Слайд 2Старо-Татарская Слобода в Казани представляет из себя своеобразный музей под открытым небом.
Прогулка по этому колоритному району переносит в атмосферу былых лет, когда татарское население со своими традициями и уставом жило в этой части Казани.
Слайд 3Старая Татарская (Старо-Татарская) слобода находится в южной части Вахитовского района города.
Слобода в целом вытянута
с северо-запада на юго-восток и расположена между озером Нижний Кабан и каналом-протоком Булак (соединял Казанку и озёра Кабан) на востоке, путями южного внутригородского железнодорожного хода на западе, Центральным рынком на севере и площадью Вахитова на юге.
Слобода условно имеет три исторические части: северную — деловую, центральную — культурно-жилую, южную — промышленную. Осевой для слободы улицей является улица Тукая.
Северную и центральную части слободы разделяет проспект Татарстан, проложенный в советский период. В центре слободы находится Юнусовская площадь.
Слайд 4ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
Бурное развитие и застройка слободы начались после визита в Казань в
1767 году императрицы Екатерины II, когда она лично сняла все прежние ограничения строить каменные мечети и татарские общественные здания.
Осевая для всей слободы улица Тукая (Тихвинская и Екатерининская до 1917 года) была застроена особняками татарских промышленников, предпринимателей и духовенства.
Центром северной части слободы и её торговым кварталом, что свойственно всем восточным городам, был Сенной базар (ныне частично сквер Труда) и Сенная мечеть (ныне мечеть Нурулла).
Вокруг мечети группировались гостиничные («Булгар», «Амур») и торговые здания, купеческие лавки.
Перекресток улиц Г. Тукая и Ф. Карима, образующий небольшую Юнусовскую площадь, которая была общественным центром слободы в годы революций. Площадь окружали дома татарских купцов и фабрикантов.
В южной части слободы были размещены крупнейшие промышленные предприятия своего времени — мыловаренно-химический завод (ныне «Нефис-косметикс») и пивной завод Петцольда (ныне — «Красный Восток»-«Солодовпиво»).
В советский период небольшие деревянные дома и здания, не имеющие архитектурно-исторической ценности, в слободе (особенно на западе её центральной части и у улицы Татарстан) были снесены и застроены многоэтажными жилыми домами («хрущевками» и «брежневками»).
Слайд 5Сенная мечеть в XIX веке
Вид на озеро Кабан и Старо-Татарскую слободу (1920-е — 1930-е годы)
Слайд 6Несмотря на то, что совсем рядом проходят крупные улицы и проспекты огромного
мегаполиса, здесь нет суеты и шума. Этот район буквально напитан каким-то деревенским умиротворением и спокойствием.
Слайд 7Мечеть Марджани в Казани является одной из первых каменных мечетей в городе.
Строительство ее началось аж в 1767 году после указа Екатерины II, разрешающей строить каменные мечети и татарские общественные здания.
Слайд 8Еще одна знаменитая мечеть — Апанаевская, — была построена также в XVIII
веке. Строительство ее велось неизвестным архитектором, стиль — барокко с элементами татарского народного искусства.
Слайд 9Главный музей Старо Татарской Слободы на русском языке имеет одноименное название, а
по-татарски звучит как «Татар Бистэсе». Находится он напротив Апанаевской мечети.
Слайд 10В доме-замке под названием «Дом Шамиля» жило много разных владельцев, но одним
из самых известных был молодой купец Валиулла Ибрагимов, который слыл конфетным королем за то, что открыл в Казани кондитерскую фабрику и стал лидером по производству конфет во всем Поволжье.В наши дни в этом здании находится литературный музей знаменитого татарского поэта Габдуллы Тукая.
Слайд 11Роскошный особняк Юнусовых — Апанаевых пленял иностранных гостей своим внутренним убранством
Слайд 12Но особенный дух Слободы удается прочувствовать все-таки не за счет дорогих особняков,
а благодаря маленьким улочкам с деревянными резными домиками.
Слайд 13Во многие дома действительно можно зайти, потому что внутри находятся отели с
традиционным колоритом. Вот, например, гостиница «Бал».
Слайд 14Старо-Татарская Слобода в Казани славится своей самобытностью и душевностью. Понимание Казани будет
не полным без познания ее уникального района, в котором сохранились отголоски богатого наследия культуры и истории татар.