Соцреализм

Содержание

Слайд 2

Соцреализм — официальное художественное направление в советском искусстве, существовавшее с середины 1930-х

Соцреализм — официальное художественное направление в советском искусстве, существовавшее с середины 1930-х
до начала 1980-х годов. Его целью было утвердить в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Постепенно сложилась жесткая программа социалистического реализма, главным в которой было прославление революционной борьбы народа и его вождей, советского строя жизни, социалистического строительства и трудового энтузиазма. Необходимо было следовать лозунгам коммунистической идейности, партийности и народности. Эти требования, которыми должны были руководствоваться союзы художников, определяли круг сюжетно-тематических композиций, типизированных портретов, тематических пейзажей-картин и т.д. Метод социалистического реализма был предписан всем видам искусства, включая архитектуру и декоративноприкладное искусство, что значительным образом тормозило их художественное развитие, мешало подлинной народности и традиционности искусства. Однако в русле этой программы были созданы проникнутые историческим оптимизмом и революционной патетикой произведения

Слайд 3

Эти требования, которыми должны были руководствоваться союзы художников, определяли круг сюжетно-тематических композиций,

Эти требования, которыми должны были руководствоваться союзы художников, определяли круг сюжетно-тематических композиций,
типизированных портретов, тематических пейзажей-картин и т.д. Метод социалистического реализма был предписан всем видам искусства, включая архитектуру и декоративноприкладное искусство, что значительным образом тормозило их художественное развитие, мешало подлинной народности и традиционности искусства. Однако в русле этой программы были созданы проникнутые историческим оптимизмом и революционной патетикой произведения

Слайд 4

Борис Владимирович Иогансон (1893—1973) был образцовым художником социалистического реализма.

Он писал полотна с

Борис Владимирович Иогансон (1893—1973) был образцовым художником социалистического реализма. Он писал полотна
панорамами строек, искал новый социальный типаж («Рабфак идет», «Вузовцы»). В 1930-е годы Иогансон создал две свои главные картины, связанные с историко-революционной тематикой — «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе».В «Допросе коммунистов» мужчина и женщина, противостоящие белогвардейцам, являют собой единое целое. Они словно надвигаются на тех, кто
их допрашивает. Художник использовал для этого специальный прием: чуть повысил линию горизонта, наклонил пол. Стоящие насмерть коммунисты выглядят победителями.В центре сюжета полотна «На старом уральском заводе» психологический поединок хозяина (для этой фигуры позировал художник А.М. Герасимов) с поднимающимся против гнета рабочим.Иогансон был продолжателем традиций, заложенных русскими художниками, прежде всего И. Е. Репиным и В. И. Суриковым.

Слайд 5

Допрос коммунистов.

Допрос коммунистов.

Слайд 6

На старом уральском заводе.1937.

На старом уральском заводе.1937.

Слайд 7

Павел Дмитриевич Корин (1892 — 1967) был живописцем и монументалистом. Он родился

Павел Дмитриевич Корин (1892 — 1967) был живописцем и монументалистом. Он родился
в семье потомственных иконописцев в селе Палех. В поисках большого стиля он обращался к классическому наследию мастеров прошлого. В годы революции Корин участвовал в оформлении демонстраций и празднеств, делал плакаты по эскизам В. Маяковского. Трагическими
были для Корина 1930-е годы. Он писал людей уходящего прошлого, что шло вразрез с официальным искусством. Одним из самых значительных произведений Корина стала незавершенная картина «Реквием» («Русь уходящая»), изображающая крестный ход во время похорон патриарха Тихона. Корин считал своим долгом запечатлеть православную Россию, казалось бы обреченную, но продолжающую жить, уверенную в своей правоте. Работа над полотном заняла более 10 лет. Корин написал для нее много портретов — от нищих до высших церковных иерархов, выполнил композиционные эскизы. Персонажи объединены общим состоянием, полны внутреннего духовного огня, но при этом каждый обладает индивидуальным характером.

Слайд 8

Русь уходящая

Русь уходящая

Слайд 9

Триптих «Александр Невский» (центральная часть), «Старинный сказ» (правая часть) и «Северная баллада»(левая

Триптих «Александр Невский» (центральная часть), «Старинный сказ» (правая часть) и «Северная баллада»(левая
часть) посвящен героическим образам Древней Руси. Воин, защитник родной земли и духовных идеалов России, привлекает Корина. Александр Невский изображен в полный рост с мечом в руках. Взор Невского, грозный и яростный, напоминает взор Спаса Ярое Око на знамени. Красночерный силуэт фигуры контрастно смотрится на фоне Софии Новгородской и кристальной глади реки. Художник использует низкую линию горизонта, для того чтобы фигура Александра Невского выглядела еще более величественно

Слайд 10

Триптих «Александр Невский».

Триптих «Александр Невский».