доска - абака,
Индивидуальные занятия отдельно с каждым
![Римские школы: Тривиальные Использовались: счетная доска - абака, Индивидуальные занятия отдельно с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-15.jpg)
учеником.
Не приспособленные для занятий помещения.
Физические наказания плетью и палкой, поощрения для успевавших.
Слайд 17Римские школы: грамматические
Учебные заведения повышенного типа.
Обучались подростки с 12 до
![Римские школы: грамматические Учебные заведения повышенного типа. Обучались подростки с 12 до](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-16.jpg)
16 лет после домашней подготовки.
Размещались в более благоустроенных помещениях.
Помимо предметов, изучаемых в тривиальной школе, обязательны греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика.
Слайд 18Римские школы: грамматические
Количество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное.
В
![Римские школы: грамматические Количество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное. В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-17.jpg)
более поздний период - попытки разбить учащихся на группы (классы).
В ряде частных школ в дополнительно уроки физической подготовки.
Не обучали ни музыке, ни танцам.
Слайд 19Римские школы: риторические
Изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права
![Римские школы: риторические Изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-18.jpg)
и довольно интенсивно - философию.
Практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. (темы диспутов, например прославление мухи или плеши.
Слайд 20Римские школы: риторические
Выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся
![Римские школы: риторические Выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-19.jpg)
бюрократической государственной машины Римской империи.
Слайд 21Пороки
Чревоугодие
Пьянство
Разврат
Праздность
![Пороки Чревоугодие Пьянство Разврат Праздность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-20.jpg)
Слайд 22Пороки
Детоубийство.
Отказ от ребенка (поводы:
не признание его своим;
не способность прокормить;
врожденная патология.
Следствия:
Беспризорность,
Нищенство;
Сиротские
![Пороки Детоубийство. Отказ от ребенка (поводы: не признание его своим; не способность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-21.jpg)
дома.
Слайд 23Педагогическая мысль в Древнем Риме
Катон Старший
(234 - 149 до н. э.).
![Педагогическая мысль в Древнем Риме Катон Старший (234 - 149 до н. э.).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-22.jpg)
Слайд 24Катон Старший
Эллинофоб, но опирался на греческие каноны при составлении римской риторики.
![Катон Старший Эллинофоб, но опирался на греческие каноны при составлении римской риторики.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-23.jpg)
особенно настаивал на консервации римской традиции домашнего воспитания. Сам обучал своего сына грамоте, законам, гимнастике. Владел образованным рабом, но не прибег к его услугам в воспитании. В присутствии ребенка избегал непристойных выражений. Охотно играл с детьми.
Слайд 25Педагогическая мысль в Древнем Риме
Цицерон
(106 - 43 до н. э.).
![Педагогическая мысль в Древнем Риме Цицерон (106 - 43 до н. э.).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-24.jpg)
Слайд 26Цицерон
Полноценного образования достойны немногие, говорил Цицерон, большинство римлян нуждаются прежде всего
![Цицерон Полноценного образования достойны немногие, говорил Цицерон, большинство римлян нуждаются прежде всего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-25.jpg)
в "хлебе и зрелищах". Под влиянием греческой философской традиции рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний.
Слайд 27Цицерон
Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть
![Цицерон Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-26.jpg)
силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это - всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрять развитие таких сил прежде всего должна семья, полагал Цицерон.
Слайд 28Педагогическая мысль в Древнем Риме
Сенека
(4 до н. э. - 65 н.
![Педагогическая мысль в Древнем Риме Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-27.jpg)
э.)
Слайд 29Сенека
Критиковал формализм школьной системы, которая воспитывает "ум, но не душу". Считал,
![Сенека Критиковал формализм школьной системы, которая воспитывает "ум, но не душу". Считал,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-28.jpg)
что образование должно формировать самостоятельную личность ("пусть говорит он [ученик] сам, а не его память"). Проблемы нравственного воспитания изложены в "Письмах на моральные темы" и "Нравственных письмах к Луцилию". "Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла».
Слайд 30Сенека
Воспитатель всегда должен иметь в виду необходимость движения к такому знанию
![Сенека Воспитатель всегда должен иметь в виду необходимость движения к такому знанию](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-29.jpg)
(идеальной нравственной "норме") путем бесед с наглядными примерами из жизни и истории. Не считал каноном образования "семь свободных искусств". "Ты желаешь знать, что я думаю о свободных науках и искусствах. Ни одно из них я не уважаю, ни одно не считаю благом, если плод его - деньги... Пролагается ли дорога к добродетели объяснением слогов?"
Слайд 31Педагогическая мысль в Древнем Риме
Плутарх
(ок. 45 - ок. 127)
![Педагогическая мысль в Древнем Риме Плутарх (ок. 45 - ок. 127)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-30.jpg)
Слайд 32Плутарх
С особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье.
![Плутарх С особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-31.jpg)
Супруга Плутарха отказалась от няньки и кормилицы и сама кормила и пеленала своих детей. Плутарх советовал избегать жестоких наказаний. По его словам, бить ребенка означало "подымать руку на святыню".
Слайд 33Плутарх
С этими идеями перекликается и трактат т. н. Псевдо-Плутарха "О воспитании",
![Плутарх С этими идеями перекликается и трактат т. н. Псевдо-Плутарха "О воспитании",](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-32.jpg)
где также даются советы проявлять мягкость к "благонравным детям", оставаться матери кормилицей собственных детей. Псевдо-Плутарх выдвигал идею всесторонне обученного человека в духе требований образованного римского общества По сути, предлагалось дать "беглое" знание тогдашних наук, то есть формировать дилетанта.
Слайд 34Педагогическая мысль в Древнем Риме
Квинтилиан
(42 - ок. 118)
![Педагогическая мысль в Древнем Риме Квинтилиан (42 - ок. 118)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-33.jpg)
Слайд 35Квинтилиан
Адвокат и оратор, черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия. Главный
![Квинтилиан Адвокат и оратор, черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия. Главный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-34.jpg)
труд Квинтилиана - "Ораторское образование". Из 12 книг этого трактата наиболее известны две: "О домашнем воспитании мальчика" и "О риторическом обучении".Размышляя о природе человека, Квинтилиан высказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая, однако, такие свойства единственными (дети "от природы склонны к худшему").
Слайд 36Квинтилиан
Побороть дурные наклонности помогает воспитание. Чтобы достичь высоких результатов в педагогике, необходимо
![Квинтилиан Побороть дурные наклонности помогает воспитание. Чтобы достичь высоких результатов в педагогике,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-35.jpg)
соединить природную доброту человека и воспитание, так как эти начала не могут существовать раздельно.
Отдавал предпочтение организованному школьному обучению по сравнению с домашним ("свет хорошей школы лучше одиночества семьи"). Он, например, утверждал, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения "зачастую бывает причиной добродетелей".
Слайд 37Квинтилиан
Ратовал за общедоступность образования, полагая, что все нормальные дети римских
![Квинтилиан Ратовал за общедоступность образования, полагая, что все нормальные дети римских граждан](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1181273/slide-36.jpg)
граждан достойны получать образование. Он верил в созидательные возможности школьного обучения, считая, например, что ученики-тупицы - на совести педагогов. Вершиной образования считал овладение искусством оратора ("поэтами родятся, а ораторами становятся"). Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения.