Старец Федор и Вера Молчальница

Содержание

Слайд 2

Старец Федор

Фёдор Кузьмич (Феодор Томский, Феодор Козьмич; 1776 (1777) — 20 января (1 февраля) 1864, Томск) — старец, живший в Сибири в XIX

Старец Федор Фёдор Кузьмич (Феодор Томский, Феодор Козьмич; 1776 (1777) — 20
веке. Согласно одной из легенд, возникшей в середине XIX века (ещё при жизни старца), считается российским императором Александром I, инсценировавшим свою смерть и ставшим скитальцем. Вопрос о тождественности Фёдора Кузьмича с указанным российским императором историками однозначно не решён.
Фёдор Кузьмич за своё подвижничество в 1984 году канонизирован Русской православной церковью в лике праведных в составе Собора сибирских святых.

Слайд 3

Загадка Старца Федора

140 лет назад в Томской губернии скончался благочестивый старец Федор

Загадка Старца Федора 140 лет назад в Томской губернии скончался благочестивый старец
Кузьмич. По народной легенде, под этим именем провел свои последние годы российский император Александр I. Поговаривали, что будто бы царь не умер, а странствовал с посохом по России. Потом долго жил в Сибири под именем Федора Кузьмича. Невероятная историческая загадка и по сей день будоражит умы.Как-то раз Вяземский обронил об Александре I: "Сфинкс, не разгаданный до гроба". Добавим, что и после гроба. Но кто только не брался отгадывать!
Пожилой мужчина имел приятный и величественный вид, был хорошо воспитан, держался вежливо и учтиво. Его дело разобрали в суде, и, несмотря на то, что судьи симпатизировали старцу, ему было назначено наказание в виде 20 ударов плетьми с последующей ссылкой в Сибирь. Таким было стандартное наказание за бродяжничество в те времена.Старец не возражал против приговора и наказания, но, объявив себя неграмотным, поручил вместо себя расписаться другому человеку. Всем же присутствующим было ясно, что мужчина не только умеет писать, но и достаточно образован и начитан. Можно предположить, что Федор Кузьмич опасался, что документ с образцом его почерка будет передан властям.Старец вызывал всеобщую симпатию и любовь. Он был единственным из всех заключенных, на кого не стали надевать кандалы перед отправкой в Сибирь. Солдаты, офицеры и заключенные полюбили старца Федора, словно родного отца. На ночевках ему выделяли отдельное место, с ним стремились завести беседу, просили его совета.

Слайд 4

Загадка Федора Кузьмича

Первые несколько лет своей ссылки Федор Кузьмич прожил в небольшом поселке

Загадка Федора Кузьмича Первые несколько лет своей ссылки Федор Кузьмич прожил в
Зерцалы. Затем один из жителей помог старцу построить уединенный домик в станице Белоярской, в котором он мог бы жить и молиться. Беседовал Федор Кузьмич с крестьянами и о вере, и о Священном Писании, объяснял простыми словами то, что не объясняли людям местные священники. Жители ближайших поселков видели в нем доброго друга и мудрого советника.

Слайд 5

Вера Молчальница

Ве́ра Молча́льница (? — 6 [18] мая 1861) — православная подвижница,

Вера Молчальница Ве́ра Молча́льница (? — 6 [18] мая 1861) — православная
затворница Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области, хранившая 2Своей известностью Вера Молчальница обязана легенде, в которой она отождествляется с императрицей Елизаветой Алексеевной, женой Александра I, которая якобы после того, как император, инсценировав свою смерть, стал сибирским старцем Фёдором Кузьмичом, последовала его примеру.3 года обет молчания.

Слайд 6

Неизвестная, называвшая себя Верой Александровной, появилась в Тихвине в 1834 году и остановилась в доме помещицы Веры Михайловны

Неизвестная, называвшая себя Верой Александровной, появилась в Тихвине в 1834 году и
Харламовой. О своём прошлом она никогда не рассказывала, также не называла своей фамилии, однако пришедшая вызывала уважение своей набожностью и скрупулёзным следованием религиозным заповедям. Её часто видели в Тихвинском Богородичном монастыре молившейся перед Тихвинской иконой Божьей Матери. Также она совершала паломничества в другие местные монастыри. Тихвинцы относились к Вере Александровне с большим уважением, её часто навещали для духовных бесед и отправляли к ней детей для обучения молитвам и закону Божию.[1] Таким образом, если верить сохранившимся источникам, она прожила около трёх лет. Затем, узнав о том, что жена дьячка Винницкого погоста Олонецкой губернии тяжело больна, она покинула Тихвин и добровольно отправилась ухаживать за ней.[2]

Слайд 7

Она вернулась в Тихвин год спустя, но вскоре покинула город уже окончательно,

Она вернулась в Тихвин год спустя, но вскоре покинула город уже окончательно,
как считается, тяготясь чрезмерным к себе вниманием. Оно было вызвано рассказом одного тихвинского помещика, что тот в Петров пост видел как Вера Александровна преобразилась, приняв причастие, и стала похожа на ангела[3] (эта история в 1852 году стала известна и в Сырковом монастыре, где тогда жила Вера, от приехавшей её навестить помещицы Харламовой[4]). Вера переселилась в валдайское село Берёзовский Рядок, где ей понравилось богослужение и благочестие прихожан местной церкви и она согласилась по просьбе крестьянина Прокопия Трофимова погостить там некоторое время. Жила она там в отдельной избушке, где принимала только детей, рисуя для них изображения Христа и Божьей Матери, обучая чтению молитв и грамоте.[5] Такая жизнь Веры продолжалась около 9 месяцев и вызвала подозрение у полиции. В 1838 году Вера Александровна была арестована за отсутствие паспорта. По этапу её отправили в Валдайскую тюрьму, где согласно легенде на вопросы о её фамилии и происхождении она отвечала следователю: «Если судить по небесному, то я — прах земли, а если по земному, то я — выше тебя».[6] Следователь продолжал настаивать и добился лишь того, что Вера Александровна окончательно перестала отвечать на вопросы. После этого в течение 23 лет и до самой смерти она уже не раскрыла рта, лишь иногда отвечая на вопросы посредством записок или крайне редко обрывками фраз.[7]
Полиция сочла странную арестантку сумасшедшей и после полутора лет заключения в Новгородской тюрьме её отправили в Коломовский дом для умалишённых, где она провела ещё полтора года. Во время пребывания в доме для умалишённых Вера написала сочинение «Плач Богоматери при крестных страданиях Сына Ея Господа Иисуса».[8] Сохранились записи Веры Александровны, относящиеся к этому периоду её жизни. О своём пребывании в лечебнице она писала:[9]
« Мне хорошо там было; я блаженствовала там… Благодарю Бога, что Он сподобил меня пожить с заключенными и убогими. Господь не то ещё терпел за нас грешных!

Слайд 8

Сырковом монастыре. Сообщают, что сведения о Вере она получила из Петербурга.[10] За давшей согласие Верой приехала игуменья монастыря и отвезла её в обитель. О переселении Веры в монастырь был издан указ Новгородской духовной консистории от 10 апреля 1841 года в котором указано что в монастырь Вера помещается на содержание за счёт графини Анны Орловой.

Сырковом монастыре. Сообщают, что сведения о Вере она получила из Петербурга.[10] За

Слайд 9

Смерть

В Страстную субботу (22 апреля) она исповедовалась (подала священнику письменный текст исповеди), а когда он после прочтения вернул ей его, то Вера встала на колени и перевернула лист — там было написано «Батюшка, помолитесь Господу о поминовении души моей. Конец мой близок и дни изочтены суть» На Светлой неделе 27 апреля она как обычно поднялась на монастырскую башню, смотрела на Новгород и молилась, позже пошла к северным вратам монастыря и от них смотрела на Хутынский монастырь. Подобрав несколько прутиков, Вера пошла к южной стороне соборного храма Владимирской иконы Божьей Матери, положила прутики на землю и, сделав три земных поклона, указала на них рукой, определив этим место своего погребения. Как указывают приверженцы легенды, это место располагалось рядом с могилой игуменьи Александры Шубиной, которая в мае 1793 года была крёстной матерью императрицы при её переходе в православие.
По возвращении в келью у затворницы был сильный жар, свидетели её последних дней жизни сообщают, что у неё было воспаление лёгких. 30 апреля она была уже очень слаба, путая буквы она пишет записку игуменье с просьбой соборовать её, прося, чтобы при этом таинстве присутствовали только священник и настоятельница, и добавляет «прошу и умоляю вам ни убирати меня» то есть не совершать омовение её тела после смерти. 5 мая её исповедали и причастили, келейница, отведя священника в другую комнату, просила прийти на следующий день и вновь причастить умирающую. В это время в комнату вошла Вера, перекрестилась на икону Спасителя и указала рукой на землю. Этим жестом она предрекала больным смерть. Обратно в комнату она вернулась только с помощью келейницы. Всю ночь продолжалась агония, Вера молилась, в 4 часа над ней была прочитана отходная молитва. Около 6 часов утра 6 мая 1861 года Вера Молчальница умерла, так и не открыв своего подлинного имени и происхождения.

Смерть В Страстную субботу (22 апреля) она исповедовалась (подала священнику письменный текст